Перспективное годовое планирование в старшей группе Познавательное развитие через ознакомление с целостной картиной мира и социальной действительностью.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сергухина Ирина Анатольевна

Перспективное годовое планирование

в старшей группе

 

Познавательное развитие через ознакомление с целостной картиной мира и социальной действительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное годовое планирование

в старшей группе

Познавательное развитие через ознакомление с целостной картиной мира и социальной действительностью.

Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальное развитие детей через формирование представления о целостной картине мира и расширение кругозора.

Задачи:

1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о  социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Месяц

Формирование целостной картины мира

Сентябрь

ОСЕНЬ

1-3. Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка

4. «Осень добрая пришла, нам подарки принесла».

Образовательные задачи: расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.

Развивающие задачи: развивать умение устанавливать причинно - следственные связи на примере образования плода.

Воспитательные задачи:  воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Октябрь

ОСЕНЬ

1. «Есть у нас огород - посмотри, что там растет».

Образовательные задачи: познакомить  детей  с  плодами  овощных  культур. Закрепить  знания о  месте  их  произрастания  -  огороде. Продолжать  учить  отгадывать загадки  про  овощи,  соотносить  отгадки  с  картинками,  узнавать  овощи   по  их отличительным  признакам.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  продолжать  воспитывать  благодарные  чувства  к  природе  и  людям, которые, работают на земле.

2. «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят».

Образовательные задачи: Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся во фруктах, полезны для здоровья человека.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитывать  благодарные  чувства  к  природе  и  людям, которые, работают на земле.

3. « У медведя во бору, грибы, ягоды сорву».

Образовательные задачи: расширять знания детей о грибах; учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корен); распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные). Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов. Формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде; уточнить и закрепить представление об их произрастании.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе.

4. «Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня».

Образовательные задачи: учить детей различать деревья по строению и внешнему виду ствола и листьев; закрепить названия деревьев (дуб, тополь, клен, береза, ель); обобщить представления о строении дерева; уточнить представления о существенных признаках живого (дышит, питается, растет); закрепить правила поведения в природе.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать у детей потребность в общении с природой; любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром.

Ноябрь

ПРЕДМЕТЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

1. «О чем «рассказывает» одежда».

Образовательные задачи: формировать у детей отчётливое, дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении, из какого материала сделаны.  Одежду можно шить, вязать, купить; есть праздничная, форменная и повседневная одежда, а также для сна, для спорта, дома и др.  Дать представление, что одежда подбирается в зависимости от погодных условий.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать бережное отношение к собственной одежде, желание поддерживать ее в порядке

2. «Я их чищу, берегу. По дорожке в них бегу».

Образовательные задачи: углубить представление детей о  понятии «Обувь». Уточнить название и назначение обуви. Учить группировать обувь по сезонному признаку.

Развивающие задачи: развивать эстетический интерес к дизайну  обуви; речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к  обуви.

3. «Много разной есть посуды и нужна она нам всюду!».

Образовательные задачи: формировать у детей умение различать и называть предметы посуды. Уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана; закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Учить использовать посуду в соответствии с ее предназначением.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать умение ухаживать за посудой и бережно относиться к ней.  

4. « Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире».

Образовательные задачи: уточнить знания детей о видах, назначении мебели, материалах, из которых она производится. Упражнять детей в назывании частей мебели. Познакомить детей с этапами производства мебели. Систематизировать представления о профессиях: столяр, дизайнер, лесоруб.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать умение ухаживать за мебелью и бережно относиться к ней.  Воспитывать у детей интерес и уважение к труду.

5. «От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме».

Образовательные задачи: дать представление о празднике «Мамин день»,  о его культуре и традициях. Развивать образную речь, воображение, мышление. Закреплять знания об основных женских профессиях.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  формировать любовь, нежность и уважение к самому родному человеку на Земле – маме; умение ценить материнскую заботу и любовь.

 

Декабрь

ЗИМА

1. «Серебром зима украсила все вокруг».

Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о признаках зимы, свойствах снега. Продолжать  знакомить с  основными  приметами  зимы, названия зимних месяцев; изменения, которые  происходят  зимой  в  животном  и  растительном  мире.  Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память. Развивать умение видеть красоту зимнего пейзажа

Воспитательные задачи:  воспитывать любовь к природе, умение получать наслаждение от зимней природы.

2. «Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки».

Образовательные задачи: Познакомить с понятием «Зимние забавы» (забавнее, интересные зимние игры Расширить представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки).

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать потребность в здоровом образе жизни, регулярных занятиях спортом

3. «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!».

Образовательные задачи: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

4. «Скоро, скоро Новый год. Скоро Дед Мороз придет».

Образовательные задачи: Расширить представление детей о праздновании Нового года на Руси.

Развивающие задачи: развивать интерес к событиям, происходящим в жизни людей, к народным традициям.

Воспитательные задачи:  воспитывать желание дарить близким людям и своим друзьям подарки. Воспитание бережного отношения к культурной среде.

Январь

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ

1. Каникулы.

2. « Как прекрасен город наш!».

Образовательные задачи: продолжать закреплять знания детей о родном городе, знакомить с его достопримечательностями, к знаменитым людям. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса; познакомить с историей родного города.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать у детей любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать город еще красивее.

3. «Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?»

Образовательные задачи: расширить знания детей о транспорте; познакомить с понятиями транспорт, наземный, водный, воздушный, пассажирский, грузовой, с профессиями людей работающих на транспорте. Содействовать усвоению правил поведения  в транспорте; учить безопасному поведению на улицах и дорогах. Познакомить со значением транспорта в жизни человека.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  Воспитывать уважение к профессии

4. «Нужно правила движенья выполнять без возраженья» (ПДД).

Образовательные задачи: обобщить знания детей о светофоре, о его сигналах, о дорожных знаках, об их значении. Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Формировать понятие «можно – нельзя» к ситуациям дорожного движения. Развивающие задачи: развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

Воспитательные задачи:  воспитывать уважительное отношение к другим пешеходам, пассажирам, уточнить культуру поведения на улице, в общественном транспорте, сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Февраль

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1. «Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!»

Образовательные задачи: выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных и их детёнышах, внешнем виде, пользе, приносимой людям, местах обитания и профессиях людей, связанных с уходом за ними. Учить детей узнавать домашних животных на картинках и по описанию. Систематизировать представления детей о домашних животных.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитания заботливого и внимательного отношения к животным и желания помогать взрослым в уходе за ними.

2. «В мир подводный попадем, много рыб мы там найдём»

Образовательные задачи: закрепить знания детей о рыбах: название, внешний вид, питание, среда обитания, польза для человека. Формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д. Учить классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать интерес к природе; вызвать желание бережно относиться к богатствам природы

3. «Каждый мальчик может стать солдатом».

Образовательные задачи: расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Закрепить знания детей о военных профессиях.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну, уважение к людям, стоящим на ее защите.

4. «В зоопарке мы гуляем, про животных всё узнаем»

Образовательные задачи: обобщить представления детей о диких животных других континентов,  об их внешнем виде, способах питания.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать интерес к миру животных, доброжелательное отношение к обитателям зоопарка; формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в зоопарке.

Март

ВЕСНА

1. «8  марта – международный женский день».

Образовательные задачи: закрепить навыки передачи своих эмоций, чувств к маме, с помощью художественных средств; расширить знания детей о празднике 8 марта; вспомнить названия весенних цветов; учить грамотно высказывать свои мысли, применяя эпитеты и обороты;

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:  обеспечивать условия для воспитания у детей уважения к женщине, чувств любви и благодарности к мамам и бабушкам.

2. «Ты весна приходи, всю природу разбуди»

Образовательные задачи: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне; учить выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет, удлиняется световой день). Углубить представление о сезонных изменениях.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

3. «Милая певунья, ласточка родная, к нам домой вернулась из чужого края».

Образовательные задачи: Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде, о частях тела птиц. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

Развивающие задачи: развивать основы экологического воспитания, речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям,

4. «Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?»

Образовательные задачи: расширить знания детей о диких животных и их детёнышей наших лесов, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, какие защитные приспособления создала у них природа.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, и наблюдению за повадками животных.

5. «Прорастает сквозь снежок, к солнечным  лучам, цветок».

Образовательные задачи: - закрепить с детьми названия первоцветов. Связать состояние первоцветов, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня, изобилием влаги и тепла. Уточнить представление об охраняемых растениях («Красная книга»).

Развивающие задачи: развивать эстетическое восприятие связанное с появлением первых весенних цветов.

Воспитательные задачи:  воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель

ТРУД ЛЮДЕЙ

1. «Не ленись, моя лопатка, будет вскопанная грядка.

А потом цветы посадим, отдохнем и в сад пойдем».

Образовательные задачи: формировать представление о том, что такое профессия; вызвать интерес к разным профессиям; расширять представления детей о труде взрослых, показать значение и важность каждой специальности для других людей.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать уважение к людям разных профессий; уважать и ценить каждую из профессий

  1. «Космонавтом быть хочу, может в космос полечу»

Образовательные задачи: уточнить представление о космосе. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Продолжать знакомить дошкольников с профессиями (космонавт). Познакомить с первым покорителем космоса, Ю.А. Гагариным. Закрепить у дошкольников знания о небесных телах (кометах, звездах, планетах).

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать: уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, гордость за знаменитых людей, прославивших родную страну.

  1. «Откуда хлеб пришел?»

Образовательные задачи: закрепить представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.
Воспитательные задачи:  Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

  1. «В зеленой стране на окне»

Образовательные задачи: закрепить знания детей о комнатных растениях. Уточнить представления детей о строении, названии, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека; обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  прививать желание ухаживать за комнатными цветами, относиться к ним с любовью как к живым организмам.

Май

СКОРО ЛЕТО

1.«Майский праздник - День Победы отмечает вся страна».

Образовательные задачи: расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о подвиге советских воинов. Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа.

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.

2. «Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду».

Образовательные задачи: познакомить детей с разнообразием мира цветов.  Дать представление о том, как и почему они так  называются, о их строении, жизнедеятельности, уходе за цветами и т.д. Дать понятие: цветы садовые, луговые, лесные. 

Развивающие задачи: развивать речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  Воспитывать интерес к растительному миру, Побуждать детей к бережному отношению к цветам, растениям, растущих вокруг нас.

3.«В гостях у пчелки Майи».

Образовательные задачи: уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Уточнить представления о пользе насекомых. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к окружающей живой среде, речь, логику, внимание, память.

Воспитательные задачи:  воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

4.«Что ты мне подаришь, лето?».

Образовательные задачи: познакомить детей с признаками лета и летними явлениями. Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки лета в неживой природе.

Развивающие задачи: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных

Воспитательные задачи:  воспитывать умение видеть красоту природы, наблюдательность, умение слушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное тематическое планирование в 1-ой младшей группе Формирование целостной картины мира

Перспективное тематическое планирование в 1-ой младшей группе Формирование целостной картины мира,  материал для педагогов...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и формированию целостной картины мира. Ознакомление с правилами дорожного движения. Тема: «Говорящие знаки»

Расширять представление детей о правилах дорожного движения; учить  избегать опасных ситуаций на дорогах; закреплять знания  о работе регулировщика- инспектора дорожного движения; продолжать...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира ОО «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе общеобразовательной направленности на тему: «Когда не было предметов-помощников».

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира ОО «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе общеобразовательной направленности на тему: «Ког...

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром и социальной действительностью в первой младшей группе Тема: «Транспорт»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром и социальной действительностью в первой младшей группе Тема:  «Транспорт»...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и окружающей действительности «Знакомство с народными игрушками»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчество...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и окружающей действительности «Знакомство с народными игрушками»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством...