Дидактическая игра "кубидум"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Нигаматова Ильмира Исмаиловна

Игра является любимой деятельностью дошкольника и сопровождает его в течение всего времени пребывания в детском саду.

   Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

   Дидактические игры позволяют обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Они создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания

 

Дидактические игры  «Кубидум» способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах, животных, птицах;                                                                                              - развитию памяти, внимания, наблюдательности;

- развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения;

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к окружающему его миру, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igr_kubidum.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Кубики  «Кубидум»

   Игра является любимой деятельностью дошкольника и сопровождает его в течение всего времени пребывания в детском саду.

   Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

   Дидактические игры позволяют обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Они создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания

Дидактические игры  «Кубидум» способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах, животных, птицах;                                                                                              - развитию памяти, внимания, наблюдательности;

- развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения;

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к окружающему его миру, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

   

Игровой материал:

 кубик пластиковый размером 8\8 см на гранях кубика наклеены картинки:

- кубик № 1 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных и птиц (кошка, крольчиха, курица, утка, гусыня, индюшка)

-кубик № 2 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных и птиц (кот, кролик, петух, селезень, гусь, индюк)

-кубик № 3 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных и птиц (котенок, крольчонок, цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок)

-кубик № 4 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных

(собака, корова, овца, коза, лошадь, свинья)

-кубик № 5 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных

(пес, бык, баран, козел, конь, боров)

-кубик № 6 на гранях наклеены картинки с изображением домашних животных

(щенок, теленок, ягненок, козленок, жеребенок, поросенок)

кубик № 7 на гранях наклеены картинки с изображением чем питаются животные (вода, зерна, трава, корм, молоко, фрукты и вощи);

кубик № 8 на гранях наклеены картинки с изображением местом обитания (птичий двор, водоем,  лес, ферма, дом, клетка);

кубик № 9 на гранях наклеены картинки с изображением какую пользу приносят для человека (шерсть, яйца, мясо, молоко, масло и сыр) ;

-кубик № 10 на гранях наклеены картинки с изображением диких животных (белка, заяц, медведь, волк, лиса, еж)

-кубик № 11 на гранях наклеены картинки с изображением диких животных (бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок, лисенок, ежонок);

-кубик № 12 на гранях наклеены картинки с изображением чем питаются животные (ягоды, мед, грибы, вода, мышки, рыба);

-кубики  №13, 14,15 на гранях наклеены картинки с изображением  транспорта (водный, воздушный, наземный)

-кубик № 16 на гранях наклеены картинки с изображением:  река, дорога, небо, поле, стройка;

-кубик № 17 на гранях наклеены картинки с изображением овоще;

-кубик № 18 на гранях наклеены картинки с изображением фруктов;

Дидактические игры и упражнения

«Назови ласково»

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку кинуть кубик с картинками изменить слово по образцу:

Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,

«Собери семью»

Цель: Расширение знания детей о диких и домашних животных и птицах. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок-.Развитие зрительного внимания.

Игровой материал: кубики с картинками  диких и домашних животных и птиц.

 Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям кубики с картинками с изображением детенышей, а себе оставляет кубики с картинками с  изображением взрослых птиц или животных.

Воспитатель говорит:  «Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?»  Предлагает детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.

у утки - утенок, у гусыни - ..., у индюшки - ..., у курицы - ... .

у белки-бельчонок, у кошки-котенок, собаки-…, лисицы-… и т.д.

«Назовите родителей»

Цель: Расширение знания детей о диких и домашних животных и птицах. Совершенствование грамматического строя речи, расширение словарного запаса.

Игровой материал: кубики с картинками диких и домашних животных и птиц.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям кубики с картинками с изображением детенышей, а себе оставляет кубики с картинками с  изображением взрослых птиц или животных, предлагает детям найти родителей.

У цыпленка — курица, петух; 
у индюшонка — индюшка, индюк; 
у утенка — утка, селезень; 
у гусенка — гусыня, гусак;

у котенка –кошка, кот и т.д.

   

«Кого не стало?»

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.

Игровой материал: кубики с картинками диких и домашних животных и птиц.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку посмотреть на кубики и назвать всех изображенных птиц  (диких  или домашних животных) по семьям.

Гусь - гусыня - гусята,  (петух, селезень, индюк.) Затем воспитатель убирает одного из членов семьи и спрашивает: «Кого не стало?»

«Сравни и скажи»

Цель: Расширение кругозора детей. Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.

Игровой материал: кубики с картинками диких и домашних животных и птиц.

Ход игры:

 Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

у человека - дети, а у птиц - птенцы.

у человека - нос, а у птицы - . . .

у животных - шерсть, а у птиц - . . .

у кошки - лапы, а у птиц - . . .

«Кто лишний?»

Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.

Игровой материал: кубики с картинками диких и домашних животных и птиц.

Ход игры:

Воспитатель предлагает вниманию детей цепочки из кубиков –  домашних и диких животных. Дети определяют, какое животное лишнее.

Кошка, собака, коза, белка;

Медведь, волк, овечка, лиса и т.д

«Исправь ошибку»

Цель: Развитие внимания, логического мышления

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани

Ход игры:

Воспитатель составляет кубики с картинками. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.

У утки - гусята,                           у индюшки - цыплята,

у курицы - утята,                        у гусыни - индюшата.

«Кто как кричит?».

Цель: Формирование  умений   подбирать существительное к глаголу (глаголу существительное)

Игровой материал: кубики с картинками

Ход игры:

Воспитатель  говорит глагол (существительное) ребенок говорит существительное (глагол) подбирает соответствующий  кубик с картинкой.

Кудахчет - ..., кукарекает- ..., крякает - ..., гогочет - ...

Гусь — гогочет, 
утка — крякает, 
курица — кудахчет, 
петух — кукарекает, 
цыпленок — пищит, 
индюк — балаболит.

«Кто где живет»

Цель: Закрепление  представлений о животных и местах их обитания.

Игровой материал: кубики с картинками   диких животных   и местами обитания

Ход игры:

У воспитателя кубики с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.), а у детей - кубики с изображением животных.

Воспитатель показывает кубик с местом обитания животных.  Ребёнок должен определить какое животное там  обитает.

«Кто скорее соберет?»

Цель: Способствовать умению детей группировать дикие и домашние животные;  

Игровой материал: кубики с  картинками  диких  и домашних животных  

Ход игры:

Дети делятся на две команды: «Лесники» и «Фермеры».   По команде воспитателя команды начинают собирать  животных  каждый на своё место (в лес или ферму).   Кто собрал первым всех животных,   считается победителем.

«Угадай кто это?»

Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать

загадки по опорным словам.

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани

Ход игры: 

Воспитатель загадывает загадки, дети рассматривают кубики дают ответ.

*Ку-ка-ре-ку -  стерегу! (петух).

*Пить-пить-пить - воды попить! (цыпленок)

*Кря-кря- ищу червя! (утка).

*По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
 Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)
*Весь я золотистый, мягкий и пушистый. 
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня ... (цыплёнок).
*Гребешок аленький, кафтанчик рябенький, 
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

 Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
*Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
*По лужку он важно бродит,
 Из воды сухим выходит,
 Носит красные ботинки,
 Дарит мягкие перинки. (Гусь)
*Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)
*По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

«Отгадайте, что за животное»


Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.
Игровой материал:  кубики с картинками на каждой грани.
Ход игры:

Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на кубике, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

____________________________________________________________________

«Волшебный кубик»

Цель: Расширение словарного запаса слов.

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани

Ход игры.

Ребёнок бросает кубик. Воспитатель спрашивает: «Что это?» или «Кто это?»                         и просит  произнести соответствующий звук.

 Например, на верхней грани –  самолёт –у-у-у-у

«На чем ты катаешься»

Цель: активизировать в речи предлога НА

Игровой материал: кубики с картинками  ( лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед и др.)

Ход игры:

 Дети по картинке  на кубике составляют предложения с предлогом   НА

Я катаюсь на самокате. Я еду на машине. И т.д.

                                          «Узнай по описанию»

Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).

Игровой материал: кубики  с изображением разных видов транспорта .

 Ход игры.

Взрослый вызывает одного ребенка, дает ему кубик с  изображениями на грани транспорта  и предлагает описать, но не называть его. Остальные дети угадывают по описанию и называют, какой это транспорт. Первый из детей, кто правильно

угадал, продолжает игру.

Назови часть целого».

 Цель: научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).

  Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани

 Ход игры:

 Ребенок кидает кубик с картинками и описывает транспорт на  выпавшей верхней  грани кубика.

Автомобиль (целое) – колеса, стекла, руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник, бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т.д.

«Перечислить как можно способов использования автомобиля»

 Цель: развивать воображение, логическое мышление, связную речь.

 Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани

 Ход игры:

Взрослый предлагает детям перечислить, как можно использовать автомобиль.

 Например:

- передвижение по поверхности земли;

- перевозить грузы;

- укрываться от дождя;

- путешествовать;

- в машине можно переночевать;

- спортивные соревнования – гонки

- освещение в темноте (фары);

- подача разных сигналов (звуковые, световые) и т.д.

«Хорошо – плохо»

Цель: формировать  умение  видеть «тайну двойного» в предметах и явлениях, познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо – плохо»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани

 Ход игры.

1. Когда есть автомобили – это «хорошо». Почему?

Например, можно быстро передвигаться, перевозить тяжелые грузы, перевозить

много пассажиров, машины красивые, крепкие и т.д.

2. Когда есть автомобили – это «плохо». Почему?

Например, автомобиль шумный, тратит много бензина, нуждается в ремонте, нужно много умных людей, чтобы его построить, нужно учиться его водить, учить правила дорожного движения, засоряет атмосферу, можно попасть в аварию и т.д.

«Наоборот»

 Цель: расширять словарный запас за счет прилагательных, учить называть

противоположные по смыслу слова.

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани

 Ход игры.

Воспитатель раскладывает кубики с картинками  на грани с видами транспорта. Задача для детей называть противоположные по значению слова (показать машину)

Например, машина – какая?

- быстрая – медленная

- шумная – тихая

- легкая – тяжелая

- пассажирская – грузовая

- двигающаяся – неподвижная

- огромная – маленькая

- мирная – военная

«Противоречия»

 Цель: учить детей разрешать противоречия, логически мыслить, развивать

Воображение.

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани

Ход игры:

Примеры возможных противоречий:

1. машина должна шуметь, чтобы ехать; и не должна, чтобы не мешать людям

(решение – беззвучная машина, люди в наушниках)

2. машина должна быть большая, чтобы перевезти больше грузов; и машина не

должна быть большая, т.к. она занимает много места (решение – многоэтажная

машина, передвигается по воздуху, не мешая остальным)

3. машину нужно заправлять бензином, чтобы она ехала; и не нужно, т.к. это дорого (машина, работающая на солнечных батареях)

«Едет, плавает, летает».

 Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту  передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.

 Материал: кубики с картинками видами транспорта на каждой грани, набор листов формата А4 цветной бумаги.

 Ход игры.

Воспитатель: транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на кубики с картинками, назовите разные виды транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд,  самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.) 

А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая —

воздух; тёмно-синяя — вода; коричневая — земля.

Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом,

мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.

Например: «Автобусом управляет… водитель».

Грузовик — … шофёр, поезд — … машинист, вертолёт, самолёт — …

пилот, корабль — … капитан, мотоцикл — … мотоциклист, велосипед — …

велосипедист, ракета — … космонавт.

«Тише едешь — дальше будешь».

 Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».

 Материал: кубик  с картинками на каждой грани транспортных средств.

 Ход игры.

Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?

Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, 

заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает

высоту, перевозит грузы и людей…»

За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.

Каждому ребёнку даётся своя картинка.

Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий

предмета.

«Так же, как и у машины!»

 Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные

операции обобщения и классификации, умение систематизировать,

классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические

мыслительные операции.

 Материал: кубики с картинками на гранях  транспортных средств.

 Ход игры.

Воспитатель  Выбери подходящий кубик (картинку):У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти).

Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).

Корабль плавает, а самолёт … (летает).

У человека — дом, у автомобиля — … (гараж).

У птицы — гнездо, а у самолёта — … (ангар).

У рыбы — заводь, а у кораблей — … (порт).

У ястреба — клюв, а у самолёта — … (нос).

У автобуса — парк, а у трамвая — … (депо).

У человека — сердце, а у автомобиля — … (мотор).

Утка — крякает, а пароход … (гудит).

В машине окна, колёса… (круглые).

У автобуса — руль, а у самолёта — … (штурвал).

 поезда — рельсы, а у корабля —… (вода).

У штангиста — штанга, а у троллейбуса — …(штанги).

У парохода — пар, а у трамвая — … (электрический ток).

Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).

Электричка возит пассажиров, а товарный поезд… (грузы).

На море — капитан, а в самолёте — … (пилот).

Автомобиль быстрый, а … черепаха (медлительная)

Экскаватор роет, а подъёмный кран… (поднимает и устанавливает).

___________________________________________________________________

«Какой сок?» («Какое варенье?»)

Цель: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Игровой материал: кубики с картинками фруктов, ягод.

Ход игры:

 Дети по очереди кидают кубик, называют изображённый на верхней грани фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта.                                              Например: «Это яблоко — яблочный сок».

«Мы волшебники немного – был один, а стало много»

Цель: учить детей образованию множественного числа существительных.

Игровой материал: кубики с картинками  фруктов, ягод, овощей

Ход игры:

Дети по очереди кидают кубик, называют изображённый на верхней грани, образуют множественное число существительных.

Огурец - огурцы, яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., и т.д

                                            «Магазин овощи-фрукты»

Цель: формировать понятие овощи фрукты. Научить детей находить плоды по характерным признакам: цвету, форе, вкусовым качествам.

Игровой материал: кубики с картинками овощи, фрукты, ягоды.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в магазин и исполнить роль продавца.

Описывать покупку, не называя её. Воспитатель-покупатель описывает покупку не называя ее, ребёнок-продавец выдает покупку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....