Настольная игра "Лесная тропинка"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Аржанухина Анастасия Владимировна

Игра рассчитана на возраст 5-7 лет, количество игроков: от 2 до 8 человек.

Настольная игра имеет экологическую направленность, в процессе игры дети развивают речь, способы образования слов, взаимосвязи между представителями живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoigralesnaya_tropinka.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Настольная игра «Лесная тропинка»

Игра рассчитана на возраст 5-7 лет, количество игроков: от 2 до 8 человек.

Настольная игра имеет экологическую направленность, в процессе игры дети развивают речь, способы образования слов, взаимосвязи между представителями живой и неживой природы.

Данная игра актуальна в настоящее время.

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Игра «Лесная тропинка» поможет приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас.

Цель игры: воспитание любви к природе, чувства ответственности за её состояние.

Задачи:

Воспитывать желание заботиться о природе, оберегать её от негативных воздействий от действий человека.

Развивать устную монологическую и диалогическую речь детей.

Формировать умение выяснять, почему гриб или ягода имеет своё название, объяснять свою точку зрения.

Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей.

Формировать представление о правилах поведения в лесу, побуждать детей к их соблюдению.

Развивать любознательность и познавательную мотивацию к получению новых знаний о природе.

Состав игры: сказка Ю.  Дмитриева  «Что такое лес?»,  игровое поле, игровой кубик, фишки по количеству играющих детей, набор карточек «Грибы», набор карточек «Ягоды», набор карточек «Животные леса», набор карточек «Птицы», набор карточек «Правила поведения в лесу».

Игроки по очереди бросают кубик и делают столько ходов, сколько выпадает на нём. Белые кружки – обычный ход, жёлтые кружки – переход по стрелке вперёд либо назад, красные кружки – работа с карточками (4 – ягоды, 10 – птицы, 19 – звери, 27 – правила поведения в лесу, 38 - грибы). В начале игры фишки игроков выстраиваются  у кружка СТАРТ (С).  Заканчивается игра  на ФИНИШЕ (Ф).

Перед началом игры читаем сказку «Что такое лес?», беседуем над её содержанием. В процессе беседы дети понимают, что понятие «лес» велико, включает в себя множество составляющих: деревья, животные, насекомые и др. Также необходимо подвести детей к осознанию того, что в природе должно соблюдаться равновесие, а человек очень часто своими необдуманными действиями нарушает его. Побуждать ребят сохранять экологическое равновесие в природе.

Работа с карточками.

«Грибы».

Рассматриваем карточки. Читающие дети могут прочесть названия грибов. Рассматриваем внешний вид, выясняем происхождение названия. Подберёзовик – значит, растёт под берёзой, гриб лисичка – рыжий, как лиса. Особое внимание уделяем ядовитым грибам. Акцент делается также на том, как собирать грибы: только со взрослыми, аккуратно срезать ножом и сырые грибы ни в коем случае не употреблять в пищу. Делимся впечатлениями от похода за грибами (если кто-то из детей уже участвовал в сборе грибов): вкусный грибной запах, таинственность при поиске – куда он спрятался?

«Ягоды».

Рассматриваем карточки. Читающие дети могут прочесть названия ягод. Описываем ягодки, проводим соответствие между внешним видом и названием. Выделяем отдельно ядовитые ягоды. Говорим о бережном сборе ягод. Делимся впечатлениями от похода за ягодами в лес: ягодный аромат, красота ягодных полян.

«Животные леса».

Рассматриваем животных. Дети сами называют тех, кто изображён на карточках. Говорим о внешнем виде, повадках, о том, чем питается то или иное животное. Рассматриваем следы животных, догадываемся, где чей след – след зависит от формы лапы (ноги) животного. Беседуем о том, что делать, если встретишь в лесу того или иного животного. Делимся впечатлениями от встречи (если кому-то посчастливилось увидеть белку или, например, зайчика).

«Птицы».

Рассматриваем карточки с изображением птиц, говорим о внешнем виде. Сравниваем размеры птиц, выясняем, все ли птицы имеют одинаковый рацион питания. Выделяем среди птиц хищников. Делимся впечатлениями о встрече, если кто-то наблюдал за птицами. Говорим, как себя нужно вести, чтобы увидеть птиц,  как наблюдать за птицей.

«Правила поведения в лесу».

Рассматриваем карточки. По каждой беседуем отдельно. Добавляем свои правила.  Выясняем, что случится, если данные правила не будут соблюдаться. Составляем небольшие рассказы о каждом правиле.

На первых порах  воспитатель играет с детьми, объясняет правила игры, показывает, как действовать с карточками. Затем, когда дети усвоят правила, запомнят названия ягод, грибов, птиц и животных, уяснят правила поведения в лесу, им становится интересно играть в игру самостоятельно. В таких случаях дети сами назначают ведущего либо выбирают при помощи считалки.

Также мы с детьми много беседуем о том, каких зверей и птиц можно встретить в наших городских, пусть небольших, но всё-таки лесах. Дети с радостью делятся друг с другом очень ценной для них информацией о том, как они кормили орешками белочку или наблюдали птенцов в дупле у заботливых родителей дятлов.

Ребята знают, что сорить в лесу нельзя, нужно разговаривать негромко. Также не играть в лесу в шумные и подвижные игры. Лучше неспешно прогуляться, подышать чистым свежим воздухом и понаблюдать за жизнью леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольная игра (ходилка) «Лесные тропинки»

Настольная игра (ходилка) "Лесные тропинки" для детей старшего дошкольного возраста, как пропоганда здорового образа жизни....

Мастер-класс настольной игры из бросового материала «Настольный кегельбан»

Мастер-класс настольной игры из бросового материала «Настольный кегельбан»Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок подчиняется правилам игры...

настольная игра "Тропинки моего окружающего мира"

Считается, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Использование дидактических игр в дошкольном возрасте  испо...

«Умные игры» Проект (краткосрочный) Тип: практико - ориентированный II младшая группа Проблема: -Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм. Обоснование проблемы: 1. Неумение и нежелание детей младшей группы играть в настольно –

laquo;Умные игры»Проект (краткосрочный)Тип: практико - ориентированныйII младшая группаПроблема:-Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.Обоснование проблемы:1. ...

Конспект открытого занятия с использованием настольного театра во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра»

Цель: Развивать связную речь у детей. Обогащать словарный запас. Вызывать интерес к русским народным сказкам.Задачи:Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом ...

Настольно – печатная игра «Экологическая тропа» для детей 4-7 лет

Структура настольно – печатной дидактической игры   Настольно – печатная игра «Экологическая тропа» сделана по принципу игры – «ходилки» и состоит и...