Гости весеннего леса
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Занятие по познавательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе

«Гости весеннего леса»

Программное содержание:

Образовательные:

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Расширять и закреплять представление детей о перелётных и зимующих птицах.

Работать над грамматическим строем речи.

Учить выделять лишний предмет с объяснением.

Развивающие:

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.

Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.

Оборудование: мнемотаблица «Признаки весны», игрушечная птичка, игрушка Каркуша, изображения ласточки, скворца,  грача, снегиря, синицы, воробья, разрезные картинки, мяч,  фонограмма голосов птиц, .

Предварительная работа:  

наблюдение за птицами на участке во время прогулки;

отгадывание загадок о птицах и весне;

чтение художественной литературы о весне и птицах;

разучивание стихов данной тематики;

прослушивание аудиозаписи голосов птиц;

рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;

проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.

 

Ход занятия:

Воспитатель: -  Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я приготовила для вас очень интересную загадку, хотите её услышать?

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят по крышам капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?    (весна)

Воспитатель: -Да, ребята, к нам торопится красавица Весна. А какие признаки весны вы знаете? (С опорой на мнемотаблицы дети рассказывают.)

- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.

- Тает снег.

- Проявляются первые проталины.

- Бегут ручьи.

- Начинается весёлая, звонкая капель.

- Прилетают птицы из тёплых краёв.

Воспитатель: -Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца,

Слышны их песенки с деревьев.      (Птицы.)

Воспитатель: - С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?

Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.

Воспитатель: -Да, ребята, друзей надо беречь. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев. Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось? (В группе появляется  Каркуша).

Воспитатель:  (обращается к Каркуше) Каркуша, что случилось, почему ты такая встревоженная? (Каркуша на ухо воспитателю рассказывает проблему). Ребята, Каркуша рассказала мне, что в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес не оживёт, и весна не наступит. Что же делать? Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны? Каркуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем нашим пернатым друзьям. (Каркуша прощается и улетает).

Ну что же, ребята, нам пора отправляться в путь. Вы готовы?

 Физкультминутка

Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.

Собирайся, детвора,                                          Хлопают в ладоши

Весна зовёт: «гулять пора!»

Будем по лесу гулять                                         Шагают

Чистым воздухом дышать                                   Вдох-выдох

На носочках по тропинке,

Друг за другом мы пойдём                                 Ходьба на носочках

В маленькие лужицы                                          Ходьба с высоким

Не наступим, обойдём                                        поднятием колен

Встали ели на пути,

Нам их нужно обойти                                         Ходьба змейкой

Идите, дети, осторожно

О ели уколоться можно.

Вот сороки пролетели

Им сорокам не до сна !                                       Взмахи руками,

Трещат сороки-белобоки:                                    имитация полёта птицы

- Идёт весна! Идёт весна!

За весною мы пошли,

На поляну мы пришли!                                         Ходьба

Воспитатель: - Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. Присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики.)

Воспитатель: -Посмотрите, под берёзкой что-то лежит. Ребята, это записка, давайте её скорее прочитаем:

«Не хочу, чтобы птицы пели, чтобы ожил снова лес. Но если выполните все мои задания, я расколдую птиц. Предупреждаю, будет нелегко, задания очень сложные» Колдунья.

Воспитатель: -Ну что же, ребята, начнём наш нелёгкий путь. А вот все наши задания, которые мы должны выполнить.

1 задание «Отгадай загадки»

Воспитатель: -У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?

Что за весенняя птица:

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица … (Грач. Показать изображение этой птицы на картинке).

-Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).

-Грачей называют «вестниками весны». В народе говорят: Грачи на горе – весна на дворе.

-За грачами прилетают другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке:

На шесте дворец

Во дворе певец

Звать его… (Скворец.  Показать соответствующий рисунок).

-Итак, за грачами прилетают скворцы.

 - Дети, что вы можете рассказать о скворцах. Ответы детей

-Какой он? (Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)  

Она под крышами живет,

Гнездо своё из глины вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется ?.. (Ласточка)

-Позже всех прилетают ласточки.

-Что вы можете рассказать о ласточках. Ответы детей.

 - А какая ласточка? (У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.) Ласточки прилетают к нам в начале мая, когда появится много летающих насекомых.

2 задание. "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Воспитатель: - Ребята, нам нужно разместить птиц на деревьях. Зимующих на зимнее дерево, а перелетных на весеннее.

Возьмите, пожалуйста, любую птицу и подойдите к дереву.

Назовите мне, пожалуйста птиц. Расскажите, что вы знаете о них расселяйте их на дереве (на рябине - зимующие, на дереве с листочками -перелетные) Молодцы, ребята.

Воспитатель: - А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнезда и построить новые.)

3 задание. Дидактическая игра «Размести птиц в гнездах» разрезные картинки

Воспитатель: -Соберите разрезные картинки, посмотрите, чье гнездо у вас получилось и разместите птицу.

(Дети собирают разрезные картинки, определяют чье гнездо и размещают соответствующую птицу).

 - Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах.)

- Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.

- Все птицы строят гнезда? (Есть такие птицы, для которых домики строит человек.)

- Как называются их домики? (Скворечники)

- А какие птицы в них живут? (Скворцы)

- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т.д.)

- Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)

- А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама-птица, самка.

- Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Папа, самец.)

- Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы.)

Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

- Молодцы!

- Молодцы, ребята! Справились с заданием.

-Можно ли разорять гнезда? (Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.  Мы никогда не услышим их чудесных песен).

– А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?

– Что мы может сделать для птиц и чего не должны делать? Если в эти чудесные весенние деньки вы пришли в лес на прогулку. То старайтесь не бегать. Не шуметь. Не заглядывайте в птичьи гнёзда. Не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать птиц, они бросят свой дом. И в гнезде никогда не появятся птенчики.

Мимическая гимнастика «Птенцы»

Вылупившись из яйца, первый птенец удивлённо посмотрел вокруг (ребёнок открывает рот). Второй птенец увидел, как вокруг светло, тепло и радостно улыбнулся (улыбается). Третий птенец хотел вылупиться первым, но не успел, поэтому рассердился (нахмурился). Четвёртый вылупился и сразу испугался, зажмурился от солнышка (зажмурить глаза). А пятый птенец вылупился и громко зачирикал (губы трубочкой).

Звучит фонограмма голосов птиц.

Воспитатель: -Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли. Нашим пернатым друзьям, лес ожил и значит, весна всё-таки наступила. Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше приключение в весеннем лесу? Кому мы помогли? Какие задания вам понравились больше? Как же мы вернемся в детский сад? А для того, чтоб вернуться в детский сад, скажем волшебные слова:

Покружились.

Покружились,

Снова в детском саду очутились! Все закрыли глаза. (Звучит волшебная музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гости весеннего леса" конспект НОД в средней группе

Цели:Образовательные·        Расширять и активизировать словарный запас детей.·        Расширять и закреплять представление детей ...

Конспект совместной образовательной деятельности в группе для детей с ТНР старшего возраста «В гостях у Лесовичка в весеннем лесу».

Презентация занятия совместной образовательной деятельности предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал поможет логопедам дошкольных учреждений систематизировать знания детей по ле...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гость из весеннего леса"

Конспект подойдет для повторения пройденного материала по теме "Обучение грамоте" для  детей среднего и старшего возраста...

Сценарий спортивно-экологического развлечения в старшей группе ДОУ " В гостях у весеннего леса"

ООД по физическому развитию детей в старшей группе детскоо сада...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Гости весеннего леса"

Конспект занятия в средней группе «Гости весеннего леса» Задачи:Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слух...

Конспект интегрированного занятия "Гости весеннего леса" в средней группе

Данное занятие проводится с детьми средней группы. Занятие поможет детям закрепить знания о перелетных птицах....

Конспект занятия в средней группе «Гости весеннего леса»

Конспект занятия в средней группе«Гости весеннего леса»...