Конспект НОД по формированию целостной картины мира и окружающей действительности «Знакомство с народными игрушками»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Танага Ирина Анатольевна

 

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_narodnoy_igrushkoy.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и окружающей действительности «Знакомство с народными игрушками»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Задачи:

Воспитательные:

 • Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам;

 • Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

Обучающие:

 • Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей.

Развивающие:

 • Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

 Интеграция О.О: Познание, коммуникация, социализация, физическая культура.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, вы любите игрушки? (Да) А что вы с ними делаете? (Играем) А где ваши родители берут игрушки. (Покупают в магазине) А я знаю, что вы знаете стихи об игрушках, расскажите. (Дети рассказывают стихи А.Барто из серии «Игрушки»)

Воспитатель: Вот какие разные бывают игрушки. А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке.

Воспитатель: А сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

 Рядом разные подружки,

 Но, похожи друг на дружку.

 Все они сидят друг в дружке,

 А всего одна игрушка.

Дети: Матрешка!

Воспитатель: Верно! Это матрешка! (Показ матрешки). Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Воспитатель: Ребята, А вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. (Показ слайдов деревьев) А сейчас, рассмотрите матрешек на моем столе.

 Какие они по росту? (разные)

Воспитатель: Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему?

 Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.

 -Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

 -Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

 -Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами)

Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке?

 Посмотрите, какие игрушки! (Показ слайдов дымковских игрушек).

 Игрушки не простые,

 А волшебно расписные.

 Белоснежны, как березки,

 Простой, казалось бы узор,

 Но отвести не в силах взор.

 Это, ребята, дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята мы с вами какие дымковские игрушки увидели, что лепили

 ( барыни, лошадки, индюки, куры, петухи). Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили!? (чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей). А сейчас расскажу как ее делают.

 Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие!? (красные, желтые, синие, зеленые).

 Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)

 Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Физминутка:

 Ходит по двору индюк (шаги на месте)

 Среди уток и подруг

 Вдруг увидел он грача (остановился посмотрел вниз)

 Рассердился сгоряча (потопать ногами)

 Крыльями захлопал (руками, похлопать себя по бокам)

 Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)

 Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)

 Затряс бородою (помотать головой)

 Понесся стрелою (бег на месте)

Воспитатель: Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они дымковские.

 Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.)

 Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)

 Ведущая. Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

(Показ слайдов тряпичных кукол)

Ведущая: Вот какие интересные куклы из тряпочек. Стоит чуть поколдовать, и вот игрушка ожила. Ребята рас кукла из тряпочек значит она какая? (Тряпичная)

Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

 Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Воспитатель: Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

 Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

(У кукол нет лица.)

 Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Ведущая: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.

 Давайте вспомним с какими именно. (Матрешкой, дымковской, тряпичной)

 Воспитатель: А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?

 (Бережно, аккуратно).

Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.