Занятие "Народы России" "Республика Дагестан".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

цель:

  • формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
  • знакомить с народами Республики Дагестан, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями,
    песнями и танцами.
  • Создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.

Дагестан – многонациональная республика, где каждая как большая, так и относительно малочисленная народность имеет присущие только ей особенности и своеобразие не только в языковом, но и в культурном, этнопсихологическом и других отношениях. Народы Дагестана познают культурные особенности друг друга, чтобы тем самым выявить истоки обще-Дагестанских культурных ценностей, лучше понять специфику собственной культуры. Так, на основе познания и соблюдения локальных культурно-этических особенностей каждого народа и региона формируется и складывается обще-Дагестанская культура. И, как заметил один из мудрых наших соотечественников, «Дагестанцы – это один народ со многими языками».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkytoe_zanyatie_dagestan.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект открытого занятия «Народы России – республика Дагестан»

Воспитатель 1 кв. категории Абдулазизова Регина Исрафиловна.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное», «Познание», «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Здоровье»

Планируемые результаты: дети имеют представление о родине, о больной стране и народах живущих в ней в частности о  Республике Дагестан как части России; знают понятие «символика», формулируют ответы на вопросы педагога.


Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, герб, флаг, р.Дагестан, столицы дагестана, достопримечательности республики и природы Дагестана, запись гимна России, гимна Дагестана, слайды символики.

Цель:

  • формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
  • знакомить с народами Республики Дагестан, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, народными поэтами,  играми,  песнями и танцами и кухней

Задачи:

  •   углублять и уточнять представления о Родине — России;
  •  формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
  •  закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
  • воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
  • формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
  • обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России, в частности Республики Дагестан.

развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.


1. Организационный момент.

Звучит песня: «С чего начинается Родина?» (1. Слайд приветствие)

 (дети в след за воспитателем заходят в муз. зал и становятся в круг на приветствие).

 ( 2. Слайд муз.Родина)

«Дружба начинается с улыбки»

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

И здравствуйте уважаемые гости. Ребята поздоровайтесь с гостями.

Дети: Здравствуйте!
Воспитатель – Ребята скажите о чем поется в песне которая звучала когда мы с вами зашли муз. зал? 
Дети - о Родине
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по просторам нашей Родины


Воспитатель - Скажите, что такое Родина?
Дети - Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
Дети - Это леса, поля, реки. Это наш город.
Дети - Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка.
Дети - Это место, где стоит наш детский сад.
Дети - Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю.

Воспитатель – верно ребята.

Ребенок1.

 «Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.


Ребенок2.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»


Воспит- Родина – это страна, в которой мы живем.  Как называется эта страна?

Дети – страна называется Россия.  

Ребёнок:
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!

Воспит. Ребята посмотрите – флаг и герб нашей страны.

Воспитатель: Ребята кто помнит, где на карте расположена наша страна? (2.слайд карта рос.)


Воспитатель - Расскажите, что мы еще знаем о России?
Дети - Россия – это большая многонациональная страна.

 В ней живет много народов, так же много республик, городов, рек и лесов.


Воспитатель -Как называется главный город нашей страны?
Дети - Москва– столица нашей Родины.

Восп. Мы гордимся нашей страной.

 

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве народов сила России.

 (ребята садитесь на стульчики)


Воспитатель – Как мы сказали в России много республик, вы помните с какой республикой России мы с вами познакомились?
Дети – республика Дагестан.

Воспитатель:  Кто может показать на карте России, где находится р. Дагестан

Воспитатель – давайте вспомним  символику р. Дагестан  – это герб Республики Дагестан. Что изображено на нем? (3 слайд герб)
Дети – на нем изображен золотой орел, солнце, горные вершины, рукопожатие.

Воспитатель: Как вы думаете, что означает изображение орла?
Дети - Орел олицетворяет независимость и свободу, мужественность и храбрость,
Дети - стойкость и гордость за республику и страну.


Воспитатель –что означает солнце?
Дети - Солнце означает жизнь, ее силу,  свет.


Воспитатель - Второй символ Р.Д. – это флаг. (4 Слайд флаг)


Воспитатель – из каких цветов состоит флаг?
Дети – зеленый, синий, красный.


Воспитатель – давайте вспомним, что обозначают эти цвета?
Дети: Зелёный - олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли.
Синий — цвет моря и мирное небо над головой.
Красный - мужество и храбрость населения Страны гор (Дагестана).


Воспитатель - Третий символ – это гимн.
- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн?
Дети - Гимн – это торжественная песня.


Воспитатель - Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: - Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников,

Воспитатель - При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение.


Воспитатель -  музыка гимна написана дагестанским композитором Кажлаевым а слова написаны дагестанским известным поэтом Расулом Гамзатовым.

Я предлагаю вам встать и  послушать гимн Дагестана. (5. Слайд звучит гимн РД)

Воспитатель: В Дагестане принято особым образом приветствовать друг друга при встрече или расставании.  Кто помнит как?

Дети: Ассаляму Алейкум ва Рахматуллагьи ва Баракяту что в переводе означает – Мира и благополучия вам и вашей семье.  Ребята давайте скажем так  нашим гостями.

Воспитатель:   Республика России Дагестан большая или маленькая?
Дети – Республика большая, в ней много городов, сел, полей, лесов, рек, лугов.

Воспитатель - Какие города Дагестана вы знаете, назовите?
Дети – Каспийск, Махачкала, Дербент, Дагестанские огни. (6 слайд фото городов)


Воспитатель - Как называется главный город Дагестана?
Дети – столица республики Дагестан город Махачкала (7 слайд Фото мах)


Воспитатель - Ребята, вы помните, что в республике Дагестан живут разные народности. Дагестан это самый многонациональный регион Р.Ф.
В ней проживает более 60 народностей, (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, ногайцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры и многие др.).

Трудно, и даже невозможно найти на земном шаре место, где на такой небольшой площади размещалось бы столько народов с различными языками и диалектами, культурными традициями и обыденными особенностями и живущими в мире и согласии.  

Не случайно еще в древности Дагестан называли «страной гор»

Красивы и неповторимы горы Кавказа. ( 8 слайд фото гор)

Одни из них покрыты веселой яркой зеленой шапкой, а другие -высокие и неприступные - одеты холодным снегом. Здесь даже жарким летом очень холодно.

Восп: Очень много в горах Кавказа селений, в которых живут добродушные и приветливые люди. (9 слайд фото селений)

А дети  этих горных селений тоже так же как вы любят играть в разные интересные игры и придумывают их сами.

В одну такую игру сейчас мы поиграем.

 1.«Джигитовка» - дагестанская народная игра.

Играет вся группа.

Содержание игры:

Участники разбиваются на тройки и выстраиваются на линии старта. Два игрока в каждой тройке берутся за руки, а третий – стоящий в центре – закидывает левую ногу на сцепленные руки своих товарищей. Прыгая вместе с ними, он должен достичь финиша.

Правила игры:

  1. Начинать игру вместе только по команде воспитателя.
  2. Выигрывает тройка, пришедшая к финишу первой.
  3. На каждом этапе бегуны в тройке меняются местами.

2. «ИГРА В АЛЬЧИКИ» - Дагестанская - даргинская игра.

Играют 10-20 человек.

ИНВЕНТАРЬ: кубики равные кол-ву играющих и мячи.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

На линии против обеих команд, расстояние 8-10м., ставится по количеству играющих кубики, каждый игрок выполняет по одному броску мячом, стараясь выбить кубик. Побеждает команда, выбившая наибольшее количество кубиков.

3. НАДЕНЬ ПАПАХУ (Тlагъур лъе) – аварская игра.

Играет вся группа.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Мальчик – джигит сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот стоит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Водящий не должен подсматривать.

Воспитатель: Ребята у народов Дагестана много своих национальных праздников,  но общими Дагестанскими народными праздниками являются - Ураза Байрам, Курбан Байрам.

Восп. Кто знает, что такое Курбан Байрам?

            -это жертвоприношение барашка.  Мясо барашка сначала раздают бедным людям, потом соседям и родственникам, и немного оставляют своей семье.  Верующие люди в Дагестане, в этот праздник делают добрые дела, стараются помочь бедным людям, раздают продукты: хлеб, фрукты, зерно разных видов,  помогают друг другу.  

 Восп.: А что за праздник Ураза байрам?

 – к этому празднику «Ураза байрам» люди готовятся целый месяц - 30 дней держат пост – ничего едят и не пьют даже воду. А как вы думаете целый месяц без еды можно прожить? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Верно, и поэтому  с наступлением вечера разрешается пить воду и есть только полезную еду это финики, фрукты и немного мяса). (10 слайд)

 Так они очищают свой организм от вредных веществ.

  Восп.: Так же перед праздником Ураза- Байрам все прощают друг другу обиды, стараются навестить своих родственников и знакомых и просят у них прощения.  

Так люди настраиваются на что бы встретить праздник в мире и согласии.  

Восп.: А за 4 дня до праздника  «Ураза Байрам» девушки и женины в каждой семье проводят в порядок свой дом, делают генеральную уборку в каждом уголке дома.

Я вам предлагаю сейчас поиграть в игру «Наведи порядок»

Ребята, еще на кануне праздника в Дагестане люди покупают друг для друга подарки, хозяйки дома готовят сладкие угощения и традиционные блюда восточной кухни.

 А дети разносят их своим  родственникам.

И что б наши гости не скучали давайте и мы их угостим восточным угощением, которое я приготовила для них .

А пока наши воспитатели угощаются давайте продолжим дальше …..

В день праздника Ураза байрам принято вставать рано утром и надевать праздничную одежду. (11 слайд).  

Любые праздники в Дагестане не обходятся без танцев. (12. Слайд)


Ребёнок:
Мелодия звучит так страстно
И зажигает вновь и вновь!
И ритму танца все подвластно,
В нем мужество и любовь!
Он символ гордого Кавказа,
В нем чистота и свет алмаза,
"ЛЕЗГИНКА"- яркий танец гор
!

«Танец лезгинка» (дети садятся на свои места)

 Ребята на этом наше путешествие заканчивается.  Скажите что вам больше всего понравилось?  

Ребята я приготовила угощения сегодня не только для гостей но и для вас. Мы с вами попробуем его в группе.

 Сейчас можно  попрощаться с  гостями по Дагестански.


Воспитатель 1кв.котегории Абдулазизова Регина Исрафиловна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с символикой России и Республики Бурятия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Познакомить с изображением Государственного флага РФ и РБ (цветовое решение, расположение полос).Формировать представление о значении Государственного флага.Воспитывать уважи...

«Праздник дружбы». В рамках проекта «Азбука России» Буква «Л» - Лезгины Дагестан.

Сценарий   тематического мероприятия совместной  деятельности с детьми с  использованием  элементов,  игровых технологий  и с применением информационно - коммуникати...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

Общесадовый проект "Мы как дольки апельсина, все дружны и неделимы" Интерактивное путешествие в Республику Дагестан.

Общесадовый проект "Мы как дольки апельсина, все дружны и неделимы" Интерактивное путешествие в Республику Дагестан...