"Ярмарка дымковской игрушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Светлана Владимировна

Современные технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникационная, эмоционально – художественная, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

 

Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:

-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами. 
- Познакомить с историей Дымковской игрушки. 
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию, мелкую моторику рук.

- Развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке.

 

Ход деятельности.

Звучит музыка «Ярмарка», появляется Петрушка ( Кукла Петрушки)

- Здравствуйте, ребята, а вот и я Петрушка .

Приветствие гостей.

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Я хочу вас пригласить на ярмарку, а вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей). Отгадайте мою загадку.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

 

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

- Правильно это дымковские игрушки. А, как вы думаете где делают дымковские игрушки? (село Дымково). Село Дымково находится на берегу реки Вятка. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? . В давние времена жители села Дымково от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно ,от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскими. Как вы думаете а, на чем можно добраться до села Дымково? (ответы детей). (На экране показывается картинка села Дымково .)А вы когда-нибудь пробовали путешествовать с помощью волшебной веревочки? Нет?! Тогда я вам предлагаю добраться до села с помощью волшебной веревочки.

 

Волшебная веревочка, ты за нее держись.

          С волшебною веревочкой ты вправо повернись.

Волшебная веревочка нас вместе собрала.

Волшебная веревочка в село нас привела.

 

Под музыку Петрушка и дети идут друг за другом держась за веревку.

Петрушка:- Ребята, вот мы и добрались, добро пожаловать в Дымково! Скоро ярмарка начнется и весело будет и красиво!

Петрушка: А у меня здесь есть помощник, который сейчас нам расскажет стихотворение.

Ребенок читает стих:

                                                    Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягкий падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дыме все кругом,

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки – не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

( -Молодец, хороший у меня помощник! )

 

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска».Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

На экране меняются картинки дымковских игрушек : олень, индюк, барышня, конь.

Дети рассказывают стихи про дымковские игрушки:

 

Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий 
Мчится глиняный олень.

 

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,

 У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.

 

Дымковская барышня вся в оранжевых,

золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

 

Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся 
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

 

Игра «Вопрос - ответ».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

2. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

3. Что общего у всех этих игрушек? ((У всех игрушек яркие краски, покрыты красивыми узорами.)

4. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

5. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? ( красный, синий, зелёный, жёлтый)

7. Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? (лошадка, индюк, петух, олени, лошадки, барыни)

8.Где обжигают игрушки? (в печи).

 

Петрушка: - Ой, ребята, уже скоро откроется ярмарка дымковской игрушки , а мне еще столько работ надо расписать. Боюсь один я не справлюсь, может быть вы мне поможете?

Петрушка : Давайте станем мастерами-умельцами и распишем трафареты дымковской барышни. Мы будем трудиться как настоящие мастера. Закрываем глаза, шепотом (превращение в «мастера»)

      Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Мастерить сейчас начнем.

Петрушка : Надо обязательно и наши ручки размять!

Гимнастика для рук «Замок» :

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли!

 

Проходим в мастерскую, садимся за столы.

Дети карандашами расписывают трафареты дымковской барышни. В процессе самостоятельной работы детям предоставляется творческая свобода, оказывается индивидуальная помощь.

По окончанию работы, дети показывают своих красивые работы.

Петрушка : Какие красочные узоры получились, теперь наши дымковские барышни стали красивыми и яркими. Какая барышня вам понравилась больше всех? Почему? А мне все игрушки понравились. Вы просто молодцы! Спасибо вам ребята за помощь. Вы хорошо потрудились. Теперь и ярмарку можно начинать.

 

 Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

 

-Волшебные слова «Закрываем мы глаза, вот такие чудеса, мы теперь не мастера, а теперь мы дети!»

 

Петрушка: - Ребята, где мы сегодня побывали, что видали? (Ответы детей).

- Кем стали? ( мастерами- умельцами).

- Вы просто молодцы!

- Понравилось вам в Дымково? А сейчас детвора возвращаться нам пора, скажем всем спасибо и до свиданья!

Дети с помощью волшебной веревочки идя друг за другом возвращаются в детский сад .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka_dymkovsoy_igrushki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникационная, эмоционально – художественная, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:

-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами. 
- Познакомить с историей Дымковской игрушки. 
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию, мелкую моторику рук.

- Развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке.

Ход деятельности.

Звучит музыка «Ярмарка», появляется Петрушка ( Кукла Петрушки)

- Здравствуйте, ребята, а вот и я Петрушка .

Приветствие гостей.

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Я хочу вас пригласить на ярмарку, а вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей). Отгадайте мою загадку.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

- Правильно это дымковские игрушки. А, как вы думаете где делают дымковские игрушки? (село Дымково). Село Дымково находится на берегу реки Вятка. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? . В давние времена жители села Дымково от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно ,от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскими. Как вы думаете а, на чем можно добраться до села Дымково? (ответы детей). (На экране показывается картинка села Дымково .)А вы когда-нибудь пробовали путешествовать с помощью волшебной веревочки? Нет?! Тогда я вам предлагаю добраться до села с помощью волшебной веревочки.

Волшебная веревочка, ты за нее держись.

          С волшебною веревочкой ты вправо повернись.

Волшебная веревочка нас вместе собрала.

Волшебная веревочка в село нас привела.

Под музыку Петрушка и дети идут друг за другом держась за веревку.

Петрушка:- Ребята, вот мы и добрались, добро пожаловать в Дымково! Скоро ярмарка начнется и весело будет и красиво!

Петрушка: А у меня здесь есть помощник, который сейчас нам расскажет стихотворение.

Ребенок читает стих:

                                                    Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягкий падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дыме все кругом,

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки – не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

( -Молодец, хороший у меня помощник! )

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска».Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

На экране меняются картинки дымковских игрушек : олень, индюк, барышня, конь.

Дети рассказывают стихи про дымковские игрушки:

Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий 
Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,

 У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.

Дымковская барышня вся в оранжевых,

золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся 
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Игра «Вопрос - ответ».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

2. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

3. Что общего у всех этих игрушек? ((У всех игрушек яркие краски, покрыты красивыми узорами.)

4. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

5. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? ( красный, синий, зелёный, жёлтый)

7. Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? (лошадка, индюк, петух, олени, лошадки, барыни)

8.Где обжигают игрушки? (в печи).

Петрушка: - Ой, ребята, уже скоро откроется ярмарка дымковской игрушки , а мне еще столько работ надо расписать. Боюсь один я не справлюсь, может быть вы мне поможете?

Петрушка : Давайте станем мастерами-умельцами и распишем трафареты дымковской барышни. Мы будем трудиться как настоящие мастера. Закрываем глаза, шепотом (превращение в «мастера»)

      Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Мастерить сейчас начнем.

Петрушка : Надо обязательно и наши ручки размять!

Гимнастика для рук «Замок» :

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли!

Проходим в мастерскую, садимся за столы.

Дети карандашами расписывают трафареты дымковской барышни. В процессе самостоятельной работы детям предоставляется творческая свобода, оказывается индивидуальная помощь.

По окончанию работы, дети показывают своих красивые работы.

Петрушка : Какие красочные узоры получились, теперь наши дымковские барышни стали красивыми и яркими. Какая барышня вам понравилась больше всех? Почему? А мне все игрушки понравились. Вы просто молодцы! Спасибо вам ребята за помощь. Вы хорошо потрудились. Теперь и ярмарку можно начинать.

 Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

-Волшебные слова «Закрываем мы глаза, вот такие чудеса, мы теперь не мастера, а теперь мы дети!»

Петрушка: - Ребята, где мы сегодня побывали, что видали? (Ответы детей).

- Кем стали? ( мастерами- умельцами).

- Вы просто молодцы!

- Понравилось вам в Дымково? А сейчас детвора возвращаться нам пора, скажем всем спасибо и до свиданья!

Дети с помощью волшебной веревочки идя друг за другом возвращаются в детский сад .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы "Ярмарка дымковской игрушки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое направлениеОбразовательная область «Художественное творчество»для детей средней группы«Ярмарка дымковской игрушки»...

Презентация "Ярмарка Дымковской игрушки"

Вид ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) и речевому развитию (развитие речи) в старшей группе...

«На ярмарке дымковской игрушки»

Конспект  непосредственно – образовательной деятельности  в старшей группе«На ярмарке дымковской игрушки»...

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки ."

Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование....

«ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

КОНСПЕКТ По образовательной области «Художественное творчество» (декоративное рисование) по теме «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» В старшей группе ...

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки"

Тема: "Ярмарка дымковской игрушки."(старшая группа)Цель: Организация ярмарки.Задачи:- продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления...

ДОСУГ НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ».

Цель:  Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, продолжать воспитывать на народных традициях; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров. Развивать интерес к изучению народных...