Конспект НОД Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Интересные дела!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Куприянская Тамара Петровна

Проведение непосредственной образовательной деятельности, представляет возможность формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования; развивает познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_interesnye_dela.docx258.46 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯC:\Users\Тамара\Desktop\Логотип2.jpg

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

                  МБДОУ «Мыскаменский детский сад»____

Конспект НОД

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема: «Интересные дела!»

(старшая  группа)

hello_html_304b31d.jpg

     

Составила:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель

с. Мыс Каменный

Пояснительная записка.

Проведение непосредственной образовательной деятельности, представляет возможность формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования; развивает познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Тема:  «Интересные дела!»

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

Аудитория воспитанников: воспитанники старшей группы

Цель: познакомить детей со свойством различных материалов («тонет», «не тонет») с помощью экспериментальных действий.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование у детей представление о плывучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования;
  • закреплять знания детей о современном транспорте.
  • уточнить виды транспорта: наземный, воздушный, водный.

Развивающие:

  • развивать познавательно-мыслительную активность  детей: производить мыслительные операции (рассуждение, сравнение, обобщение);
  • формировать коммуникативные умения свободного общения с взрослыми и сверстниками;
  • развивать способность  делать выводы;
  • развивать творческое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать умение вести диалог;
  • воспитывать эстетический вкус, отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. 
  • воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца, умение оценить результат деятельности.

Используемые методы и приемы: наглядные (определение зоны «Лаборатория», «камушки», «лужи») словесные (вопросы, беседа, объяснение, показ, использование художественного слова:  загадки- обманки, педагогическая оценка).

Для реализации поставленных задач использовать  принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта), которые отображают одну тематику и  тесно взаимосвязаны между собой.

Словарная работа: пантомима, плывучесть материалов, закрепление слов «опыт»,  «лаборатория»

 Материалы и оборудование:

Для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Транспорт», коврики по количеству детей + 1коврик воспитателю, поднос с предметами: скрепка (металлическая), крышка (металлическая), кусочек обработанного стекла, камешки, пластилин; емкость, наполненная водой, поднос, салфетки; фартуки, нарукавники, шапочки,  для физкультминутки «камешки», «лужи»

Для детей: коврики, поднос с предметами: кнопка (металлическая), скрепка (металлическая), крышка (металлическая), кусочек обработанного стекла, камешек, пластилин; емкость, наполненная водой; салфетки; фартук, нарукавники, шапочка.

Предварительная  работа:

  • Чтение книг В. Зубкова «От колеса до робота», «Машины вокруг нас», «Великие открытия».
  • Проведение непосредственной образовательной деятельности по следующим темам: «Наземный транспорт», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт», «История колеса».
  • загадывание загадок- обманок о транспорте.

Ожидаемые результаты:

  •  умеют устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования;
  • способны  рассуждать и делать выводы;
  • умеют внимательно слушать, не перебивать товарища.
  • умеют свободно общаться с взрослыми и сверстниками.

Время реализации до 20 минут.

Ход НОД:

Слайд 1

Дети проходят в группу, одетые в фартуки и нарукавники, шапочки на голове.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение! А у вас хорошее настроение? (да) Посмотрите, сколько у нас сегодня много гостей. Давайте, дружно поздороваемся с гостями и подарим им свои замечательные улыбки! На гостей мы больше не будем обращать внимание, слушаем только меня.

Воспитатель: Присаживайтесь, ребята,  каждый на любой  круг. Я себе этот выбрала. Всем хватило. Отлично! Мы сегодня с вами будем заниматься интересным делом.

  • Чем вы любите заниматься? Какие у вас есть интересные дела в жизни, скажите мне, пожалуйста? (я люблю рисовать, (ты любишь рисовать и в детском саду и дома?) Здорово! Отлично! Прекрасно! я люблю играть, лепить из пластилина, смотреть мультики, я люблю сроить, я люблю читать, я люблю играть с сестрой. Какое у тебя дело интересное!)

Воспитатель: А можно я расскажу, какое у меня есть любимое дело? Я люблю показывать ПАНТОМИМУ. Знаете, что это такое. Нет!  Слушайте. Это такая загадка, которая показывает только движение – без звука.  Представляете! Хотите попробовать угадать одну. (да) Например: самолет (руки в стороны), вертолет – руки над головой. (вертолет) 

  • А на чем еще люди могут передвигаться?

Дети: (на самолете, велосипеде, машине,  поезде, корабле,  электричке, автобусе, трамвае, такси, грузовике, снегоходе, треколе) 

Воспитатель: А скажите, как нам это все одним словом назвать? (Это транспорт). Ну, что же давайте проверим, верно ли вы назвали!

Слайд 2

Все почти назвали…даже еще больше назвали, чем у меня здесь на слайдах. Молодцы! Вы видно много знаете о транспорте. (да)

А тогда поправьте меня, если я ошибусь. Готовы! (да)

Загадки - обманки

  1. Автобус летает быстрее самолета (нет) Как это нет?! А почему нет? Это какой вид транспорта? (наземный) 
  2. А тогда я говорю, что лодка это воздушный вид транспорта. (нет) Ну почему? (лодка это водный транспорт)
  3. Слушайте внимательно….Лодки и корабли…. делают только из дерева. (нет. Их делают из пластмассы, металла, дерева, стекла). Сколько вы материалов назвали. Отлично!
  • А скажите, пожалуйста, как можно проверить материал на плавучесть? (опустить в воду: тяжелые опустятся на дно, а легкие останутся на поверхности)

Воспитатель берет поднос, на котором находятся: скрепка, кусочек обработанного стекла, крышка, пластилин, камень.

Я буду поднимать – все увидят. Что это? (скрепка) Она из чего? (из металла) металлическая. Это что? (стекло) Верно. Оно не опасное, потому что обработанное. Это что? (крышка из металла) Она …металлическая. А это что? (камень) Правильно! А это? (пластилин) Молодцы!

  • А теперь скажите мне, какой из этих предметов утонет, а какой останется на поверхности? А ты,  как думаешь?  У вас идеи, какие? Вы, знаете, я тоже не знаю, что из этих предметов нам удастся «утопить», а что останется на поверхности. А как же мы это определим?  (можно провести опыт)

Воспитатель: А, где люди проводят опыты? (В лаборатории). Вы сегодня, ребята, необычно одеты. На вас одеты: передники, нарукавники, шапочки. Вы будете сегодня «юными исследователями». 

  • А вот вы мне скажите, мы будем только один предмет опускать в воду, или все, или  по очереди? А я хочу все вместе. А ты Ярослав, как хочешь?

 Я предлагаю вам, пройти в  лабораторию «Хочу всё знать!» и проверить что «тонет», что не «тонет».

Физкультминутка

Путь у нас будет трудный. На улице недавно прошел дождь и нам придётся перешагивать по камушкам через большие лужи.  Вот мы и пришли в лабораторию. Занимайте свои рабочие места.

Дети идут к столам.

Потребуется для работы: У нас на столах есть для работы: емкость с водой, набор предметов, которые мы будем проверять на плавучесть и салфетки, чтобы потом можно было вытереть руки.

Ну что, начинаем. Дети: у меня крышка не тонет, а пластилин утонул…Ух ты! Ай да, молодцы! И у меня крышка не утонула.

 Давайте поднимем предмет, который не утонул, и покажем мне. А теперь мы положим на одну ладошку крышку, а второй рукой из нашего «дна морского» достанем скрепку.  И у нас получится два предмета на двух ладошках. У всех так? И теперь мы удивляемся, знаете чему? Крышка металлическая, скрепка – металлическая… материал одинаковый – один тонет, а второй нет!? (этот металл тяжелый, а этот легкий… даааа….А еще какие варианты? Маленький большой. А еще? Всеее? Сложная задача?

А кто-то нам говорил про бортики. Смотрите у скрепки вот такая форма, а у крышки бортики. Форма разная у металла? (да) Поэтому разные свойства плавучести. Да вы что, это мы так придумали и открыли?! Если поменять форму металлу – он поплывет!? И не утонет! А теперь скажите, пожалуйста, у каждого из вас на «дне морском», есть ли предмет, которому мы можем поменять форму? (пластилин) Меняйте форму. Что мы будем делать? (Края, бортики) Отличная идея! Надо сделать большие бортики! Чтобы туда вода не зашла и тогда предмет не утонет. Сложная задача. (Оказываю детям помощь. Хвалю детей у кого получилось). 

Ребята, у вас все получилось. И у меня тоже. Я свою лодку вынимаю из воды и кладу сушить на берег. Кто со мной, тот несет сюда свои лодки. Вы свои лодки запомните и на свои места садитесь. Руки вытирайте.

Дети возвращаются на коврики.

Воспитатель: Ай, да лодки у нас! Дети делятся впечатлениями. Смотрите, как здорово мы форму меняли сегодня. Поменяли форму чего: пластилина. И он у нас, что? (не утонул) поплыл. А скажите, что человек придумал, чтобы лодка плыла быстрее? (весла, мотор, винты, руль, парус, крылья, лыжи, пропеллер, педали на катамаране)

Давайте проверим, верно ли вы назвали. (Переключаю слайд)

Слайд 3

Ну вот, вы снова все назвали, какие вы умные дети!

  • А вот тогда, скажите мне,  вы придете домой, принесете свои лодки. И представьте, себе, что вы инженеры – конструкторы.  Как вы  можете  усовершенствовать свои лодки, чтобы они быстрее плавали? (сделать парус) Из чего можно сделать парус? А вам, кто будет дома помогать? (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка) Отлично! У каждого из вас будут помощники.

Тогда мы с вами сейчас наведем порядок на нашем «морском берегу». Я сейчас покажу, как мы это сделаем: все предметы вы вынимаете из воды и складываете вот на этот поднос, я тоже так сделаю. А воду я аккуратно выливаю вот в эту емкость,  и вы выливаете. А дальше у нас самое ответственное задание: дежурные собирают миски и уносят в умывальник, а все остальные, ребята вытирают салфетками свои подносы и столы. Я могу уже проверить вашу работу? Молодцы! Забираем лодки. Сколько интересных дел мы сегодня сделали!

Спасибо вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Образовательная область "Познавательное развитие" Тема "Волшебная бумага" подготовительная группа

Экспериментальное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с копировальной бумагой...

Конспект нод . Образовательная область "Познавательное развитие".Тема " Проделки Бабы яги".

Цель: закрепление математических представлений, через решение проблемной ситуации....

План - конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Конспект беседы «Наша армия»

План - конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие»Тема: «Конспект беседы «Наша армия» Цель:  расширять знания о трудной, но почетной обязанно...

План - конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Армия в наши дни»

План - конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие»Тема: «Армия в наши дни» Средняя группа Цели: Формировать представление детей о российской а...

Конспект ООД образовательная область: познавательное развитие тема: «Что из чего сделано?» (Свойства материалов пластмассы, металла, бумаги) во второй младшей группе

Конспекторганизованно-образовательной деятельностиобразовательная область: познавательное развитиетема: «Что из чего сделано?»(Свойства материаловпластмассы, металла, бумаги)во второй млад...

Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «К нам пришла весна» Группа раннего возраста (с 1.5 до 2 лет)

Группа раннего возраста (с 1.5 до 2 лет)Современные образовательные технологии:- здоровье сберегающие технологии;- игровые.Составила:Воспитатель: Салбанова З.АСанкт – Петербург2019Цель: Фор...