ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ
картотека по окружающему миру

Сергухина Ирина Анатольевна

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ (экологическое воспитание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsii.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ

КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

ИГРОВАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ

   Программное содержание:

1. Уточнить представление о том, что лес — среда обитания диких зверей. Развивать понимание последовательности от осени к зиме. Уточнить знания детей о том, как живут дикие животные.

2. Научить составлять небольшой связный рассказ о медведице с медвежатами, о белке, о зайце, о еже.

3. Вызвать у детей интерес, привлечь внимание детей к цели занятия, активизировать познавательную деятельность детей.

   Подготовленность детей: рассматривали картины: «Осенний лес», «Медведица с медвежатами», «Белка с бельчатами», «Еж», «Заяц». Чтение рассказов и стихов из книги «Учим детей наблюдать и рассказывать», Бианки «Лесная газета».

   Ход занятия

   Дети сидят полукругом. Воспитатель сообщает: У нас сегодня необычный гость, он хочет с вами познакомиться.

— Здравствуйте, дети, как вы думаете: кто я? (Ответы детей: гриб, старик, волшебник).

— Угадали почти правильно, я — Старичок-лесовичок. Я живу в глухом лесу. Я старый, старый, мне 200 лет. Как вы догадались по одежде, что я пришел из леса? (шишка на шапке, грибы на одежде:)

— Кто еще живет в лесу? (Волки, медведи, зайцы, лисы, лоси, птицы.).

— Почему птиц стало не слышно? (Осень наступила, улетели на юг.)

— Что делают звери осенью в лесу? (Готовятся к зиме.)

— Помогите мне вспомнить, как зимуют звери, а то я забываю все, старый стал.  (Выставляются знакомые детям картины «Дикие звери осенью»)

   Старичок-лесовичок «смотрит на картины»: знаком с ними, летом встречался, вот про этого зверя загадку знаю:

«Я большой и неуклюжий,

Я душистый мед люблю.

   Выходит ребенок, знакомится со Старичком-лесовичком и рассказывает о том, как готовится к зиме медведица с медвежатами. «Старичок» иногда советует или просит вспомнить то, что забыл.

— Почему медведи много едят летом и осенью? (Жир копят.)

— А где медведица берлогу будет устраивать? (Под вывороченным деревом.)

   Старичок. А вот я не понял, медведица одна спать в берлоге будет? (Ответы детей: медвежата еще маленькие, поэтому зимуют вместе с мамой медведицей.)

   Старичок. Спасибо, спасибо, Понял.

— Я тоже свой домик под старым пнем устроил, у меня даже кладовая есть, белка мешок с орехами подарила. А вот как к зиме готовится, не рассказала.

   Выходит ребенок и рассказывает по картине «Белка с бельчатами».

   Старичок. Я видел, как белка около своего дерева что-то зарывает? Зачем?

(Запасы хранит не только в дупле, но и под деревьями, рядом с домом.)

   Старичок. Я тоже зимой редко выхожу, но однажды видел белку на дереве. Разве она не спит?

   Ответы детей: белка зимой и спит, и по деревьям скачет в теплую погоду.

   Старичок. А как же зайчишка — трусишка, как к зиме готовится? Ребенок рассказывает коротенький рассказ о зайце. Старичок. Жалко мне его трусишку осенью поздней и есть нечего и шубка светлая, под кустами прячется, от лисы хоронится.

— Что ест заяц осенью? (Если снег не выпал, травку подъедает, веточки молодые обгложет.)

   Старичок. Забыли друга моего — ежика, не рассказали.

   Ребенок рассказывает, как готовится к зиме еж.

   Старичок. Спасибо, дети, много интересного узнал. Я тоже в свой дом в лес пойду, снег буду ждать, а уж к вам на Новый год с Дедушкой Морозом приеду.

   Прощается и уходит.

«КОЛОБОК ВНИКАЕТ В ЖИЗНЬ ЛЕСНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ»

ИГРОВАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ

   Программное содержание

• углубить представления детей об особенностях жизни зайца, лисы, волка и медведя в зимнем лесу;

• формировать умение выделять характерные особенности животных, воспитывать чувство доброты, сопереживания к нелегкой жизни диких животных зимой.

• активизировать речь детей, дать понятие «стая».

   Предварительная работа. Знакомство с жизнью диких животных в зимнее время; чтение рассказов Б. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся», «Голубой зверек», «Лесная газета», «Снежна книга»; Е. Чарушина «Кто как живет», «Лиса»; И. Соколова-Микитова «Беляк»; рассматривание иллюстраций, заучивание загадок.

   Подготовка к занятию. В группе стоят макеты зимних деревьев, картины диких животных (зайца, лисы, волка, макет берлоги медведя), на столах для коллективной аппликации приготовлены фигурки диких животных, деревьев.

   Ход занятия

   Воспитатель. Ребята! Сегодня к нам кто-то хотел прийти в гости. Воспитатель вносит Колобка. Гость здоровается.

   Воспитатель. Посмотрите, ребята, какой красивый, румяный Колобок к нам пришел в гости.

   Колобок. Девочки и мальчики, вы, конечно, знаете, что меня много раз ела лиса. Мне это уже надоело, и я решил стать умным - больше не сажусь к ней на нос. Оказалось, что от нее можно укатиться так же, как и от других — стоит только спеть песенку до конца. Давайте вместе споем:

Я Колобок, Колобок,

По амбару мешен, по сусекам скребен.

Я от бабушки ушел и от дедушки ушел,

Я от зайца ушел и от волка ушел,

Я от медведя ушел и от тебя, лиса, я тоже уйду!

   Я покатился и покатился, лиса меня только и видела! Вот так стал я умным и начал задумываться: как там все в лесу живут? Качусь, качусь по дорожке, а ничего про лес не знаю. Вот и пришел к вам. Знаю, что воспитатель маленьким ребятам про все рассказывает.

   Воспитатель. Ребята, давайте поможем Колобку. Мы сейчас с вами закроем глаза и окажемся в зимнем лесу. Открывайте глаза. А вот и лес. Лес — это дом для многих жильцов: здесь много деревьев, кустарников, животных, птиц. А вы знаете, как надо себя вести в лесу?

   Ответы детей

   Воспитатель. Правильно, в лесу нельзя кричать, если вы хотите в лесу кого-то из животных увидеть, ведите себя тихо, а то они испугаются и убегут. давайте подойдем поближе, посмотрите-ка, да здесь лиса идет! Какая она?

   Дети. Хитрая, рыжая.

   Воспитатель. А кто знает загадку про лису?

   Дети загадывают загадки.

   Воспитатель. Колобок, как ты думаешь, где живет лиса?

   Колобок. В лесу.

   Воспитатель. А где в лесу, скажите, ребята?

   Дети. В норе.

   Воспитатель. Да, дети, это — хищный зверь, она охотится за маленькими животными. Вспомните, как она охотится за мышами?

   Ответы детей.

   Воспитатель. Дети, а зачем лисе такой пушистый хвост?

   Ответы детей.

   Воспитатель. Она хвостом следы заметает, чтобы зайцы не почувствовали запах лисы. Послушайте стихотворение о лисе.

Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый какой — мне он нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую;

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!

Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

   Вот, видишь, Колобок, теперь ты знаешь, как живет лиса, нелегко ей зимой. Пусть лиса идет своей дорогой, а мы пойдем дальше! (Воспитатель с детьми подходит к картине «Зайцы».)

   Воспитатель. Через поле напрямик

Скачет белый воротник.

Дети; вы знаете загадки про зайца?

Дошкольники.  Загадывают загадки про зайца.

   Воспитатель. Дети, в какой в шубке зайцы?

   Дети. В белой.

   Колобок. У меня в сказке зайчик серый. Почему же здесь зайцы надели белые шубки?

   Дети. Чтобы их не заметили на снегу

   Воспитатель. Дети, вы знаете, чем зайцы питаются зимой?

   Дети. Корой деревьев, мелкими веточками.

   Колобок. А зачем они прискакали к стогу сена?

   Воспитатель. Правильно, пусть они поедят сена, им голодно и холодно зимой, а мы пойдем дальше.

(Подходят к макету берлоги медведя)

   Воспитатель. Как интересно, да это какой-то большой сугроб, а там что-то выглядывает, да это же шерсть. На что же этот сугроб похож?

   Дети: Берлога медведя.

   Колобок. А что же медведь делает в берлоге?

   Дети. Спит.

   Колобок. Почему он спит?

   Дети. Нечего есть зимой.

   Колобок. А чем же медведь питается?

   Дети. Ягодами, медом, сладкими корешками, рыбой.

   Воспитатель. А поскольку сейчас зима, все под снегом замерзло, вот и медведь лег спать. Пусть он спит до весны. А теперь пойдемте тихонько.

   Ой! Как много здесь волков, Давайте присядем и посмотрим, что они делают.

(Дети подходят к картине «Волки».)

   Воспитатель. Что делают волки?

   Дети. Лежат, играют, отдыхают, наблюдают.

   Воспитатель. Какие они?

   Дети. Серые, голодные, злые.

   Воспитатель. Когда волков много, их называют стаей Зимой волки ходят стаёй, они охотятся по ночам за зайцами, а днем спят в укромном месте.

   Хотите, я прочитаю стихотворение о волке?

Волк зимой очень злой,

В одиночку не ходит он.

Волки стаями бродят -

Серые, худые, голодные и злые.

Воют сильно по ночам,

Даже страшно всем зверям!

Лучше им не попадаться,

Надо их остерегаться.

  Но и волку трудно зимой.  Почему? (Ответы детей)

   Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие, давайте все вместе вернемся в группу. Закройте глаза и скажите волшебные слова: «Раз, два, три в группу нас верни!».

   Воспитатель. Вот мы и очутились в группе. Колобок, хочешь, мы вручим тебе подарок на память о том, как мы были в зимнем лесу и что видели?

   У меня есть картина, но она пустая, на ней одни сугробы. Давайте, дети, изобразим на ней лес: посадим деревья и поселим диких животных, которых мы видели в настоящем лесу.

   Дети изготовляют коллективную аппликацию из готовых форм диких животных и деревьев.

   Воспитатель. Колобок, тебе понравился наш подарок?

   Колобок. Да, спасибо, ребята! Мне пора домой в свою сказку. До свидания!

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ

ИГРОВАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ

Программное содержание:

• познакомить детей с обитателями зимнего леса;

• сформировать умение выделять и охарактеризовать особенности облика животных, образа их жизни;

• заложить основы экологического воспитания детей.

• воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному; что нас окружает;

• активизировать речь детей (ельник, лесник, стая, вожак).

   Подготовка к занятию

В залё стоят макеты елей, картины диких животных (волка, белки, лисы, зайца) и их нарисованные на бумаге следы, сугробы, автобус (сделанные из стульев); подзорные трубы.

   Ход занятия

   Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами поедем в зимний лес. Сейчас мы войдем в автобус, сядем и поедем.

   Воспитатель. Дети, как вы будете вести себя в зимнем лесу?

   Дети. Не кричать, чтобы не испугать животных, не ломать сучья и т. д.

   Воспитатель.   Вот мы и приехали в зимний лес.

Мы пришли в зимний лес.

Сколько вокруг чудес.

Справа и слева елки стоят.

И на нас животные глядят.

  Воспитатель. Дети, как называется этот лес?

   Дети. Еловый.

   Воспитатель. А еще как можно его назвать? (Ельник) Дети, нас должен был встретить лёсник и провести по зимнему лесу, познакомить с его обитателями. Что-то его не видно. А вот какой-то конверт.

Письмо

   Здравствуйте, дорогие ребята. Извините, что я вас не встретил, не поводил вас по зимнему лесу, у меня оказались неотложные дела. Но чтобы вы не заблудились в лесу, вам оставил карту леса и еще кое-что, о чем вы узнаете, когда встретите животных.

   Воспитатель достает карту:

- Дети, давайте ее рассмотрим. Возьмите подзорные трубы, бинокли, и пойдем по этой стрелочке. Ребята, посмотрите-ка, лиса идет. Давайте ее рассмотрим в подзорную трубу. Какая она?

   Дети. Хитрая, рыжая.

   Воспитатель. Как вы думаете, где живет лиса?

   Дети. В лесу, в норе.

   Воспитатель. Чем питается?

   Дети. Охотится на зайцев, мышей.

   Воспитатель. Сейчас посмотрим, что оставил нам лесник. Достает стихотворение о лисе и читает

Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый какой — мне он нравится самой.

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!

Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

   Воспитатель обращает внимание на следы (лисы и зайца). Определить, куда они ведут и чьи это следы.

— Почему лиса не нашла зайца?

   Дети. Он ее перехитрил.

   Воспитатель. А вот и заяц. Давайте рассмотрим зайца (дети рассматривают его в подзорную трубу)

   Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему заяц зимой белый? дета. Чтобы быть не заметным

   Воспитатель. Дети, а чем питается заяц зимой?

   Дети. Корой деревьев.

   Воспитатель. Почему заяц оказался у стога с сеном?

   Дети. Ему голодно в лесу.

   Воспитатель. Что же еще нам положил лесник в конверт? Педагог читает стихотворение:

Я расскажу, как живется мне в лесу

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под, кусточком присяду, спрячусь под сосной.

Не увидит, не узнает зверь меня лесной!

Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.

Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз

И еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.

Что под снегом заяц найдет — все ему впрок пойдет.

Вы же зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.

Где еды приберегите, не путайте, не гоните!

Воспитатель. Идем дальше по плану-карте. Дети, посмотрите, что это на снегу? Как думаете,

чьи это запасы?

   Дети: Белки.

   Воспитатель. А почему они на снегу лежат?

Ответы детей.

   Воспитатель: Дети, у белки много врагов, и поэтому нее много кладовых не только на деревьях, но и на земле, белка запоминает то место, где спрятаны запасы, и когда у нее украдут или кончатся запасы в кладовых на деревьях, она разрывает самые надежные запасы под снегом. У нее очень много кладовых под снегом.

   Воспитатель. Дети, давайте поищем белочку на елке, может, мы увидим ее.

   Дети рассматривают белку

   Воспитатель. Дети, послушайте еще один сюрприз от лесника.

Читает стихотворение о белке.

Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь, сохранять!

Всю осень дупло утепляла.

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи...

Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?

Трудно белке зимовать..,

Когда долгая зима, когда снежная она; когда сильные морозы,..

К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.

   Воспитатель. Идем дальше по плану. Смотрите, ребята, а вот и волки. Тихо не шумите, рассмотрим их в подзорную трубу. Давайте посмотрим, что они делают.

   Дети. Лежат, отдыхают, наблюдают.

   Воспитатель. Чем питаются волки?

   Дети. Охотятся на зайцев, иногда на домашних животных.

   Воспитатель. Как вы думаете, хорошо ли зимой водкам?

   Дети. Холодно, голодно, поэтому они злые.

   Воспитатель. Да, дети, волки зимой опасны, охотятся они стаей. А вот и последний сюрприз лесника.

Читает стихотворение.

Волк зимой очень злой,

В одиночку не ходит он.

Волки стаями бродят

Серые, худые, Голодные и злые

Воют сильно по ночам,

Даже страшно всем зверям!

Лучше им не попадаться,

Надо их остерегаться.

   Воспитатель. Вот и наш автобус.

В лесу тишина и покой. А нам пора уже домой.

Дети садятся в «автобус».

   Воспитатель. Каких зверей вы сегодня видели в лесу?

   Дети. Волки, лиса, белка, заяц.

   Воспитатель. Как им живется в лесу?

   Дети. Трудно, мало еды.  

   Воспитатель. А каких диких животных вы не встретили в лесу?

   Дети. Медведя, ежа.

   Воспитатель. А почему?

   Дети. Не им еды, они спят.

   Воспитатель. Как мы должны относится к окружающей нас природе, к диким животным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме...

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению  игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...

Игровая обучающая ситуация "Лесное происшествие"

Методика проведения игровой ситуации по экологическому воспитанию...

Игровая обучающая ситуация "В гости к леснику"

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста, организованный в форме игры-путешествия. Интегрируемые образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Х...

Игровая обучающая ситуация (типа путешествий) «Путешествие в весенний лес»

Дидактические задачи:-«Познание»:-формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег, изменяется одежда людей;-показать связь из...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему ...