«Дерево, как материал для изготовления мебели, и некоторые его свойства» (конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст) (детская исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сергухина Ирина Анатольевна

 

«Дерево, как материал для изготовления мебели,

 и некоторые его свойства»

(конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст)

 (детская исследовательская деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._derevo.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дерево, как материал для изготовления мебели,

 и некоторые его свойства»

(конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст)

 (детская исследовательская деятельность)

Программное содержание:

  • учить наблюдать  и исследовать объект природы в разных его видах (обработанные и необработанные деревянные бруски, опилки), выделять свойства дерева – прочность, плотность, способность держаться на воде, и свойства опилок – рыхлость, легкая пропитываемость водой;
  • учить устанавливать взаимосвязи между строением объекта и его свойствами;
  • развивать умение делать выводы из полученных результатов исследования;
  • активизировать и пополнить словарный запас;
  • воспитывать аккуратность в работе, умение работать в паре, помогать товарищу
  • воспитывать бережное отношение к природе, продолжать прививать основы экологической культуры.

Методические приемы: беседа, наблюдение, исследование объекта, игровые приемы, физминутка, наглядный материал, вопросы к детям, проблемные вопросы.

Оборудование и материалы: картинки  с изображением предметов деревянной мебели, обработанные и необработанные деревянные бруски на каждого ребенка, опилки, кусочки ДСП, мешочки с опилками на каждого ребенка, емкость с водой на каждого ребенка, емкости с разведенными красками (8-10 цветов), картонные пластины на каждого ребенка; картина, изготовленная из окрашенных опилок; шапочки-капельки воды (3-4 штуки), доска или мольберт.

Активизация и обогащение словаря: деревянный, мебель, брусок, опилки, пилить, рыхлый, плотный, плавает, проникает, прочный, крепкий, кора, древесина, мелкие, колючие, пахучие, окрашенные, обработанные, необра-ботанные, обрабатывать, прессовать.

Предшествующая работа: беседа о мебели, об изготовлении мебели, её назначении, рассматривание иллюстраций, наблюдения.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту, на котором расположены картинки с изображением предметов деревянной мебели (стул, стол, шкаф, скамья), рассмотреть картинки и ответить на вопрос «Как называют предметы, изображенные на картинках? Для чего нужна мебель человеку?» (для удобства, чтобы сидеть, складывать нужные предметы в порядке, писать, кушать и т.д.). Затем предлагает рассмотреть, из чего изготовлена мебель. «Как назвать мебель, изготовленную из дерева?» (деревянная). Затем воспитатель предлагает детям превратиться в исследователей и пройти в «лабораторию» (за столы) для того, чтобы исследовать свойства дерева. Почему из дерева делают мебель?

  1. Основная часть.

Воспитатель предлагает детям взять необработанный брусок дерева и рассмотреть его. Обращает внимание на то, что снаружи у дерева кора, она шершавая, изрезанная, плотная. Внутри расположена древесина, она очень плотная, твердая, прочная, но имеет неровности. Затем дети рассматривают обработанный брусок дерева. Обращают внимание на то, что у него уже нет коры, а древесина гладкая и такая же прочная, плотная, твердая. Делают вывод о том, что и мебель, изготовленная из такой древесины, будет обладать теми же свойствами, то есть будет плотной, прочной.

Затем воспитатель предлагает детям опустить обработанный кусочек дерева в емкость с водой. Наблюдают, как дерево плавает, не тонет. Делают вывод о том, что дерево легкое, поэтому и небольшая мебель из дерева (стул, стол, табурет) достаточно легкие, чтобы их можно было передвигать в нужное место. Также еще раз убеждаются в плотности дерева (частички воды не могут проникнуть между частичками дерева).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть опилки, пощупать их, потереть между пальцами. Обращают внимание на то, что опилки шершавые, колючие, мягкие, рыхлые. Если бросить опилки в воду, то они, постепенно намокая, тонут. Поэтому из необработанных опилок ничего сделать нельзя.  Частицы воды легко проникают между частицами опилок, намачивая их. Однако, рассказывает воспитатель, если опилки пропитать клеем и спрессовать, то получится ДСП (дерево-стружечная плита). Из такой плиты тоже можно изготовить мебель, хотя она будет не такая прочная, как из древесины. Делают вывод, что клей препятствует проникновению воды между частицами опилок.

Физминутка.

Воспитатель предлагает детям поиграть в малоподвижную игру «Водичка». Для этого нескольким детям надеваются шапочки-капельки, а несколько детей изображают сначала частицы дерева, крепко держась за руки, а затем частицы-опилки  – стоя врассыпную по группе. «Капельки» сначала пытаются проникнуть между «частицами дерева», а затем легко пробегают между «частицами опилок».

  1. Вторая часть занятия.

Воспитатель выставляет картину, изготовленную из окрашенных опилок, и предлагает детям рассмотреть ее. Воспитатель интересуется, нравится ли им картина? Хотели бы и они сделать подобную картину? Как вы думаете, как можно сделать опилки цветными? (нужно их покрасить красками). Вместе с воспитателем дети выбирают цвета и окунают в емкости с разведенными красками мешочки с опилками, тщательно промачивая их. Затем, слегка отжав мешочки, аккуратно выкладывают опилки на картонки и ставят их сушить.

На следующем занятии окрашенные опилки используются для изготовления картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста детского сада

Конспект  занятия для детей старшего дошкольного возраста детского сада(с использованием компьютерной презентации и   мультимедийного оборудования).«В сказочном лесу»Интеграция образова...

«СВОЙСТВА САХАРА» Занятие для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.

Беседа о работе фермеров. Для чего нам нужен сахар, производство сахара. Опыты по изучению свойств сахара....

Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).

Тема НОД:  «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....

«Вода и некоторые её свойства» (конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст)

laquo;Вода и некоторые её свойства» (конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст)(детская исследовательская деятельность)...

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста "Детский сад - второй наш дом"

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста"Детский сад - второй наш дом"...