Конспект НОД на тему "Путешествие на север"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мартыненко Жанна Васильевна

      

        Цель: Познакомить детей с жителями и обитателями Севера; их внешним видом, образом жизни и повадках, растительным миром, с особенностями природных условий Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_sever.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект непосредственной образовательной деятельности

           с детьми  средней группы на тему "Путешествие на север"

                               Мартыненко Жанна Васильевна, воспитатель                                                                                                                      

                               МБДОУ ЦРР  д /с «Золотая рыбка» р.п. Степное Озеро

Цель: Познакомить детей с жителями и обитателями Севера; их внешним видом, образом жизни и повадках, растительным миром, с особенностями природных условий Севера.

Задачи: 

-Познакомить детей  с особенностями природных условий тундры;

- Способствовать закреплению представлений об условиях жизни и месте обитания животных через различные виды деятельности;

- Развивать у детей познавательный интерес к жителям северного края -людям, животным, желание больше узнавать о  мире  Севера.

- Воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе, бережное отношение к растительному и животному миру.

Словарная работа: обогащать словарный запас теме «Север» обогащение и активизация словаря. Северный Ледовитый океан, айсберг, полярное сияние, полярная ночь, животные : белые медведи, моржи, тюлени,  киты, олень люди - чукчи ,чум

Ход занятия:

Воспитатель: -  Сегодня мы с вами отправимся на Север .

Воспитатель: - Ребята, а чтобы не замерзнуть на Севере, что нужно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель:- Давайте мы с вами наденем теплую одежду.

   Как же мы попадем на Север? Нам поможет «цветик-семицветик». Оторвем мы лепесток для того, чтобы он исполнил наше желание.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток…

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы оказались на Севере!

Воспитатель. – Вот мы с вами и на севере.

Звук ветра.

Воспитатель: - Ребята, слышите, какой сильный ветер дует. Как вы думаете, какая погода на Севере?

Ответы детей.

Воспитатель рассказывает: «Далеко, сколько ни напрягай глаза, простирается пустынная голая местность. Нигде не видно высоких деревьев - только маленькие, карликовые ивы да березки изо всех сил жмутся к земле, растопырив во все стороны цепкие корни. Как подует холодный ураганный ветер, заметет пурга, закружит поземкой - только держись! Казалось бы, кто станет жить в таких условиях?! Так нет же - для кого-то даже негостеприимная на первый взгляд местность - родной и любимый дом. Живут в нём северный олень, песец, полярная сова, куропатка, мелкие грызуны ».

Дети: В тундру.

- Правильно ребята. А что такое тундра? (ответы детей, объяснение воспитателя).

Рассмотреть картинки из «Северной азбуки»: иллюстрации северных животных, птиц, растений, ягод, грибов и людей т.д.

-Тундра – это где короткое лето и длинная зима, там очень холодно зимой, и очень много комаров летом.

- в тундре вся растительность очень низкая. Например, в тундре можно встретить карликовую березку. Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая)

- Почему она такая? (Потому что тундра находится в районе вечной мерзлоты).

- Что такое мерзлота? (Лето очень короткое.Земля не успевает прогреться, поэтому в глубине остается замороженной).

- Какие ягоды вы собираете в лесу? (Землянику, чернику) А в тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, - это брусника, голубика, морошка.

- Тундра - суровый край, но в ней обитают много животных, птиц, насекомых, а в холодных озерах и реках водится рыба

Предлагаю вам поиграть в игру:

Дидактическая игра «Животные тундры»

(На столе разложены карточки с изображением птиц и животных, подобранные так, что среди животных есть те, которые живут в тундре (песец, белый медведь, олень, полярный волк, и т.д.), и те, что живут в средней полосе (бурый медведь, лиса, заяц, лось и т.д.). Дети выбирают и расселяют тех животных, которые обитают в тундре.

- Каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей) Это и знаменитый белый медведь. А еще в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца.

- Как вы догадались, что именно эти животные и птицы обитают в тундре? (Цвет шерсти животных и оперения птиц белый или с большим количеством белого, белых пятен).

- Почему они имеют преимущественно белую окраску? (Белый цвет - маскировочный. Так легче прятаться в снегу).

- Для чего прячется белый медведь? Для чего прячется полярная куропатка?(чтобы добыть себе пищу),(от своих врагов).

(Создать проблемную ситуацию: положить бурого медведя к обитателем тундры и дать детям возможность определить ошибку, доказать свою точку зрения).

Отгадайте какое сейчас время года в тундре: загадка

«Пришла девушка белянка,

Побелела вся полянка».(зима)

- А как вы думаете какая зима?(ответы детей - морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная...)

- Какой снег зимой? (ответы детей - легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).

 Рассматривание картины «Северные олени».

 - Что нарисовано на этой картине? (олениха с оленёнком) .Сравните олениху с оленёнком.

-Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленихи - серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленихи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм — ягель), (олениха большая и сильная, а оленёнок...(маленький и слабый)

-Чем похожи олениха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)

Северные олени - прекрасные, могучие животные! У них крупное туловище, большая голова, увенчанная, ветвистыми широкими рогами, высокие мощные ноги. Длина тела оленя больше 2 м, высота около 1,5 м, а весит он 200-500 кг.

-Почему олени не замерзают зимой в тундре?(ответы детей)

Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Волоски шерсти жесткие и грубые на вид, внутри каждый из них заполнен воздухом, который помогает сохранять тепло, выделяемое животным.

-Какая окраска шерсти у оленя зимой? (разная)

Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая - светлая, серебристо-белая.

-А какая летом окраска?

Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становится коричневатой или серовато-бурой.

-Как вы думаете, почему это происходит? (приспосабливаются как зайцы).

Зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен ни для меткого охотника, ни для стаи хищных голодных волков. К тому же густой и пышный мех защищает зверя от мороза.

Летом, когда стада оленей пасутся в тундре, они почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной.

- Чем питаются олени? (ответы детей - мхом, ягелем, ягодами, грибами).

- А зимой, ведь всё, что вы перечислили находиться глубоко под снегом?(раскапывают снег копытом).

   Физкультминутка «О севере».

Здесь всюду холод, лед и тень,( дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом.( Разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.( Руки на поясе, стоят смирно)

 Игра «Угадай, чей след»

- Ребята обратите внимание, что сегодня кто - то ещё пробегал по нашей тундре предлагаю внимательно рассмотреть следы и угадать, кто же это?

Назвать животное, чем питается, имитация движений. Показать след человека.

- А чей это след?( человека).

- Разве в тундре живут люди? (да, нет)

- Какие? чукчи-оленеводы.

- Как называются дома, в которых они живут? (чум)

- Предлагаю вам игру  макет «Природа севера»

(жители и обитатели тундры, во время игры выяснить знания детей о жителях тундры, их занятиях).

В конце занятия: Воспитатель: - В гостях хорошо, а дома лучше.

Пора возвращаться в детский сад.

Давайте скажем «До свидания.»

Воспитатель: - А теперь отрываем лепесток:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток…

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы оказались дома!

Воспитатель: - Вот мы с вами и вернулись домой. Давайте снимем шарфики. Ведь у нас в детском саду тепло и уютно.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие явления природы можно наблюдать на севере? Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На далеком севере

Конспект. На далеком севере.Формирование знаний о жизни животных на севере.Развивать умения рисовать животных разными способами....

Конспект занятия "Мы на севере живем"

Расширять представление детей о малой родине...

Конспект "Знакомство с животными севера и жарких стран"

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и продуктивная деятельность(Лепка)...

Конспект НОД "Путешествие на Север"

Цель: Развитие познавательных способностей и математических представлений детей на основе развивающих игр В.В.Воскобовича, активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ...

конспект занятия "Путешествие на Север"

Знакомство детей с понятием "животные Севера".Побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи....

Конспект занятия "Культура народов севера ханты и манси"

Конспект занятия  "культура народов севера ханты и манси"...