Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Роза Александровна Ткач

Данная программа  «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом треть­его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания че­ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

          Программа  «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, твор­ческого, социально активного человека, уважительно и бе­режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

          Программа составлена на основе учебно – методического комплекта по курсу окружающего мира для дошкольников авторов  А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой, И.К. Беловой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

 

«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УВР

МБОУ ООШ с. Рощино

 

«УТВЕРЖДАЮ»

директор МБОУ ООШ

с. Рощино

          _____________________

Власенко О.Н

  

                                           

                                                      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                  ПО ОКРУЖАЮЩИМУ МИРУ

                                                     Возраст обучающихся: 4 года          
                                                           Срок реализации: 1 год

                                                                                                       Составила: Ткач Р. А

                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

           Данная программа  «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

          Программа  «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

          Программа составлена на основе учебно – методического комплекта по курсу окружающего мира для дошкольников авторов  А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой, И.К. Беловой.

                                                                                    

                                                                                ЗАДАЧИ

          Образовательные

  • Приоритетной задачей программы  является формирование в сознании ребенка ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  • Знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
  • Знакомство с родным языком.

          Воспитательные

  • Формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
  • Воспитывается чувство сопричастности к жизни природы и общества.
  • Воспитание любви к своему посёлку, к своей Родине
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде

          Развивающие

          Можно выделить четыре линии развития дошкольника, определяющих готовность его к школьному обучению:

  1. линия формирования произвольного поведения,
  2. линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности,
  3. линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого или других)
  4. линия мотивационной заинтересованности. 

          При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у детей познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования основ учебной деятельности. Человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

          Отбор содержания  программы «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

          В соответствии с экологической направленностью программы  особое внимание уделяется знакомству дошкольников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

          Модуль «Мир вокруг нас» занимает особое место среди других тем. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками НОД. Оно продолжается постоянно. Сама программа  является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

          Педагогу следует также стремиться к тому, чтобы родители детей в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые в НОД. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. 

          Срок реализации программы - 1 год

          Возраст детей - 4 года

          Состав группы  - 4 человека

          Количество занятий – 2 раза в неделю, по 30 минут, общее количество часов – 64. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

кол-во часов

1

Знакомство. Я - ребенок.  Я - мальчик. Я - девочка. Мое имя

1

2

Правила вежливости (дома, в ДОУ, на улице).

1

3

Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

1

4

Практическая работа: простейшие правила гигиены.

1

5

Моя семья

1

6

Где мы живем? Посёлок. Мой Домашний адрес. Мой телефон.

1

7

Дома в посёлке. Магазины. Улицы и дороги.

1

8

Домашний адрес. Телефон.

Телефоны срочных служб: милиция, скорая, пожарная.

1

9

Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

1

 

 

10

Наземный, водный, воздушный, подземный.

1

11

Транспорт грузовой. Транспорт пассажирский. Транспорт специальный.

1

12

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

1

13

Самолет.

1

14

Суда. Спасательные средства на корабле.

1

15

Автомобили. Правила безопасности при езде в автомобиле. Аптечка.

1

16

Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса

1

17

Жилье человека. Квартира.

Места общего пользования. Комнаты. Без чего не будет прихожей, кухни, спальни…

1

18

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Электроприборы. Правила безопасного обращения с электроприборами

1

19

Обучение безопасному обращению с вещами, домашними животными.

1

20

Соблюдение чистоты и порядка на улице, площадки и общественных мест.

1

21

Сезонные явления осенью. Листопад.

1

22

Наша Родина - Россия. Москва - столица России.

Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Наш посёлок - часть большой страны.

1

23

Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.

1

24

Знакомство с глобусом. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

1

 

 

25

Солнце.

1

26

Камень

1

27

Песок

1

28

Вода. Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Красота и причудливость облаков.

1

29

Откуда берутся снег и лед.  Первый снег — признак приближения зимы. Разнообразие форм снежинок. Как образуется снег.

1

30

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

1

31

Воздух. Температура воздушных масс, ветер, ураган, затишье…

1

32

Погода. Температура воздуха и термометр.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

1

33

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья  

1

 

34

Зимние явления.

1

35

Весенние явления.

1

36

Летние явления.

1

 

 

37

Строение тела человека. Чего у меня «по два». Уши, ноги, пятки, руки, локти…

Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня.

1

38

Органы чувств: ( зрение, слух,  обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

1

39

Кожа, ее значение и гигиена.

1

40

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка.

1

41

Пища. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть.

1

42

Одежда. Обувь

1

43

Головные уборы

1

44

Профессии

1

 

 

45

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее.

1

46

Сутки. День.

1

47

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

1

48

Дни недели, месяцы.

1

49

Времена года.

1

 

 

 

 

50

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.

1

51

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника.

1

52

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

1

53

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Вершки и корешки.

1

54

Практическая работа: Что общего у разных растений?

1

55

Лес и человек.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы.

1

 

 

56

Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки.

1

57

Дикие и домашние животные.

Что такое зоопарк?

1

58

Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

1

59

Растительноядные, хищные животные.

1

50

Отличия растений и животных.

1

61

Действия. Звуки.

Жилище животных. Гнездо. Берлога. Нора… Логово…

1

62

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Красная книга Сахалинской области.

1

 

 

63

Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей.

1

64

Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное).

1

 

          Правила поведения в опасных местах.

          Опасные места в квартире,  доме и его окрестностях.         

          Лед на улице, водоеме – источник опасности.

          Дорога. 

          Экскурсии

  • Знакомство с дорогой от дома до ДОУ и правилами безопасности в пути.
  • Экскурсия в Пожарную часть с. Рощино
  • Что у нас над головой?
  • Что у нас под ногами?
  • Заочная экскурсия: Что такое зоопарк?
  • Осенние изменения в природе.
  • Зимние изменения в природе.
  • Весенние изменения в природе.

          Практические работы

  • Знакомство с комнатными растениями.
  • Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения
  • Распознавание листьев различных деревьев.
  • Сравнительное исследование иголок сосны и ели.
  • Что общего у разных растений?
  • Знакомство с глобусом.
  • Свойства снега и льда.
  • Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
  • Простейшие правила гигиены.
  • Наблюдения за повадками домашних животных, диких птиц, за жизнью насекомых; рассматривание коллекций насекомых, чучел птиц .
  • Домашнее наблюдение звездного неба 

          Творческие работы

  • зарисовка и раскрашивание деревьев и листьев
  • сбор и изготовление гербария
  • поделки из природных материалов
  • лепка овощей, фруктов из соленой муки, из пластилина
  • лепка фигурок животных из пластилина
  • вырезание фигурок животных из бумаги
  • лепка грибов из пластилина;
  • рисование гриба вместе с деревом.
  • изготовление моделей облаков
  • изготовление аппликации «Ночное небо»
  • изготовление аппликаций «На море»
  • изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»;
  • «Болотное царство» и др. 

          Требования к уровню подготовки обучающихся. 

          К концу года дошкольники должны знать:

  • безопасную дорогу от дома до ДОУ;
  • важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;
  • название страны, в которой они живут, ее столицы;
  • символы России: флаг, герб, гимн;
  • простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
  • названия дней недели, времен года;
  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  • цвета радуги;
  • назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход. 

          Дошкольники должны уметь:

  • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
  • различать овощи и фрукты
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать» 

                                                           

                                                         МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

          В основе НОД лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов.

          В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это самый важнейший принцип проведения НОД. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

          Разработка процедуры организации учебной деятельности дошкольников ставит целью  обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

          Программа реализуется при условиях использования педагогических технологий:

  • технология сотрудничества
  • технология деятельностной методики (пошаговой реализации)
  • технология личностно- ориентированная
  • игровые технологии

          Основа работы заключается в опоре на активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. Именно на тезисе активности детей, принятия воспитанника,  как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

          Реализованы:

  • способы организации учебной деятельности воспитанников, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;
  • способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;
  • способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для дошкольника уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

          В систему организации учебных заданий входит:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических- и установление соответствия между ними;
  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

          Программа  «Окружающий мир» является интегративной, объединяющей знания о природе, человеке и обществе.

          В качестве линий интеграции содержания выступают следующие концептуальные положения:

  • окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется — наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был;
  • опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни — уважай и изучай его;
  • природа жизненно необходима тебе и ранима — знай об этом и береги ее красоту и гармонию. 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

          Особенности организации контроля по окружающему миру

          Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

          Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.

          Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют все дети. Педагог подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые дети дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

          -   Индивидуальный устный опрос.

Формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

          -   Рассказ-описание. Воспитанник дает описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства.

          -   Рассказ-рассуждение. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

          -   Описание пиктограммами, например, погодных условий. Специфический для этого возраста прием работы.

          Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

          Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед ребенком динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка. 

                                 

                                           МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Помещение для занятий.

Школьная мебель в соответствии с возрастом.

Книжный шкаф для хранения литературы и дидактических принадлежностей

Тематический раздаточный материал.

Игрушки.

Иллюстрации картин (в соотнесении с программой).

Школьно-письменные принадлежности. 

          

                                                                 ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество.– М.: Баласс, 2010.

2. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа – М.: Баласс, 2010

3. Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. – М.: Баласс, 2010. 

Д о п о л н и т е л ь н а я   л и т е р а т у р а:

5.Окружающий мир. Поурочные планы по учебнику / авт.-сост. Н. В. Кий-ко, Н. А. Порунова. – Волгоград: Учитель, 2

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Большова Т.В. «Учимся по сказке» - СПб, 2010

2. Волков Б.С. Готовим ребенка  к   школе. СПб: Питер, 2008.

3. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр дошкольникам» - М, 2008

4. Безруких М.М. Ступеньки  к   школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007. 

        

ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Барто А. Медвежонок-невежа

2. Бианки В. Где раки зимуют.

3. Бианки В. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт?

4. Даниил Хармс. Иван Иваныч Самовар. Игра. Весёлые чижи. Врун. И др.

5. Житков.Б. Пудя. Как я ловил человечков.

6. Казаков Ю. Зачем мыше хвост?

7. Крылов И.А. Стрекоза и муравей. Лебедь, Рак и Щука. Ворона и Лисица. Слон и Моська. Мартышка и очки.

8. Макэлистер. Разноцветные путешествия.

9. Маршак С. Усатый-полосатый. Где обедал, воробей?

10. Михалков С. Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И др. стихи.

11. Мошковская Э. Зоопарк.

12. Народные сказки о животных. Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Мужик и медведь. И другие.

13. Паустовский К. Прощание с летом.

14. Пляцковский М. Солнышко на память (рассказы). Умные животные (рассказы).

15. Пришвин М. Лисичкин хлеб. Лесной доктор. Ёж. Золотой луг.

16. Сладков Н. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна.

17. Сутеев. В. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Капризная кошка. Палочка-выручалочка.

18. Чарушин. Евгений Медвежонок. Медвежата. Волчишко.

19. Чуковский К. Айболит.