Рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века
рабочая программа на тему

Панфилова Ксения Викторовна
Рабочая программа
по окружающему миру
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayuiy_mir_2v_-_moroz_k._v.docx64.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Утверждена

Приказом по школе  

от  31. 08.2017 год №  233 - 0

Рабочая программа

по окружающему миру

       (указать предмет, курс,)

 (2 класс)

(указание класса)

Количество часов  68      

             Программа разработана на основе:  программы по окружающему миру   Н.Ф.Виноградовой,  2013год                                       


 

г. Югорск

2017 год                                                    

Составитель: Мороз К. В.

Учитель  начальных классов  

                                                                   

  Согласовано:

                                                                                                                    зам. директора по УВР

_______/  Валуйская Л.В./

Дата: 30.08.2017 год

Рекомендации:

Дата: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                    


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Окружающий мир»

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, окружающему миру.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



Тематическое содержание учебного предмета

Название раздела

(темы)

Программное содержание

Планируемые предметные результаты

Ученик научится:

Ученик может научиться:

Введение. Что окружает человека

(2)

Что такое окружающий мир.

Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека

  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

Кто ты такой  

+ модульный курс «Уроки здоровья»

(14)

Сходство и различия разных людей.

Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня.

Правильное питание. Физическая культура. Закаливание.

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

  • приводить примеры: правила здорового и безопасного образа жизни;
  • составлять портрет;
  • описывать кратко особенности разных органов чувств;
  • различать арабские и римские цифры;
  • характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.
  • сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией;
  • анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении;
  • реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности;
  • сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия;

Кто живёт рядом с тобой

(6)

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье.  

Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта.  

Правила поведения. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы.  

  Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;

  • реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях (в общественных местах, учреждениях культуры);

Россия — твоя Родина

(13)

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины.

Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

       Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
  • приводить примеры:

основные древние города Руси (не менее 3-4);

  • ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина.  
  •  различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
  • ориентироваться в понятии «Конституция РФ»;
  •   знать флаг и герб России;

  •  воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
  • составлять сюжетные и описательные рассказы об исторических событиях;

Мы — жители Земли

(3)

Солнечная «семья».  

  Звезда по имени Солнце.   Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»

Природные

Сообщества

(29)

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
  • различать этажи леса: называть особенности каждого этажа.
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания
  • различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • проводить несложные опыты по определению свойств воды.
  • узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).

  • составлять небольшие описания на тему «Лес –
  • сообщество»;
  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  •  устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания ;

Природа и человек

(2)

Человек — часть природы. Правила поведения в природе

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

 Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

  • характеризовать значение природы для человека;
  • описывать объект окружающего мира;
  • называть правила поведения в природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности);
  • приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе;
  •    составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;


Тематическое планирование

по предмету  окружающий мир  2 «г»класса

на 2017/2018  учебный  год

Учитель: Евланова О.Г.

Количество учебных часов по программе 2, количество учебных часов в неделю 68

Дата*

Тема урока

Элементы содержания

урока

(проверяемые

заданиями КИМ)

Формируемые УУД

Примечание *(уроки здоровья, интерактивное обучение, ИКТ технологии, интегрированные уроки, экскурсии)

1 четверть (18 уроков)

Введение. Что окружает человека (2 ч.).

1

Что такое окружающий мир

Знать предметы живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком.

Р- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

2

Бывают ли на свете чудеса?

Уметь различать предметы живой и неживой природы; различать объекты природы и предметы, сделанные человеком.

Р- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

П-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников*(повышенный уровень)

Кто ты такой  (14 ч.).

3

Я, ты, он, она…  Все мы люди. Тест «Что такое окружающий мир»

Уметь называть внешние  отличия одного человека от других, составлять словесный портрет человека

Р- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

«Уроки здоровья»

4

Наши помощники – органы чувств. Обоняние и вкус.

Умение назвать органы чувств. Роль обоняния и вкуса в восприятии окружающего мира.

Р- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

«Уроки здоровья»

5

Наши помощники – органы чувств. Осязание.

Умение  назвать органы чувств. Роль осязания  в восприятии окружающего мира.

-Р определять цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

«Уроки здоровья»

6

Поговорим о здоровье.  Чтобы меньше болеть.

Уметь объяснить,  что такое здоровье, почему человек должен заботиться о своем здоровье  и как это делать.  

Р- определять цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

«Уроки здоровья»

7

Поговорим о здоровье. Как оказать первую помощь.

Уметь назвать   правила оказания первой помощи при ожоге, обморожении, если идет из носа кровь.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

«Уроки здоровья»

8

Режим дня.   Как организовать свое время.

Умение рассказать о режиме дня, различать понятия  организованный и неорганизованный человек.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

«Уроки здоровья»

9

Режим дня.  Практическая работа «Определение времени по часам»

Умение определять время по часам.

Р-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

К-договариваться в паре или группе;

«Уроки здоровья» Практическая работа

«Определение времени по часам»

10

Что такое физическая культура. Практическая работа

Знать комплекс ОРУ.

Р-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

К-договариваться в паре или группе;

«Уроки здоровья»

Практическая работа

11

Закаляться может каждый.

Умение назвать  правила закаливания.

Р- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

«Уроки здоровья»

12

Почему нужно правильно питаться.  Что такое правильное питание.

Практическая работа «Из чего состоят наши продукты питания»

Умение объяснить для чего человек должен правильно питаться,   называть   вещества, необходимые для  организма. Практическая работа «Из чего состоят наши продукты питания»

Р-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

П-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников*(повышенный уровень),

«Уроки здоровья» Практическая работа «Из чего состоят наши продукты питания»

13

Почему нужно правильно питаться. О  пользе витаминов.

Умение называть витамины, необходимые организму; некоторые продукты, богатые  витаминами (2-4 примера).

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

«Уроки здоровья»

14

О правилах питания.

Тест «Твое здоровье»

Умение называть правила приема пищи и поведения за столом.

П- моделировать обложку;

«Уроки здоровья», тест «Твое здоровье»

15

Почему нужно быть осторожным. Правила дорожного движения. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Уметь различать запрещающие, предупреждающие и предписывающие знаки. Уметь рассказать о безопасной дороге «дом-школа-дом».

Р- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

«Уроки здоровья»

16

Можно ли изменить себя?  Как управлять своим поведением. Тест «Кто мы такие ?»

Уметь назвать правила поведения с незнакомыми людьми. Правила поведения в различных ситуациях

Р- определять цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке,

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

«Уроки здоровья»

Кто живёт рядом с тобой (6 ч.)

17

Кто живет рядом с тобой.

Что такое семья. Проект «Семейное древо»

Умение называть членов семьи, рассказывать о труде и отдыхе в семье.

К-договариваться в паре или группе;

Р- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

Проект «Семейное древо»

18

Домашнее хозяйство.

Называть обязанности членов семьи.

2 четверть (14 уроков)

19

Семейный досуг.

Как проводить свободное время в семье.

Р- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

20

О правилах поведения. Какие бывают правила.

Называть правила культурного

поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения.

Р- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

21

Умеешь ли ты дружить?

Называть и выполнять правила дружбы.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

22

Умеешь ли ты   общаться?

Различать понятия «мимика»  и «жесты». Знать правила использования  мимики и жестов

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

Россия — твоя Родина (13 ч.)

23

Россия – твоя Родина.

Родина – что это значит?

Понимать значение Родины в жизни человека. Умение называть страну, в которой живем (Российская Федерация).

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

24

Прошлое, настоящее, будущее. История рассказывает о прошлом.  Экскурсия в музей этнографии

Умение различать понятия «прошлое- настоящее-будущее». Знать, что история изучает прошлое.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

-Квступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Экскурсия в музей этнографии.

25

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась?

Проект «Древняя Русь» (моделирование)

Узнают, кто такие славяне и об образе их жизни.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

П- моделировать обложку;

К-договариваться  в паре или  группе;

Проект «Древняя Русь» (моделирование)

26

Москва – столица России. Как Москва строилась.

Заочная экскурсия по Москве.

Уметь назвать столицу России и основные достопримечательности Москвы.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

27

Города России. Путешествие  в Санкт-Петербург.

Достопримечательности  Санкт-Петербурга. ( 250-летие Эрмитажа)

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

28

Знаменитые города России.

Умение назвать знаменитые города России и их основные достопримечательности .

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

29

Родной край – частица Родины.

Знать историю родного города, края.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

30

Как трудятся россияне.

Уметь  объяснить  зачем человек трудится.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

Контрольная работа за полугодие

31

О занятиях наших предков. Контрольная работа за полугодие

Элементарные сведения об истории развития земледелия и основных занятиях славян.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

32

Все профессии важны.

Проект «Профессии наших родителей».  Экскурсия на предприятие родителей

Умение назвать профессии родителей и рассказать о них.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);К-договариваться  в паре или  группе;

Проект «Профессии наших родителей». Экскурсия на предприятие родителей

3 четверть (19 уроков)

33

Мы – граждане России.  Права и обязанности граждан России.  

Уметь различать понятия: граждане;

герб, флаг, гимн; права граждан;

Конституция РФ..

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

34

Мы граждане России. Права детей – граждан России.

Знать основные права ребенка.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

35

Россия – многонациональная страна. Тест «Россия твоя Родина»

Умение называть    обычаи и традиции  народов России.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

П- моделировать обложку;

Тест «Россия твоя Родина»

Мы — жители Земли (3 ч.)

36

Твоё первое знакомство со звёздами. Звездное небо.  

Умение называть  планеты солнечной системы.

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

П-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников*(повышенный уровень),

37

Земля – планета Солнечной системы

Отличие планеты Земля от других планет солнечной системы.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

38

Глобус – модель земли.

Практическая работа. Тест «Земля – планета»

Р-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

К-договариваться  в паре или  группе;

Практическая работа

Природные сообщества ( 28 ч.)

39

В некотором царстве. Царства природы. Бактерии.

Называть царства природы и отдельных представителей.

П-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников*(повышенный уровень)

Тест «Земля – планета»

40

Грибы. Составление памятки «Ядовитые грибы». Проект «Грибы съедобные и ядовитые»

Называть и различать съедобные и несъедобные грибы.

Р-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

К-договариваться в паре или  группе;

Проект «Грибы  съедобные и ядовитые»

41

Какие животные обитают  на Земле.

Умение называть группы животных, их особенности и отдельных представителей.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

42

Как животные воспринимают мир

Как животные приспосабливаются к окружающему миру:

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

43

Разнообразие растений.

Практическая работа

Умение называть разновидности растительного мира, их  отдельные виды, правило составления гербария. Практическая работа «Условия роста  и развития растений».

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Проведение опыта «Как развивается фасоль»

44

Условия роста и развития растений. Практическая работа «Условия роста  и развития растений».

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

Р-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Практическая работа «Условия роста  и развития растений».

45

Лес и его обитатели.

Умение  отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав. Иметь представление о том, что лес – многоэтажный дом.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке,

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

46

Деревья  леса. Экскурсия в «Какие бывают деревья?» 

Умение назвать ярусы леса, правила поведения в лесу.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

Экскурсия «Какие бывают деревья?»

47

Кустарники леса.

Составление рассказа – описания кустарника (по вы-бору учащегося).

Умение назвать чем  кустарники отличаются от деревьев и трав.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

48

Травянистые растения леса.

Умение назвать отличительные признаки травянистых растений.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

49

Лесная аптека.

Уметь  назвать  лекарственные растения и их применение (3-6).

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

50

Животные леса.

Умение называть обитателей леса, знать цепь питания каждого животного.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно,

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

51

Птицы – лесные жители.

Умение называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

4 четверть (17 уроков)

52

Пресмыкающиеся леса.

Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

П-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

53

Насекомые леса.

Умение называть, выделять особенности насекомых, знать значение в природе.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

54

Правила поведения в лесу. Тест «Лес и его обитатели»

Умение назвать  правила поведения в лесу.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

П- моделировать обложку;

Тест «Лес и его обитатели»

55

Проверочная работа по теме: « Лес и его обитатели»

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке,

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

56

Что мы знаем о воде.

Практическая работа.

Умение определять  состояние воды.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

Р-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

П-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников*(повышенный уровень),

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Практическая работа «Свойства воды»

57

Круговорот воды в природе.

Иметь представление о круговороте воды в природе.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

58

Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы.

Знать классификацию водоёмов,  умение  назвать отличительные признаки пресных водоёмов   (реки и болота).

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

59

Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые.

Умение называть жителей водоёмов, особенности  внешнего вида рыб ( жабры, плавники, чешуя).

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

60

Обитатели солёных водоёмов.

Умение называть жителей морских водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

61

Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов.

Умение   назвать водоплавающих  жителей  водоема (пеликан, цапля, утка, выдра),  растения пресных водоемов, их роль в экологической цепи.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

62

Болото – естественный водоем. Тест «Обитатели водоемов»

Растения  и животные болот. Как образуются болота

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

П- моделировать обложку;

Тест «Обитатели водоемов»

63

Луг и его обитатели. Растения луга.

Животные луга.

Знать названия  растений луга (3-5). Уметь назвать отличительные особенности луга от других природных сообществ. Знать названия  животных луга.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

64

Поле и его обитатели. Растения поля. Животные поля.

Знать название  растений поля. Называть животных поля, знать особенности обитания.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

65

Сад и его обитатели.

Знать названия деревьев и их плодов.

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

66

Комплексная контрольная работа

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы)  в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

Комплексная контрольная работа

Природа и человек ( 2 ч.)

67

Природа и человек. Человек – часть природы.

Взаимосвязь  объектов  живой природы (человек – животные – растения).

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

68

Будем беречь нашу Землю. «Красная книга».

Владеть простейшими знаниями экологической культуры

Р- определять  цель учебной деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

Р-планировать учебную деятельность на уроке;

П-ориентироваться в учебнике, на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях;

П-находить необходимую информацию (ответы на вопросы) в тексте, иллюстрациях, таблицах;

К-вступать в беседу на уроке (отвечать на вопросы, задавать вопросы);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы "Об окружающем мире и о себе"

Социально-личностное развитие детей 5-6 лет через проектную деятельность...

Рабочая программа по окружающему миру в подготовительной группе по программе "Детский сад 2100"

Программа разработана для детей подготовительной группе с использованием учебного пособия "Здравствуй мир!", авторов А.А.Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой....

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

В документе представлена рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы...

Рабочая программа по окружающему миру

Данная программа  «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом треть­е...

Рабочая программа по Окружающему миру. Образовательная область «Познавательное Развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" -(дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Окружающий мир»...