конспект занятия "Мир животных"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Сергеевна Апанасова

Конспект занятия в старшей группе "Мир животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_sobakah.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Мир животных»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: создание условий  для   расширения  представлений детей о собаках.  

Задачи:     

Познакомить с  приметами,  стихотворениями, пословицами, связанными с образом  собаки.

Развивать активное эмоциональное сопереживание, эстетическое восприятие, воображение с помощью   поэтического, художественного образа.

Воспитывать  гуманное отношение к домашним животным, умение проявлять заботу,  любовь к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.

Виды деятельности: коммуникативная,   познавательная,  игровая,  двигательная.

Оборудование и материалы: игрушки  собак, литература  о  собаках, фотографии с изображениями разных пород собак, раскраски с изображением собаки,   маски  собак, проектор и слайды.

Предварительная работа:

1.  Индивидуальные беседы на тему «Что ты знаешь о собаках?».  

2.  Чтение стихотворений,  загадок, энциклопедий,  рассказов о собаках

3.  Подготовка дидактических игр о собаках.

4.  Рассматривание иллюстраций  о собаках.

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель:  Доброе  утро, ребята! Приглашаю вас на экскурсию в необычный музей. А о ком этот музей вы узнаете, если отгадаете загадку:

Это кто такой лохматый,
Языкатый и зубатый?
Лопоухий, хвост крючком, 
Скачет прямо и бочком.     
Вот навстречу он бежит
И от радости визжит.
Хочет что – то сказать нам.
Слышим: « Ры и гав, гав, гам»
Всегда там, где слышна драка
И зовут дружка…!

Дети:  Собака.

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Правильно собака. Сегодня мы с вами узнаем, какие бывают  собаки,  узнаем какое же любимое лакомство у этих животных,  как собака помогает человеку.

2. Основная часть.

Воспитатель:  А ведь собаки не всегда были такими милыми и преданными человеку животными. Собаки в древнем мире – это опасные для человека хищники, способные своими клыками калечить и даже убивать людей. Это были не те собаки, которых мы привыкли видеть ежедневно, это были их предки, которые в современной истории являются хищниками.

Воспитатель:  Кто был предком собаки?

Дети:   Волк.

Воспитатель: Человек же, в силу доброжелательности и любопытства, не стал прогонять или убивать животных, позволяя им жить рядом, присматриваясь к ним. Волки не подходили близко к людям, и те не чувствовали себя в какой-либо опасности в обществе зверей. В это же самое время люди начали обращать внимание на животных, приглядываться к ним, к их повадкам и поведению на охоте.

         Воспитатель: Подумайте, с какой целью человек стал приручать волков?

Дети: Охранять жилье, ходить на охоту.

Воспитатель: Ни те, ни другие не боялись друг друга и жили мирно, как добрые соседи. Но все случается, и однажды один самый любопытный волк и не менее любопытный человек все же пообщались. Этот первый их контакт был неумелый, робкий, но все же положил начало совсем другому общению между животным и человеком. Прошло время, и волки уже грелись возле костра рядом с человеком, ели из рук человека, позволяли себя трогать.

Воспитатель: Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями. Собака - друг человека. Почему так говорят?  

Дети: С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, встретить из садика, спасти в трудную минуту.

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о дружбе?

Дети:   Друзья познаются в беде. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.  Старый друг лучше новых двух. Сам погибай, а товарища выручай.

Воспитатель: Подходят ли эти пословицы к собаке?

Дети: Подходят!

Воспитатель: Рассмотрите картину.  Кто здесь изображён?

Дети:  Папа – пес, мама- собака и  щенок-сынок.

Дидактическая игра с мячом «Опиши собаку».

Назовите   отличительные признаки собаки:

шерсть - густая, шелковистая, чёрная, рыжая;

хвост – длинный, пушистый, короткий;

морда – вытянутая; глаза – добрые, злые, чёрные;

ушки – торчат на макушке, висят;

лапки – короткие, длинные.

 Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь».

Чёрный щенки. (Чёрные щенки.)

Лохматая пёс. (Лохматый пёс.)

Короткая хвост. (Короткий хвост.)

Воспитатель: А теперь послушайте, кем может быть собака для человека

Боевые собаки 

Воспитатель: С древних времён люди стали использовать собак в военном деле. Такие собаки назывались боевыми псами. Они бросались на неприятеля во время  боевых сражений, кусали лошадей и наездников. На животных надевали панцири и кольчуги, защищавшие голову, грудь и спину от стрел, дротиков, копий, ударов мечей. Ошейники с большими шипами защищали их от вражеских собак. Но и наше время у служебных собак есть защитные жилеты.

Воспитатель: Для чего на собаку надевают защитный жилет?

(дети смотрят фото собак и ведут диалог с воспитателем). Показ картинки собак на интерактивной доске.

Воспитатель: Как называется собака -  которая служит на границе?

На границе служит пёс.

Он службу верную несёт.

Вперёд! Сомнений больше нет!

Настроен пёс решительно.  

Сперва взяла собака след,  

И следом – нарушителя

 Спасатель   и   водолаз 

Воспитатель: Обученная собака улавливает запах человека и его вещей даже под двухметровым слоем снега, она бесстрашна, не боится ни снежной пурги, ни метели, поэтому собак, названных впоследствии сенбернарами, учат  находить людей, попавших в беду после схода лавины или снежной бури. Это собака – спасатель.

Если в горах беда случится с вами

Спасение не за горами,

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс.

Воспитатель: Как человеку в горах может помочь собака-спасатель

Дети: найти, отрыть из снега, позвать людей

Воспитатель: И на воде может приключиться беда. И вот тогда вам поможет собака - водолаз.

Если кто попал в беду —

Скажем, тонет он в пруду,

В одно мгновенье  пёс в воде

Придёт на выручку в беде  

Поводырь и  терапевт  

Воспитатель: Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Незрячие люди используют собак-поводырей для передвижения и защиты в путешествиях. Собаки-терапевты,  широко используются для реабилитации больных,  где больным людям не дают грустить, помогают забыть о болезни.

 Артист

Воспитатель: Ну, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.

Зал аплодирует, хохочет:  

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахару кусочек.  

Но труд артиста, ох, не сладок!

 Пастух   и  охранник 

Воспитатель: Собака и в дождь, и в мороз помогает человеку пасти стада домашних животных.  

Стадо овечье собаке послушно.  

Собака справлялась с работой пастушьей.

Каких домашних животных помогает пасти собака? (коров, овец, лошадей, коз)

Ну а если в доме вор,

Пёс достойный даст отпор.

Для него святое дело

За семью сражаться смело.

Что охраняют собаки? (Ответ детей)

  Космонавт  и  извозчик 

Воспитатель: Собаки способны не только на трюки.

А верно служили нашей науке.

Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?  

Звёздочка, Белка, Стрелка и Лайка!

Это собаки – космонавты. В науке собаки – верные друзья. Часто они первопроходцы, а за ними следует человек.

Воспитатель: В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу — там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. С помощью собачьих упряжек проводились исследования Северного и Южного полюса.

Физкультминутка.

Собачка по траве бежала 

(бегут на месте),
Весело хвостом виляла 

(помахивают воображаемым хвостиком),
Кость у дома отыскала 

(приседают, поднимают воображаемый предмет), 
Всю погрызла, искусала 

(имитируют жевание),
И в песочек закопала 

(сидя, «закапывают косточку»).

Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим, какие же ещё собаки бывают.  Посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Какие они? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы правильно заметили, что все собаки разные, у них разная порода. А какие породы собак вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются собаки друг от друга.

Дети: Окраской, длиной шерсти, формой ушей, головы и тела, цветом глаз, хвостом, характером.

Воспитатель: Как вы думаете, какой у собак бывает характер?

Дети: Добрый, злобный, спокойный, игривый, задорный, смелый, доверчивый.

Воспитатель: Невозможно сказать, какая порода собак лучше, умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу, практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью.

Воспитатель: Существуют  декоративные породы 

Изобретателен, умен, 

Вам предан бесконечно он. 

И жизнь за Вас отдать бы смог

 Французский маленький бульдог.

Какие декоративно-комнатные собаки вам известны?

Дети: йоркширский терьер, мопс, шпиц, болонка, далматинец.

Воспитатель: Для чего людям нужны комнатные собачки?

  Кто будет хозяином щенка? (Коля?  Саша? Андрей?)

А теперь помогите решить спор мальчиков?

На одной улице жили три друга – Коля, Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой. Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»

Коля сказал: «Я завяжу ему красивый бант!»

Саша сказал: «Я все время буду играть со щенком!»

Андрей сказал: «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».

Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему?

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за собакой?

Дети: У собаки должно быть своё место, где она спит. Место должно быть чистое. У собаки  должна быть миска для воды и еды. С собакой нужно гулять.

Воспитатель:  Правильно, а ещё необходимо иметь предметы ухода: расчёски, щётку, ошейник и поводок, намордник. Ребята, если вы когда-нибудь захотите завести собаку, сначала изучите правила содержания, кормления, ухода за животным.  Говорят, что о человеке можно судить по тому, как он относится к животным. Как вы это понимаете?

Дети:  Если  человек хорошо относится к  животным, значит он добрый.

Воспитатель: К сожалению, нередко люди берут в дом питомца, а потом безжалостно выбрасывают его на улицу. Человек не всегда достойно ведёт себя по отношению к домашним животным. Плата за предательство человека – одичавшие и опасные своры собак. Ребята, помните: мы в ответе за тех, кого приручили.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Собака – друг человека 

Собаки! Бог вас людям дал в награду, 

Чтоб грели сердце, радовали глаз. 

Как мало вам от человека надо, 

Как много получает он от вас!

Воспитатель: Мы любим собаку ради неё самой, ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала ему спутником и другом.

Воспитатель: Дети, как много интересного мы сегодня вспомнили о наших четвероногих друзьях. Чем больше вы будете знать о животных, тем крепче ваша дружба будет с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Животные жарких стран"

Конспект лексического занятия в подготовительной группе тема: "Животные жарких стран" "Мама для слоненка"...

Конспект занятия "Животные" с использованием ТСО

Конспект занятия по окружающему с использование ТСО и ЭВМ...

Методическая разработка конспект НОД Животные Африки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром....

конспект занятия животные

На занятии дети вспоминают животных по-английски,тем самым помогая главному герою с заданиями....

Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)  в подготовительной к школе группе для детей ...

Конспект «Дикие животные»

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания. ЗАДАЧИОбразовательные:- продолжать совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прит...

План-конспект НОД "Животные леса - наши друзья"

Интегрированное занятие  по художественно-эстетическому развитию детей средней группы...