Конспект по познавательному развитию "Что важнее, что нужнее?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дать представление детям о влиянии естественного и искусственного света на человека, животный и растительный мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательной учреждение

основная общеобразовательная школа №460 Пушкинского района Санкт-Петербурга

(отделение дошкольного образования)

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

на тему: «Что важнее, что нужнее?»

Санкт-Петербург

2019 год

Цель: расширение знаний детей о естественном и искусственном свете

Задачи:

  • дать представление детям о влиянии естественного и искусственного света на человека, животный и растительный мир;
  • познакомить детей с разными видами ламп;
  • способствовать формированию знаний о том, откуда берется электричество;
  • развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к энергоресурсам.

Используемые технологии: личностно ориентированные, объяснительно-иллюстративные, игровые, проблемные.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Оборудование: презентация, игрушечный домик с лампочкой, две корзины с овощами и фруктами, растения (одно росло на свету, другое в темноте), фитолампа, картинки с электроприборами, одеждой и мебелью, лампочка накаливания, энергосберегающая лампочка, макет электростанции, ноутбук, лампа Минина (синяя лампа).

Ход НОД

Воспитатели в костюмах солнышка и лампочки заходят в группу.

Солнце и лампочка: «Здравствуйте, ребята, вы узнали кто мы?»

Дети: «Солнце и лампочка»

С.: «Да, я солнце. Встаю я рано, распущу золотые косы, умоюсь росой, поднимусь под облака, выпью туман, залью светом долины, накормлю растения, приласкаю животных, да и спать пойду в сине море».

Л.: «А я лампочка. Ночью освещаю дом и вишу под потолком».

Л.: «Какой свет дает нам солнце?»

Дети: «Солнце дает естественный, солнечный, то есть свет, созданный самой природой»

С.: «А какой свет дает нам лампочка?»

Дети: «Лампочка дает нам искусственный свет, созданный самим человеком»

С.: «Ребята, между мной и лампочкой возник спор: какой свет важнее и нужнее людям: солнечный (естественный) или искусственный. А вы как думаете?»

(ответы детей)

Л.: «Помогите нам разобраться в этом вопросе».

Солнце показывает картинку на которой изображено солнце, которое освещает улицу.

С.: «Что вы видите на этой картинке? (ответы детей) Когда я свечу, то как на улице?»

Дети: «Светло»

С.: «Верно, я освещаю все вокруг »

Л.: «А вечером, когда солнце садиться и становиться темно, что мы делаем?»

Дети: «Включаем свет».

Л.: «Верно, ребята. Подойдите к домику и давайте заглянем в окошки, что вы видите?»

Дети: «В домике темно, ничего не видно».

Л.: «В темноте мы можем читать книги? А что еще не можем делать, когда в доме темно?»

Дети: «Мыть посуду, играть в игрушки, вязать и т.д.»

Л.: «Чтобы в доме стало светло, что нужно сделать?»

Дети: «Включить свет»

С.: «Какой вывод можно сделать, посмотрев на картинку, где солнышко освещает улицу и на домик с включенным светом?»

(ответы детей)

С.: «Верно. Я- солнце освещаю все днем, но только я лягу спать и на помощь людям приходит лампочка (искусственный свет)»

Педагог в роли солнышка подводит детей к столу, на котором стоят растения (одно растение, которое росло на солнышке, а другое в темноте), а также корзина с овощами и фруктами.

С.: «Ребята, посмотрите, что я вам принесло?»

Дети: «Овощи и фрукты»

С.: «Чем я полезно овощам и фруктам?»

(ответы детей)

С.: «Без солнечного света растения плохо растут и болеют».

С.: «А что вы еще видите на столе?»

Д.: «Растения»

С.: «Посмотрите на эти растения, чем одно растение отличается от другого?»

Д.: «Первое растение у его листьев насыщенный зеленый цвет, а у другого растения листья бледные, желтоватые »

С.: «А как вы думаете, почему у одного растения листья зеленые, яркие, а у другого бледные, желтые?»

Д.: «Потому что одно растение росло на солнышке, а другое в темноте»

С.: «Так чем же для растений полезен солнечный свет?»

(ответы детей)

С.: «Верно. Я даю свет и тепло, поэтому цветут растения, растут овощи фрукты. Мой свет необходим всему живому».

Л.: «Да, солнышко без тебя растениям тяжело. Но посмотрите, я ведь тоже кое-что принесла (лампочка достает овощи фрукты) Ребята, а как выдумаете, как я могла помочь вырасти этим овощам и фруктам?»

(ответы детей)

Л.: «Чтобы круглый год вы могли, есть овощи и фрукты, люди придумали построить теплицы, в которых можно и зимой и летом выращивать различные овощи и фрукты. А так как зимой солнце не греет, то в теплицах выращивают овощи и фрукты благодаря использованию фитоламп (фито - растение).(педагог показывает фитолампу). Они также способствуют ускорению роста и развитию растений. Поэтому и зимой мы можем радовать себя цветущими растениями, овощами, фруктами» (картинка с изображением теплицы)

С.: «А я и не знало, что есть специальные лампы для выращивания растений»

С.: «А как вы думаете животным нужен солнечный свет?» (показывает картинку с животными, которые греются на солнышке)

(ответы детей)

С.: «Животные без солнечного тепла обойтись не могут. Например, змеи и ящерицы становятся подвижнее и быстрее. Я помогаю животным ориентироваться в пространстве и на незнакомой территории».

Л.: «Да солнышко, без солнечного света животным тяжело. Но ведь есть также специальные лампы, которые помогают выращивать животных (показывает инкубатор с цыплятами). Для выращивания в домашних условиях цыплят без курицы, люди придумали инкубаторы. Для обогрева яиц, чтобы из них вылупились цыплята, используются специальные инфракрасные лампы. Стекло обычно у такой лампы красного цвета». (Педагог показывает картинку с инкубатором и инфракрасными лампами)

С.: «Ребята, а вы можете прожить без солнечного света? Что произойдет с вами, если я перестану светить?»

Дети: «Станет холодно, мы замерзнем, заболеем».

С.: «А какой витамин люди получают от солнца? Верно, витамин Д. Ведь витамин Д делает ваши руки и ноги крепкими. А сейчас я предлагаю вам со мной поиграть и погреться под моими солнечными лучиками».

Физ. минутка

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(дети идут по кругу)

Побежал в саду ручей,

(бег по кругу)

Прилетели сто грачей

(имитация полета птиц)

А сугробы тают, тают

(дети приседают)

А цветочки подрастают!

(дети тянутся на носочках)

Л.: «Да, это хорошо, что люди получают от солнечного света такой полезный для организма витамин. Но зато есть такие синие лампы, которые помогают нам при простуде. Когда не дышит нос, люди подносят лампу к нему и прогревают или если заболело ухо, то тоже используют эту лампу».

Л.: «Ребята, так какой свет важнее и нужнее людям: естественный или искусственны?»

(ответы детей)

Л.: «Ну, что солнышко, оказывается ты необходимо людям, растениям и животным».

С.: «Ну и ты лампочка, также приносишь пользу людям, но откуда ты берешь свою энергию?»

Л.: «Ребята, а как вы думаете, благодаря чему я начинаю работать, светиться?»

Дети: «Благодаря электрическому току».

Л.: «С появлением электричества появилась возможность освещать дома, улицы в вечернее время. Я самый распространённый осветительный прибор и живу во многих электрических приборах. А что такое электрический прибор? »

Дети: «Это те приборы, которые работают от электричества»

Л.: «Я предлагаю вам сыграть в игру «Где живет лампочка?»»

Перед детьми выкладываются картинки с изображением различных предметов: холодильник, шуба, настольная лампа, стол, микроволновка, газовая плита, кровать, куртка, сотовый телефон, утюг, компьютер, стиральная машина, плойка и т. д.

Л.: «Нужно выбрать только те предметы, в которых живет лампочка. Что показывает лампочка во многих этих электрических приборах?»

Дети: «работает прибор или нет»

С.: «Ты сказала, что работаешь от электрического тока? А откуда берется электричество. Вы ребята знаете?»

(ответы детей)

Л.: Мне не надо керосина,

Мне со станции машина

Шлет по проволоке ток,

Не простой я пузырек.

Л.: Сегодня люди получают электрическую энергию благодаря разным электростанциям.

Педагог показывает картинку с разными электростанциям.

Л.: «Вот это ТЭС – для получения энергии сжигают разные виды топлива (уголь, мазут, газ, которые добывают из под земли). АЭС работают на таком топливе как уран, который добывают также из под земли. Гидроэлектростанции используют для получения энергии огромные потоки воды. Ветряные электростанции используют энергию ветра».

С.: «Ой как интересно. Вот ребята придут сегодня домой и включат все электроприборы в сеть. Они все будут работать и будет нескучно».

Л.: «Нет, что ты, солнце, электричество нужно беречь. Ребята, а вы как думаете, почему электричество нужно беречь?»

(ответы детей)

Л.: «Как мы уже с вами сказали, большая часть электричества получается из того, что дает нам сама природа (например как уголь, мазут, газ, уран), а запасы этих ресурсов постепенно истощаются. ГЭС могут стать причиной затопления огромных территорий. ВЭС неблагоприятно воздействуют на животный мир».

Л.: «Давайте с вами проведем опыт. Будем постепенно в розетку включать разные электроприборы и посмотрим, как начнет работать ЭС. Вы слышите, каждый раз включая новый электроприбор, станция начинает работать с большей силой, соответственно больше потребляются природные ресурсы, которые имеют свойство истощаться. Так ребята, нужно беречь электроэнергию или нет? А еще ребята запомните, что пока вы еще маленькие, то электрические приборы в розетку должны включать только взрослые».

Л.: «А сейчас давайте сыграем в игру, которая называется «Закончи предложение»

1. Обязательно выключай свет, если в нем не….

2. Выключи телевизор, если никто его не….

3. Выключи компьютер, если никто в него не….

4. Выключай свет выходя из….

Л.: «А еще у меня есть такие подружки лампочки, которые потребляют мало электроэнергии, но светят также ярко, как и обычные. Вы знаете, как называются эти лампочки? Верно-энергосберегающие.»

5. Везде, где возможно, надо обычные лампочки заменить на…

С.: «Ребята, о чем мы сегодня мы с вами говорили? »

(ответы детей)

С.: «Какой свет: естественный или искусственный важнее и нужнее?»

Дети: «Без солнечного света все живое не может обойтись, но также на помощь людям приходит и искусственный свет»

Л.: «Почему необходимо экономить электричество?»

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе № 2 «Все профессии нужны, все профессии важны»

ЦЕЛЬ: РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ТРУДЕ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ.ЗАДАЧИ:УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В УМЕНИИ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЗВАНИЕ ПРОФЕССИЙ ПО НАЗВАНИЯМ ДЕЙСТВИЙ,  В ПОДБОРЕ СЛОВ-ДЕЙСТВИЙ; В УМЕНИИ ЗАК...

Конспект по познавательному развитию "Что важнее, что нужнее?"

Расширение знаний детей о естественном и искусственном свете....

Конспект по познавательному занятию для средней группы "Все профессии важны". Презентация ниже.

Занятие о профессиях для средней группы«Все профессии важны»Цель: Обобщать и активизировать знания детей о труде, профессиях.Задачи:Учить определять профессии, выделять инструменты, орудия...

Конспект спортивно-познавательного мероприятия в средней группе на тему: «Важные-отважные»

Конспект спортивно-познавательного мероприятия в средней группе на тему: «Важные-отважные»...

Конспект занятия: Познавательное развитие. Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».

Программные задачи:Образовательные- Закрепить знания детей о том, что людям разных профессий помогают в работе различные инструменты труда.- Уточнить, расширить и активизировать словарь по т...