Целевая прогулка «Праздник птиц»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Михайлова Татьяна Александровна

Методическая разработка, образовательная область "Социально-коммуникативная" для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mihaylova_t.a._metodicheskaya_razrabotka.zip2.36 МБ
Package icon beseda_o_ptitsah.zip922.26 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Беседа:

Народные праздники на Руси.

«Зиновий – синичник»

Михайлова Т.А.

Цель: Обогащение знаний детей, о традициях русского народа, дошедших до наших дней, через русский народный  фольклор.

Задачи:

-Расширить знания детей о народных праздниках;

-Познакомить с праздником «Зиновий – синичник»;

-Закрепить знания детей, о зимующих птицах родного края, используя русский фольклор.

-Учить анализировать, высказывать свои мысли, выдвигать гипотезы.

-Вызвать желание оказывать регулярную помощь птицам, находящимся в трудной ситуации;

-Воспитывать ответственное отношение к окружающему нас миру природы и явлений.

Ход беседы.

Организационный момент.

Воспитатель: Рёбята – вы любите праздники? А какие праздники вам больше нравятся? Почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Практически, все праздники, которые вы назвали, являются народными праздниками, как вы думаете, почему их называют народными?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, действительно, потому, что их придумал русский народ, и они пришли к нам из далёкого прошлого со своими традициями, играми и забавами. Мы их с удовольствием отмечаем, готовимся к ним и с нетерпением ждём.

Воспитатель: Но есть ещё один такой праздник, про который вы сегодня не вспомнили, а он поистине народный, и отмечается на Руси уже много, лет.

В этот праздник чествуют всех зимующих птиц, а особенно  птичку, которая

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Шустро зёрнышки клюёт

Спать с утра нам не даёт

Голосистая певичка –

Желтопузая … (синичка)

Дети: Синичка. А праздник «Синичкин день»

Воспитатель:

По старинному русскому поверью, к 12 ноября прилетают птицы-зимники, назовите их?

(Ответы детей)

    Летом эти пернатые держатся в лесу, а с первыми холодами перебираются ближе к человеку. Существует такая примета: если синиц около домов много — жди наступления холодов.

Несмотря на то, что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника и поэтому ещё одно название этого праздника «Зиновий – Синичник».

   В Синичкин день на Руси было принято мастерить кормушки для птиц. Эту традицию в наше время воплощает в жизнь Союз охраны птиц России. По инициативе этой организации, уже несколько лет подряд, этот день в России отмечают как День встречи зимующих птиц.

    Среди большого разнообразия пернатых нашей полосы синицы — одни из самых узнаваемых птиц для простого человека.

По каким признакам мы можем узнать синичку?

(Ответы детей)

    Большинство синиц являются дуплогнездниками. Летом птицы питаются насекомыми и семенами растений, тем самым выполняя свою важную миссию по защите садов и огородов от вредителей.

    Синичья семья «многодетна», в ней бывает до 15 птенцов, чтобы прокормить которых родители буквально обшаривают все ближайшие деревья, старательно собирая гусениц, бабочек, личинок и т.п. 
    Ребята, а как вы думаете, легко ли живётся этим маленьким птахам в зимний период времени? Почему? Что для них страшнее холод или голод?

(Ответы детей, рассуждения, выводы)

 Воспитатель: Какое же меню предложить птицам?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вкусным лакомством послужат подсолнечные семечки, свиное сало, не свежий хлеб, отварной рис, гречка, перловка, картофель... Если вы будете регулярно организовывать птицам столовую, то они станут постоянными гостями вашего двора.

«Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».

Интересные факты из жизни синицы

    Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. А имя своё синицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».

   Из всех синиц только гаичка способна сама выщипать себе дупло в гнилом, вертикально стоящем стволе дерева. Другие виды синиц пользуются брошенными дуплами дятлов.

   Синицы разных видов зимой объединяются в стаи с дятлами и такими группами кочуют по лесу в поисках еды.

   Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом. Птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит; это может даже убить птичку. Особенно опасен ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем в пшеничный

Народные приметы
• Синица кричит утром – к морозной ночи, вечером свистит – к ясному дню.
• Синицы появляются стайками около домов – жди холодов.
• Синица пищит и жмется к дому – к морозу.
• Много синиц на кормушках – к метели, снегопаду.
• Стучит в окно синица – к доброму известию, подарку.
• Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос –     загаданному сбыться.

• Поймать во сне синицу – знак преодоления неприятностей, достижения целей. 

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели принять участие в празднике «Зиновия Синичкина».

(ответы детей)

Воспитатель: Тогда нам нужно к нему подготовиться. Как вы думаете, что мы можем сделать к Синичкиным именинам?
(Дети вносят свои предложения)

    Воспитатель обобщает высказывания  детей и предлагает создать мастерскую  «Синица мастерица».  Вместе придумываем названия  центров нашей мастерской, в которых будут работать дети подгруппами, вид деятельности каждого центра, распределяем обязанности (кто, что должен приготовить, принести, узнать). Определяем, что будет конечным результатом работы мастерских и куда мы определим результат нашей деятельности.

Приложение № 2

Мастерская «Синица мастерица»

   

Заранее, вместе с детьми, подготовлены центры с оборудованием и материалами для работы, дети с помощью карты - кругосветки расходятся по центрам.

1.Цент экспериментирования

Детям предлагалось изготовить кормовую смесь для птиц по технологической карте. Изготовленную смесь они передавали в центр творчества.

2.Центр творчества

   По шаблону нужно было вырезать яблоко или грушу из картона и обклеить её кормовой смесью – это вкусный подарок птичкам.

3.Центр сочинительский

  Дети с помощью воспитателя по плану сочиняли стихи и призывы о птицах для агитационных листовок.

***

Жила была птичка,

А звали её синичка.

Она летала, клевала,

Семечки собирала,

Воробьям не давала.

***

В нашем Бакчаре, живут синички,   красивые птички.

Они летают, порхают, зёрнышки собирают.

Люди им помогают и добра желают!

***

Зимующие птицы – полезные певицы.

Летом по лесам, полям летают, вредителей собирают.

Как зима наступает – пищи не хватает.

В село прилетают – помощи ожидают.

Добрые люди им помогают,

Корм в кормушки насыпают.

Вот такие птички,  птички – невелички!

4.Центр художественный

   

  Рисовали листовки, на которых изображали зимующих птиц нуждающихся в помощи.  

5.Центр конструкторский

 

    Конструировали праздничную, необычную  кормушку для синичек,

делали бусы из сала.

   

Чтобы все дети смогли поучаствовать в работе всех центров, так как им очень хотелось, попробовать «свои силы» во всех областях деятельности, разработали карту – кругосветку. По этим картам дети разошлись по пяти направлениям деятельности. Выполнив работу в своём центре, ребята переходили в следующий, указанный в кругосветке. Таким образом, все смогли поучаствовать в работе всех центров.  

   Вывод: Работа получилась интересной, творческой и плодотворной. Интерес к общему творческому делу поддерживался на протяжении всей кругосветки. Никто из детей не покинул центры из–за потери интереса. Для них эта работа оказалась очень значимой и нужной в плане оказания посильной помощи окружающему миру природы. Результаты нашей деятельности мы взяли на целевую прогулку.

Список используемой литературы

  1. Бёме, Р.Л. Птицы. Энциклопедия природы России/ Р.Л. Бёме [и др.] - М.: ABF, 1998. – 491 с.
  2. Борейко. В.Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Птицы/ В.Е. Борейко, В.Н. Грищенко. – К.: Киевский экологический центр, 1999. – 172 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект целевой прогулки «Мы заботимся о птицах»

Конспект целевой прогулки «Мы заботимся о птицах»Подготовила воспитатель:Хлебникова О.С.Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представл...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»

В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов де...

Конспект целевой прогулки " Праздник цветения".

Конспект целевой прогулки «Праздник цветения».Образовательные области.  Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.Программные задачи. Дополнить представления детей,...

Конспект творческой целевой прогулки «Мы заботимся о птицах»

Конспект творческой целевой прогулки         Тема: «Мы заботимся о птицах»(Старшая группа)Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о зиме, о се...

Конспект целевой прогулки в первой младшей группе по теме “Зимующие птицы”.

Расширить представления о птицах;Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах;Учить узнавать птиц, называть их части тела;Изучить их повадки и особенности;...

Целевая прогулка "Покормите птиц зимой"

Целевая прогулка "Покормите птиц зимой"...