Конспект интерактивного занятия"Вулканы"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Кондратьева Алёна Сергеевна

Конспект интерактивного занятия"Вулканы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект

интегрированной непосредственной образовательной деятельности

 с элементами экспериментирования

для детей подготовительной группы

Тема: «Вулканы»

Цель:  Пополнение    знаний  детей   об  окружающем  мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворение потребности детей в познании,  самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи: 

  1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление  о  происхождении и  строении вулканов;
  2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
  3. упражнять детей в чтении схем-моделей.
  4. стимулировать  желание  детей  экспериментировать;
  5. развивать  эмоционально-положительное  отношение  к  познанию  окружающего  мира;
  6. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
  7. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
  8. воспитывать бережное отношение к природе;
  9.  способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Используемые  технологии:

Игровые технологии:

  • игровые  задания и упражнения.

Технологии поисковой деятельности:

  • создание проблемной ситуации;
  • детское экспериментирование.

Здоровьесберегающие технологии:

  • физикультминутка;  
  • игровое упражнение на равновесие.

Мультимедийные технологии:

  • показ презентации.
  • игры  и задания с использованием интерактивной доски

План

1.Организационный момент

      Игровое задание  «Помоги   разгадать  название полуострова».

  2.Основная часть

1. Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров?»

2. Путешествие на Камчатку. Показ  и обсуждение презентации «Вулканы»

3. Физкультминутка «Вулкан»

              4. Здоровьесберегающее упражнение  «Тропинка с препятствиями» на равновесие.

5. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

6. Детское экспериментирование опыт « Тонет - не тонет» с пемзой, и камнями.

3.Заключительная часть

1. Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка.

       2. Сюрпризный момент. Подарки детям  о путешествии: кусочки пемзы

Активизация  словаря: вулкан, земная кора, слои, лава, пемза.

Методы  и приемы: поисковый, объяснения  воспитателя, наглядный  метод,  практический, сюрпризный  момент.

Материалы  и  оборудование:   глобус,   гелиевые шары,    макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка), глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка), конусу из картона (на каждого ребенка), компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, документ-камера, картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация «Вулканы», тропинка с препятствиями.

Оборудование  для  экспериментирования: 

  • макет горы вулканического  происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство  для посуды, сода, лимон.кислота, кофейная, чайная и столовая ложки;
  • таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

Предварительная работа.

1.Изготовление макета горы вулканического происхождения:

 

Ход занятия

Организационный момент

 Игровое задание  - разгадать название полуострова».

 Воспит:(Звук Пришло письмо Интересно, О.!Это же ПРиглашение    ПРИГЛАШАЕМ  ВАС ПОСЕТИТЬ НАШ  ПОЛУОСТРОВ…

 Воспит:: Ой, здесь, к сожалению, стерты буквы, и не видно на какой полуостров нас приглашают. Зато здесь есть подсказки в виде картинок. Ребята, а давайте попробуем разгадать эти подсказки и название острова, куда нас с вами приглашают?

Ребус:   На доске  картинки с изображением предметов и предлагается  их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, называя первый звук в слове, изображенном на ней. Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово.(КАРТИНКИ-1 – кукла,2 – апельсин,3 – мяч,4 – часы,5 –арбуз  ,6 – тарелка,7 – кошка,8 – автобус)К А М Ч А Т К А

 Воспит:: Какое у нас получилось слово? Правильно: Камчатка.

Ребята! А где находится этот полуостров? Как найти его? Как туда попасть? (если дети затрудняются ответить, то можно загадать загадку):

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны? (Глобус).

Воспит:  Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? (ответы детей). Почему вы так думаете? Молодцы вы правильно догадались! Давайте теперь найдем на глобусе наш полуостров «Камчатка».

Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров?»

Воспит: Ну что давайте собираться в путь? Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каких видах транспорта? (дети предлагают свои варианты ответов).

 Воспит: (обсуждает с детьми предложенные ими варианты и создает проблемную ситуацию.) Ребята, но у нас в зале здесь нет почти ничего, на чем можно путешествовать, посмотрите только стульчики (в зале стоят стульчики с привязанными воздушными гелиевыми шариками) Что мы можем придумать? (варианты ответов детей).   не предлагая готового решения, с помощью вопросов подводит детей к мысли о том, что можно построить воздушный шар и на нем путешествовать.

Обсуждается, из чего состоит воздушный шар (купол, корзина, тросы) какой формы бывают корзины, дети, по желанию, из стульчиков строят корзину круглой или квадратной формы.( ИЛИ Как вариант-На интеракт.доске.Собрать  воздушный шар для путешествия)

Воспит : Ребята, загружайтесь в корзину, сейчас мы с вами отправимся в путь.

 1.Путешествие на Камчатку. Показ  и обсуждение презентации «Вулканы»

Слайд 2. А пока мы будем лететь на наш полуостров,  я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей).  Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них. Рассказ легенды    

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять  у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».

Слайд 3. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово  «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.

Слайд 4. Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу.

Слайд 5. Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой.

Слайд 6. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу. Посмотрите, что случилось с автомобилем, который попал под расплавленную лаву, и   которая застыла. Он оказался в плену у стихии.

Слайд 7. Твердая порода называется  пемза.

Слайд 8. Как вы думаете, какой из вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.

Слайд 9,10,11  Ребята! Как вы думаете, какой вред  приносит извержение вулкана?

Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет, археологам  (уточнить знания детей о профессии археолога), удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть  города и спастись.

Слайд 12.    Ребята, как вы думаете,  а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли  делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома.  Как вы думаете, что за овощ находится в руках этого мужчины? Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!

Слайд 13 Воспит:Вот  мы  и  на  полуострове. Добро пожаловать на Камчатку! Пока мы летели, мы сильно засиделись, давайте немного разомнемся!

  1. Физкультминутка «Вулкан»

Стихотворение

Движения

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний  расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Повторить - 2 раза.

4.Здоровьесберегающее упражнение  «Тропинка с препятствиями» на равновесие.

Воспит; Ребята, а что это за тропинка? Давайте посмотрим, куда она нас с вами приведет? (тропинка с препятствиями). А это  что перед нами? На что это похоже? Правильно, на вулкан. Ребята, перед нами макет вулкана. На какую геометрическую фигуру он похож? (конус).

4.Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»  

 Воспит: Ребята, а давайте с вами сами сделаем извержение вулкана?

На столе,  на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками(объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.)

Последовательность проведения эксперимента.СХЕМА:

 1. всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.(Картинка)

 2.: налить полстакана воды. .(Картинка)

 3добавить в нее кофейную ложку  гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета. .(Картинка)

 4 в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

  добавить в окрашенную воду две столовые ложки лимон кисл. , затем влить полученную смесь в жерло вулкана (сода). .(Картинка)

 Воспит: Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт?

Давайте, теперь вы сами попробуете повторить опыт с вулканом.(Дети проходят к столам , надевают фартуки, садятся за столы.На столах :

6.Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.

Воспит:  Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.

Воспит: А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой. Что произошло, они утонули?  (ответ детей). Как вы думаете, почему они не утонули? (ответы детей). Правильно, потому, что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом.

Заключительная часть

 1.Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка

 Воспит: Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад. Дети садятся снова в воздушный шар. Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового? (ответы детей).

 2.Сюрпризный момент.

 Воспит: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о нашем путешествии я  хочу вам подарить по кусочку пемзы, воздушному шарику  ,которые вам будут напоминать о нашем путешествии.  

Список  литературы и интернет источников

1. География для самых маленьких. Вулканы. http://club.umnitsa.ru/node/358497/360726

2. Гилпин  Р. и Пратт Л.   Большая книга занимательных опытов, Росмэн-Пресс, 2008г

3. Годен  К. Детская энциклопедия «Махаон» Вулканы., 2007г

4. Делаем вулкан дома http://www.tigrulki.ru/2010/09/11/delaem-vulkan-doma/

5. Книга опытов для дошкольников  http://detsad-kitty.ru/lessons/598-kniga-opytov-dlya-doshkolnikov.html

6. Почему извергается вулкан? http://elementy.ru/email/2130490

7. Энциклопедия для детей "Лучик света"  http://www.luchiksveta.ru/enziklop_kalendar/prirodjav.html

8. Фотографии из личного архива авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интерактивного занятия с родителями и детьми по развитию речевого дыхания.

В конспекте  занятия по развитию правильного дыхания представлен один из способов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью привлечения близких к осуществлению коррекционного воздейств...

Конспект интерактивного занятия для средней группы "Космос"

Конспект предусматривает ознакомление детей с Космосом, первым человеком, полетевшим в космос, значением Космоса в жизни человека....

Конспект интерактивного занятия с демонстрацией экспонатов музея «История игр и игрушек»

Задачи:Продолжать знакомить детей с экспонатами музея детского сада.Расширять представления детей об истории возникновения игрушек.Развивать интерес к посещению музеев. Материал:Экспонаты музея д...

Конспект интерактивного занятия с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста: "Осень разноцветная"

Конспект интерактивного занятия с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста: "Осень разноцветная"...

Конспект интерактивного занятия по рисованию на тему: « Рыбки в аквариуме » в средней группе

Учить  изображать  рыбку,  правильно  передавая  части  тела,  форму,  соотношение  по  величине,  характерные  особенности.Учить...

Конспект открытого занятия "Вулканы Индонезии"

Конспект открытого занятия "Вулканы Индонезии"...