Методическая разработка "Удивительная соль"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Тема: «Удивительная соль»

Области:

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

 

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 

Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

 

Предварительная работа.

  • Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
  • Заучивание пословиц о соли
  • Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
  • Наблюдение «Как мама использует соль?».

 

Ресурсы: посылка с двумя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, яйца, одноразовые стаканчики, одноразовые тарелки, подносы с солью для рисования.

 

Содержание образовательно организованной деятельности:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Смотрите, в посылке есть еще и письмо. Может быть из него мы узнаем, что в мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Воспитатель: Подойдите к экспериментальным столам и откройте свои мешочки. И посмотрите, правильно ли вы отгадали загадку. Правильно! Это соль. Посмотрите, одинаковая ли она? Чем она отличается?

Ответы детей: нет, она разная. Одна мелкая, другая крупная, одна белая, другая серая

Воспитатель: Потрогайте ее на ощупь и сравните

Ответы детей: одна твердая и крупная, колючая. Другая мягкая, мелкая, гладкая

После того, как дети закончили работать с солью, протирают руки влажными салфетками и присаживаются на стулья.

Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была очень дорогим товаром, дороже золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Поскольку, соль была очень ценным продуктом, то о ней придумали много пословиц, скажите, а вы знаете пословицы о соли?

Ответы детей:

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся

Без соли, без хлеба худа беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

 

Воспитатель: Как много пословиц вы назвали! А теперь давайте поговорим о видах соли. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Еще бывает йодированная сольЭто соль, в которую добавлен йод. Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества.

    А еще, есть соль с необычным названием - лизунец. Эта соль используется для подкормки животных, им тоже нужны питательные вещества, содержащиеся в соли. Животные любят ее облизывать - поэтому ее называют соль - лизунец.

Воспитатель: Ребята, а как добывают соль? (ответы детей)

Соль добывается разными способами.

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.

Физминутка:

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть

Я прошу в круг всех встать,

И за мною повторять

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к заданию готов!

 

Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит стать учеными. Проходите, пожалуйста, в лабораторию. Надевайте, фартуки, проходите за столы.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

И так внимание. Сегодня мы с вами поэкспериментируем с двумя видами соли: крупная и мелкая.

 

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? 

Ответы детей: Соль похожа на порошок

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок. А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? 

Ответы детей: Соль состоит из белых кристаллов

Воспитатель: а какого она цвета?

Ответы детей: Белого

Воспитатель: Зачерпните соль ложечкой и высыпьте обратно в тарелку. Что мы можем сказать о соли?

Ответы детей: Она сыпется. Соль сыпучая

Воспитатель:

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

 

Опыт №2 «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей: Мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Воспитатель: И так, какое свойство соли мы можем узнали?

Ответы детей:

Вывод: соль хрустит

 

Опыт № 3: «Соль поглощает воду. Соль растворяется в воде»

Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Ответы детей: Вода впиталась

Воспитатель: Значит соль поглощает воду. Добавьте еще полстакана воды, размешайте. Что произошло с солью?

Ответы детей: Соль растворилась в воде

Воспитатель:

Вывод: Мы узнали еще два свойства соли: соль поглощает воду и соль растворяется в воде

 

Опыт№4. «Что быстрее?»

Воспитатель: В один стакан насыпьте ложку мелкой соли, в другой ложку крупной соли. Какая соль растворилась быстрее, мелкая или крупная?

Ответы детей:

Вывод: Мелкая соль растворилась быстрее

 

 

Опыт№5. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? 

Ответы детей: В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая

Воспитатель: Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

Ответы детей:

Вывод: В тёплой воде соль растворилась быстрее, чем в холодной.

 

Опыт № 6. «Плавающее яйцо».

Воспитатель: Где в природе мы можем встретить соленую воду?

Ответы детей: В море, океане

Воспитатель: А в обычной реке вода тоже соленая?

Ответы детей: Нет, в речке вода пресная.

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? 

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

Ответы детей: Яйцо не тонет.

Воспитатель: А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с пресной водой. Что получилось? 

Ответы детей: Яйцо утонуло.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Ответы детей:

Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

 

Творческая работа.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

 

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ..

(Солнце)

 

Они белые, как вата,

По небу плывут куда-то.
Держат путь издалека
Все барашки– …
(Облака)

 

На лугу растёт она

Высока и зелена.

С лугом простится,

В сено превратится.

(Трава)

 

Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед? 
(ЦВЕТОК)

 

Воспитатель: Посмотрите, какая схема у нас получилась. Давайте повторим, что мы выяснили о соли. Теперь мы можем отправить это письмо Гене Барбоскину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_sol.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Удивительная СОЛЬ»

Слайд 2

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Слайд 4

Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Все очень просто - месторождение каменной соли находят высоко в горах. В древности на месте этих гор был океан.

Слайд 6

Соль из морской воды .

Слайд 7

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Слайд 9

Соль для животных.

Слайд 10

Правила поведения в лаборатории . 1. Не трогать руками глаза. 2- Соблюдать тишину 3- Не толкать соседа во время работы 5- Выполнил и положи на место 4. Сначала посмотри, а потом повтори

Слайд 12

Опыт № 2.Соль хрустит. Возьмите соль и надавите на неё ложкой. Что мы слышим? (мы слышим хрустящие звуки). С чем можно сравнить? (с ходьбой по снегу в морозный день)

Слайд 13

Цвет : белый На вкус: солёная Состоит из кристаллов. Растворяется в воде. Имеет свойство скрипеть. Соль похожа на снег. Как и снег она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее , то слышен хруст. Свойства соли .

Слайд 14

Опыт № 3 « соль поглощает воду.» С оль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Слайд 16

Опыт №2 Водоплавающее яйцо. 1.Берем два стакана с водой и одно сырое яйцо. Наливаем в каждый по 200мл воды В один из стаканов добавляем 3ст.ложки соли. 2.Опускаем в пресную воду сырое яйцо – оно опускается на дно . 3.Опускаем яйцо в соленую воду . О, чудо! Яйцо не тонет! . Вывод: Теперь мы можем сказать, почему яйцо, то плавало на поверхности воды, то тонуло. Соленая вода тяжелее и плотнее пресной. А значит в море будет легче плавать, чем в бассейне.

Слайд 17

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство» . Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.

Слайд 18

Красим соль.

Слайд 19

Выводы : 1 . Изучение свойств соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни! 2. Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. нетрадиционная техника рисования солью.на тему "Зима"

Главная задача -дать представление  детям  о     различных  видах  изобразительной  деятельности, многообразии художественных мате...

Методическая разработка к тематическому педсовету «Милости просим, а хлеб-соль по старинному»

Цели: Закреплять знания об истории русской кухни;Закреплять знания о традициях, особенностях, самобытном опыте русского народа....

Методическая разработка по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста....

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»

Этот комплекс  используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»

Этот комплекс  используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...

Методическая разработка: Соль и ее свойства

Методическая разработка: Соль и ее свойстваАвтор:Власова Ксения СергеевнаВоспитатель ГБДОУ д/с №20      Дата: 21.11.2018гЦель: Систематизировать представление...