Конструирование в младшей группе.
статья по окружающему миру (младшая группа)

Ильчук Инна Викторовна

Статья дает информацию с чего и как лучше начинать обучать ребенка конструированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вторая младшая группа. Конструирование из строительных материалов.

Мы строили, строили и  «наконец» построили.

Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности. Все это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Программа второй младшей группы  несколько усложняется. У детей закрепляется умение правильно называть детали строительного набора (кубик,  кирпичик, пластина) ; они учатся отличать одну форму от другой, правильно называть цвет деталей. Учатся некоторым простым приемам конструирования: соединять кирпичики, располагая их на плоскости в один и два ряда, вертикально в ряд или замыкая пространство.  Дети должны научиться по показу воспитателя строить простые предметы: башню, ворота,  мебель, домики и др., при этом аккуратно класть детали одну около другой или одну на другую, располагая постройку как на плоскости, так и в высоту. Необходимо закрепить умение различать части постройки по величине, по форме; умение определять, из каких деталей сделана постройка и в какой последовательности следует выполнять работу. Нужно создать у детей устойчивый интерес к  играм с постройкам, пользуясь при этом и другими игрушками: построить домик для матрешки, сарайчик для животных и т. д. Следует развивать у детей умение сооружать постройки по собственному замыслу, пользуясь усвоенными конструктивными  умениями.

Прежде чем учить детей создавать ту или иную постройку, необходимо  познакомить их с самим предметом, обратив внимание и на его части и на то,   как используется предмет в жизни.

Основным методом обучения детей четвертого года жизни является использование образца построек, его анализ. При этом надо учить детей определять и называть, какие части есть у постройки, из каких деталей они сделаны, с чего начинать строить; формировать понимание эстетических качеств предметов, детских построек  в процессе их восприятия.

И в этой группе начать нужно с того, что напомнить, какие разнообразные постройки можно сделать из строительного материала (включая новые для детей детали), как интересно можно играть с ними.

Показывая детям, как сооружать постройки и играть с ними, воспитатель не ставит пока цели, чтобы они усвоили названия новых деталей, научились делать такие же постройки. Задача состоит лишь в том, чтобы напомнить о конструктивных и игровых возможностях строительного материала, укрепить интерес к играм с ним.

В первой младшей группе детей учили раскладывать кирпичики друг за другом. Работу с детьми четвертого года  жизни  следует начать с того. Чтобы закрепить это умение, научить детей раскладывать детали более аккуратно и точно, выполнять задание в разных вариантах.

Первые три-четыре занятия посвящаются закреплению у детей умения располагать кирпичики в ряд на плоскости. Делать из них дорожку, правильно называть детали, их цвет.

Перед занятием на прогулке необходимо обратить внимание детей на дорожку, идущую от здания детского сада на улицу, объяснить им, что по дорожке ходят люди, а по проезжей части улицы ездят машины. Показать. Что дорога бывает длинная, как та по которой ездят машины, и короткая, как дорожка от садика к улице, от дома к дому.

Воспитатель строит для детей домики очень простой конструкции и говорит. Что от домика к домику можно проложить дорожку из кирпичиков, при этом показывает как их укладывать ( кирпичики нужно класть на широкую сторону, потому что, положенные на узкую сторону, они легко падают). Затем дает игрушки – куклы, машинки, чтобы дети могли показать, по какой дороге ходят люди, а по какой ездят машины.

Чтобы научить малышей соединять кирпичики на плоскости аккуратно, выстраивая их в линию, нужно провести несколько занятий. Каждый раз изменяя их содержание: сначала дети строят дорогу для машин, затем дорогу между домиками, потом трамвайную линию и железную дорогу; при этом воспитатель учит различать короткую и длинную дороги; определять, где широкая сторона кирпичика, где узкая и т. д. Для упражнения детей в укладывании кирпичиков в один-два ряда желательно каждому давать не менее десяти –двенадцати кирпичиков.

На первом занятии, прежде чем показывать, как строить дорогу, воспитатель просит детей вспомнить название деталей – кирпичики. Если используется цветной набор, просит сказать, какого цвета кирпичи. У каждого ребенка кирпичики одного цвета.

Во время раскладывания материала для занятия и затем во время уборки его после занятия воспитатель также фиксирует внимание детей на названии: «Будем складывать кирпичики», «Принесите кирпичики», побуждает детей к тому, чтобы они сами называли деталь правильно.

На занятии дети делают линии из кирпичиков,  располагая их в два ряда на широкую сторону. Воспитатель предлагает им обвести пальцем широкую сторону, показывает, как это сделать, называет – «широкая сторона». Затем предлагает обследовать узкую сторону, сравнить ее с широкой.

Следующие два-три занятия можно посвятить обучению детей умению ставить кирпичики вертикально ровным рядом: либо плотно друг к другу. Либо на ровном расстоянии один от другого, замыкая пространство. При этом кирпичики можно ставить и на узкую короткую плоскость. Можно построить загородку, поставив четыре кубика по углам квадратного листа бумаги со стороной 16 см. Между ними поставить кирпичики на длинную узкую грань.  Один из кирпичиков может служить дверью.

В начале занятия по предложению воспитателя  дети вспоминают название деталей (кирпичики) и говорят, какого они цвета, где у них узкая и широкая сторона. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть, как делать загородку для тех животных или птиц которые есть у детей. Кирпичики ставятся на узкую и длинную грань так. Чтобы между ними не было просветов.

Показывая, как строить загородку, воспитатель подчеркивает, что сначала надо построить загородку, а потом поместить туда игрушку.

Закончив сооружение, предлагает детям сделать такую же постройку. Во время работы детей воспитатель внимательно следит за каждым. Помогает тем, кто затрудняется, чтобы предупредить ошибку.

Нужно добиться, чтобы эту простейшую конструкцию сделали все дети. С этой целью следует поощрять детей, закончивших  работу раньше других, подбадривать тех, кто задерживается. Закончившим  строить предложить поиграть.

Постройке домиков следует уделить три-пять занятий, предлагая новые варианты: у домика сделать двери из двух кирпичиков, которые можно открывать и закрывать; сделать домик повыше, положив в основание шесть кубиков, впереди приложить кирпичик, изображающий ступеньку, по которой можно подняться в дом, крышу тоже сделать из кирпичика.

Предлагая новый образец,  воспитатель дает соответствующие пояснения, выясняет,  знают ли дети, чем отличается новый домик от того, который они строили (нужно предложить сразу два образца - знакомого домика и нового, чтобы дети могли сравнить и определить разницу).

На первых двух-трех занятиях дети строят после показа воспитателем всех действий. На следующих занятиях повторяется анализ образца и последовательность действий. Затем воспитатель ограничивается словесным указанием (без анализа образца и показа и  действий) – вопросами к детям, которые помогают им уточнить: из чего и в каком порядке строить.

Одно из занятий следует посвятить работе по замыслу. Предварительно спросить, что они научились строить, что хотят построить, из каких деталей будут строить, помочь осуществить замысел, а затем порадоваться вместе с детьми успехам.

Для занятия дать детям кубики и кирпичики, образные игрушки для игр после окончания стройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по конструированию II младшая группа Тема "Поезд для матрешек"

Конспект совместной деятельности по конструированию разработан для второй младшей группы, позволит выявить уровень сформированности   умения различать, называть и использовать основные строительн...

Конспекты занятий по конструированию в младшей группе

Батыкова Елена Сергеевна.15.06.2013. 12:32...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 ГОДА)

«ПОСТРОИМ КРОВАТКУ ДЛЯ КУКЛЫ» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 ГОДА)...

Перспективное планирование по художественному конструированию II младшая группа

Перспективное планирование по художественному конструированию II младшая группа...

Занятие по конструированию в младшей группе

Занятие по конструированию в младшей группе...

Конспект НОД по конструированию в младшей группе. Тема. Поможем ежихе.

Занятие. направленное на развитие у детей конструктивных умений и навыков....