Методическая разработка к тематическому педсовету «Милости просим, а хлеб-соль по старинному»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кривошеина Галина Николаевна

Цели: Закреплять знания об истории русской кухни;

Закреплять знания о традициях, особенностях, самобытном опыте русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл milosti_pprosim_a_hlb_sol_po_starinnomu.odt13.61 КБ

Предварительный просмотр:


ГБОУ города Москвы Школа № 2083

ДО «Семицветик»

Методическая разработка к тематическому педсовету

 «Милости просим, а хлеб-соль по старинному»

                                                                                   Подготовила и провела

воспитатель средней группы

                                                                                  «Светлячок»  

                                                                                   Кривошеина Галина

                                                                                    Николаевна

Москва 2015 г.

Цели: Закреплять знания об истории русской кухни;

             Закреплять знания о традициях, особенностях, самобытном опыте русского народа.

Вступление:

Здравствуйте, гости дорогие! Хлеб да соль вам! Гость в доме- хозяину радость. Спасибо, что пришли. Посидим рядком да  поговорим ладком.

 Откуда «пошла есть» земля наша русская, как жили наши предки, как складывались и развивались наш язык, наши национальные привычки и характер- эти вопросы и будут интересовать нас.

 Ушли из быта современного человека многие блюда наших предков. Почти никто уже не помнит вкуса овсяного киселя, не многие понимают, почему с иным человеком «каши не сваришь» ( именно каши , а не щей или борща) и что такое «кулебяка на четыре угла».

 Негоже русскому человеку не знать, что некогда злосчастный кур попал не « во щи», а « в ощип», связывать кашу гурьевскую с городом Гурьевым. Для многих остаётся загадкой «польба», которой кормил поп Балду, «скородумки» Коробочки.

 Обычаи стола-важнейшая часть быта, они не случайны, так как отражают опыт многих поколений и уходят своими конями в глубокую древность. Поэтому история кухни народа- одна из важнейших составляющих его материальной культуры, семейного и общественного быта.

Теоретическая часть.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости-на столе появлялись самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой. Всё лучшее и самое вкусное приготавливалось для гостей. Народная мудрость гласила: «Что есть в печи- всё на стол мечи», «Умей в гости звать, умей и угощать».

Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда- всё это русский человек не забывал, где бы он ни находился.

Сказка-как тонкий и благоуханный мёд, попробуешь- и слышишь на языке всё естество родной природы, и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов «Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём», «Где щи да каша, там и место наше

Практическая часть.

1.Игра «Разговоры большие, а хлеб-соль маленькие».

Педагоги делятся на 3-4 команды. За каждый правильный ответ командам даётся открытка с изображением предметов декоративно-прикладного искусства. Побеждает команда, набравшая большее количество открыток.

Давайте заглянем в историю русской кухни, посмотрим, что и как ели наши предки, откуда пришли на стол те или иные продукты и кушанья. Приглашаю вас принять участие в игре «Разговоры большие, а хлеб-соль маленькие» /Правильные ответы выделены/

1 тур

Красавица 18 века-женщина полная и крупная. Дородность считалась идеалом красоты. Уважали тех, у кого был отменный аппетит. В 18 веке ели много, нисколько не смущаясь.

  1. Во многих произведениях русской литературы описываются пиршества с их яствами и любимыми блюдами.

Вопрос: Назовите любимое блюдо Ивана Грозного

Ответ: Щи, борщ, рассольник

  1. Ритуал еды у каждого народа свой. Для русских людей характе

рно бережное отношение к продуктам питания, а также соблюдение особого режима питания под влиянием разных факторов /природных, религиозных/ Религиозный фактор включает в себя посты, которым в равославии отводилось 200 дней /вместе с однодневными/

Вопрос: Какой из ниже перечисленных постов самый голодный?

Это не в смысле запрета на еду, а в смысле нехватки продуктов.

Ответ: Петровский, Великий, Успенский, Рождественский

  1. Много мы знаем высказываний о еде, о приёме пищи, о кухонной утвари.

Вопрос: Кому принадлежит следующее высказывание:

«Если человеку подарить рыбу, он будет сыт один день, если две-два дня, но если человека научить ловить рыбу- он будет сыт всю жизнь»

Ответ: Народная мудрость, Пётр 1, Л.Н. Толстой

  1. Многие продукты питания являются лечебными средствами при болезнях.

Вопрос: Соком какого овоща лечили на Руси боли в животе?

Ответ: Репа, капуста, свекла, морковь

2-й тур

Очень интересна история возникновения русских напитков.

Первый культовый напиток древних русичей-берёзовый сок.

Из него делали хмельную берёзовицу. А первый алкогольный напиток делался из мёда, его называли питный мёд. Безалкого

льному квасу около восьми веков, и готовили его в крестьянс

ких семьях по 500-1000 литров зараз-ведь в день выпивалось по 5 литров

1.Хлебное вино-так называли на Руси водку, напиток чисто русский, который появился в 14 веке. Но узаконен и назван

водкой он был в указе одного из царей.

Вопрос: Кто из царей узаконил водку?

Ответ: Елизавета, Пётр 1, Екатерина, Павел.

2. Чай в России стал известен спустя 200 лет после появления водки и прижился довольно быстро. Его привёз из Монголии в подарок царю Василий Старков

Вопрос: В каком году это было?

Ответ: 1638, 1801, 1749

3. Много напитков было на Руси, и каждый имел своё название

Вопрос: Как называлось поминальное вино?

Ответ: Канун, узвар, сыта

/Для информации: сыта-подслащенная вода мёдом

узвар /заварить/-приятный прохладительный напиток из сухих фруктов

3 тур

Очень много сделал для Руси царь Пётр 1. С его подачи у нас

прижилась салфетка, которую он позаимствовал у немцев. В приготовлении стали использовать морскую рыбу. Из-за границы для царского двора было ввезено много посуды.

1. Петр 1 ввёз в Россию очаг с плитой.

Вопрос: Из какой страны завёз Пётр 1 очаг с плитой?

Ответ: Германия, Австрия, Голландия

2. Но самым большим достижением Петра 1 был ввоз в Россию картофеля. Правда, накормить русский народ картофелем не удалось

Вопрос: С чем это было связано?

Ответ: Отравлением людей цветками картофеля. Страх перед иноземными овощами. Одна из небылиц о картофеле: «Первый куст картофеля вырос на могиле дочери  мифического царя Мамерса. Отсюда и пошло поверие: кто съест картофель, попадёт в ад».

4-й тур

Овощи, блюда из круп в народе всегда оставались самыми главными кушаньями, так как они были по карману простому крестьянину.

1. В русской кухне существует более двадцати видов каш: гречневая, пшеничная, морковная, гороховая и.т.д.

Вопрос: Как называлась каша из крупных зёрен пшеницы или ячменя с мёдом?

Ответ: Кутья, ярица, китина

Для информации: Ярица-яровой посев или злак ярового посева

Китина-хмельная ветвь, соломенная плетеница, верёвка для укрепления

2.Выражение «хряпнуть», возможно, пошло от старинного слова «хряпа»

Ответ: Зелёные листья капусты, солёные с ржаной мукой; толчёная репа, толчёный лук с солью

Для информации: Хряпка-называли кочерыжку

3. Многие овощи были постоянной едой на столе крестьянина

Вопрос: Какой овощ на Руси назывался «палочкой-выручалочкой»?

Ответ: Кислая капуста, картофель, солёный огурец

                                Подведение итогов

2. Представление русских блюд

«За крутой кашей и разговор краше», «Щи с хлебом хлебай, да не зевай», «Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём» С таких русских пословиц начинаем представление русских кушаний.

Воспитатели каждой группы представляют одно блюдо русской народной кухни /название, история блюда, состав, способ приготовления/ и ставят его на стол

Заключение:

Дорогие сударыни! Мы очень рады, что заинтересовали вас рецептами народной кухни, историей русского застолья, вспомнили о складывавшихся веками традициях и обычаях русской кухни.

Я не ставила перед собой задачу дать вам исчерпывающую информацию обо всех аспектах русской кухни. Вы и сами способны расширить свой кругозор, а моя задача-подтолкнуть вас к этому.

А сейчас милости просим, гости дорогие, к столу-отведать, что Бог послал. Хлеб-соль вам /Педагоги пробуют блюда, которые они приготовили и только что представили/

«И после щедрого стола не забывай про дела»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Комплексно-тематическое планирование по теме "Неделя сказок А.С. Пушкина"

В данном файле, представлена методическая разработка выполненная в дошкольном отделении ГБОУ школы № 297 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга. Комплексно-тематическое планирование работы на неделю ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Комплексно-тематическое планирование по теме "Одежда, обувь"

В данном файле, представлена методическая разработка выполненная в дошкольном отделении ГБОУ школы № 297 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга.Комплексно-тематическое планирование работы на неде...

Методическая разработка комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 4-5 лет

Методическая разработка направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 4-5 лет...

Методическая разработка комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 6-7 лет

Методическая разработка направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 6-7 лет...

Методическая разработка проекта Осень, в гости просим. Паспорт,технологическая карта.

Для детей старшей группы 5-6 лет с ОВЗ: расстройствами аутистического спектра....