Методическая разработка "Эта удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Головацкая Вита Викторовна

Материал занятия можно использовать для проведения познавательно-исследовательской деятельсти с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие сопровождается показом слайдов (презентация "Эта удивительная соль")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Эта удивительная соль»

старший дошкольный возраст

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами соли.

Задачи:

Обучающие

- актуализировать знания детей об использовании свойств соли человеком;

- формировать представление о свойствах соли и способах ее добычи;

- формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов;

Развивающие

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- развивать логическое мышление, творческое воображение,  умение делать выводы;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать  внимательность, усидчивость.

Оборудование для мультимедийной презентации:

проектор

компьютер или ноутбук

экран

Оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: 

крупные кристаллы или куски соли для демонстрации; сосуд с водой; чайные ложки по количеству детей; блюдца по количеству детей.

Оборудование для мини-музея:

Образцы соли различного вида, окраски, способа помола; столы или полки для экспозиции.

Ход занятия

Организационный момент: «Круг общения» (дети желают друг другу доброго дня, передавая каждому лучик солнышка в ладошке)

Воспитатель: - Мне сегодня один мальчик задал вопрос – что будет, если камень бросить в воду?

Ответ детей: - Он утонет.

Воспитатель: - А мы будем его видеть?

Ответ детей: - Да

Воспитатель: - А как вы думаете, есть такой камень, который мы положим в воду, и он исчезнет? Оказывается, есть такой камен, вот он.

Воспитатель показывает детям крупные кристаллы соли.

Воспитатель: - Как вы думаете, что это?

Ответ детей: - Соль.

Воспитатель: - Да, действительно – это соль. Чтобы в этом убедиться один из вас может ее попробовать сейчас, а остальные позже.

Ребенок пробует на вкус и подтверждает, что это соль.

Воспитатель: - Соль действительно камень, ее даже называют так – каменная соль. Так что же будет, если ее положить в воду?

Ответ детей: - Она растворится.

Воспитатель: - Давайте же проверим.

Предлагает одному из детей положить куски соли в сосуд с водой.

Воспитатель: - Что вы видите?

Ответ детей: - Соль опустилась на дно и там лежит. Мы ее видим.

Воспитатель: - Хорошо. Мы оставим нашу соль на какое-то время, а пока я хочу пригласить вас в музей. Вы знаете, что такое музей? Какие бывают музеи?

Ответы детей: - Музей живописи, музей оружия, краеведческий музей…

Воспитатель: - Да, музеев очень много разновидностей. Но сегодня я хочу пригласить вас в необычный музей. Это музей соли.

Дети проходят в импровизированный мини-музей соли, где представлены образцы соли разного вида: морская, каменная, пищевая соль экстра, ароматизированная, серая, красная и т.д. Дети с помощью воспитателя рассматривают разные виды соли и сравнивают ее по цвету, размеру крупинок, запаху.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему соль поместили в музей?

Дети выдвигают свои гипотезы.

Воспитатель: - Чтобы узнать почему же все-таки соль заслужила чтобы ее пометили в музей, я приглашаю вас пройти к нашему волшебному экрану.

Дети проходят к экрану для показа мультимедиапрезентации, рассаживаются на стулья.

Слайд 2.

Слайд 3, 4, 5.

Воспитатель: - Соль – это один  из главнейших и драгоценных  камней планеты Земля. С самых давних времен соль ценилась человеком дороже любого раскрасавца-самоцвета. Без драгоценностей можно прожить, а без соли – нет. Соль помогает нашему организму перерабатывать пищу. Без соли человек может погибнуть.

Слайд 6.

Из каменной соли даже делали монеты. Ими можно было расплачиваться за любые ценные товары.

О том, что соль когда-то была деньгами, говорит нам и хорошо знакомое слово «солдат». Вслушайтесь в него.

Дети несколько раз произносят слово «солдат» и приходят к выводу, что оно похоже на слово «соль». Выдвигают гипотезу, что солдатами когда-то называли добытчиков соли.

Слайд 7.

Воспитатель: - Оказывается, нет! Солдаты соль не добывали. Они охраняли соль. Если в какой-то стране не хватало соли, ее приходилось привозить из далеких стран. Соляные караваны шли из города в город, через пустыни, через горы. Пути караванов были долгими и опасными. Поэтому с караванами шла вооруженная охрана. Ну а платили этим воинам догадайтесь чем?

Ответ детей: - Солью!

Воспитатель: - Правильно, солдатами называли в старину военных, которые служили за соляную плату.

Слайд 8.

Воспитатель: - О ценности соли говорит нам и известная поговорка «Не солоно хлебавши». Дело в том, что даже на званых праздничных пирах соль подносили самым почтенным гостям. А гости попроще так и уходили – «не солоно хлебавши», т.е. ели несоленую пищу.

Слайд 9.

А еще издревна у нас сохранился обычай встречать дорогих  гостей хлебом-солью, показывая этим свое уважение.

Сегодня мы даже не задумываемся о соли. Людям удалось обнаружить огромные природные соляные кладовые. Ее теперь хватает и для еды, и для прочих важных дел.

Слайд 10.

Соли на Земле огромное количество. Но на то она и сокровище, чтобы скрываться от человека. Соль сокрыта и в земле, и в воде. И не так просто ее добыть. А кто-нибудь из вас может быть знает, где берут соль?

Ответы детей.

Воспитатель: - Каменная соль, как и многие другие камни находится глубоко под землей. Есть такие огромные пласты соли, что в них может поместиться целый город.

Слайд 11, 12, 13

Когда шахтеры – соледобытчики врубаются в залежи соли они волей или неволей  делают коридоры, галереи, или так называемые соляные пещеры.

Слайд 14.

Самый старинный и красивый соляной город находится в Польше. Этому подземному сооружению около тысячи лет. Чтобы обойти все его улицы, придется бродить по нему не меньше недели.

Слайд 15.

Есть в этом удивительном городе-замке огромный зал с соляными колоннами. Когда-то в этом зале устраивались настоящие придворные балы. Здесь все сверкает и сияет в лучах яркого света. Столы, кресла, вазы и люстры, даже скульптуры – все высечено из соляных глыб.

Слайд 16.

Сейчас в этом подземном царстве сияют электрические лампочки. В соляном городе теперь музей и… санаторий.

Слайд 17.

Все дело в том, что в соляных подземельях особый воздух, чистый и целебный. Вредные микробы гибнут при встрече с солью.

В соляных пещерах можно десятилетиями хранить продукты и они не испортятся. В таких подземельях также хранят древние книги, ценные меха и многое другое. Соль оберегает доверенные ей ценности от разрушения и болезней. Ведь вещи  тоже стареют и болеют.

Слайд 18.

Богатые россыпи соли можно встретить не только в глубине, но и на поверхности земли. Они появляются на месте высыхающих соляных озер.

Слайд 19.

Соляные озера бывают небольшие и огромные. Так например почти вся соль, которая добывается в нашей стране всего лишь с одного озера Баскунчак.

Слайд 20.

В этом озере почти нет воды.

В озере нет ни рыбы, ни водорослей, а птицы и насекомые погибают от нескольких глотков солёной воды. В этом озере нельзя утонуть, можно даже ездить на машине. Вот такое удивительное озеро.

Слайд 21.

Но ведь соленые озера есть и у нас в Алтайском крае. Я знаю, что многие из вас ездили туда отдыхать. Расскажите нам о своих впечатлениях.

Рассказы детей.

Слайд 22.

Воспитатель: - Можно сказать, что соль – волшебница: она и пищу делает вкусной и …

Дети продолжают: и лечит, и помогает сохранять различные вещи.

Воспитатель: - А еще она умеет исчезать.

Дети возвращаются к сосуду с водой и видят, что соль полностью растворилась.

Воспитатель: - Соли мы не видим. А как вы думаете, куда она делась?

Дети выдвигают свои предположения, после чего воспитатель предлагает им попробовать раствор и убедиться, что соль никуда не исчезла.

Воспитатель: - Но соль умеет не только «исчезать», становиться невидимой, но и появляться снова. Как вы думаете, как?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: - Чтобы соль появилась снова нам нужно, чтобы вода испарилась. Давайте каждый нальем немного воды в блюдца и поставим на окно (к батарее), а вечером с вами посмотрим, что же у нас получилось.

После того, как вода испарилась дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли и вспоминают то, о чем говорилось на занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эта удивительная соль Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста Головацкая В.В. старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 250» г . Барнаул

Слайд 3

Чудо-камень

Слайд 6

Соляные деньги

Слайд 7

Соляной караван

Слайд 8

Боярский пир

Слайд 9

Хлеб-соль

Слайд 10

Соль черная Соль белая Соль красная

Слайд 14

Самый старинный и красивый соляной город Польша город Величка

Слайд 16

Соляные скульптуры

Слайд 17

Соляная комната

Слайд 18

Соляные россыпи

Слайд 19

Озеро Баскунчак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Это удивительная соль"

Проект преднозначен для детей подготовительной группы....

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...

Проект "Удивительная соль"

Название проекта           Удивительная сольВозраст детей             Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Методическая разработка "Удивительная соль"

Тема: «Удивительная соль»Области:Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеФизическое развитиеСоциально-коммуникативное развитиеХудожественно-эстетическое ...