Конспект НОД "Познание" Формирование целостной картины мира. "Знакомство со старинными предметами быта"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Талабаева Мария Петровна

Содержание конспекта реализуется при использовании базисного компонента ДОУ  "Изба". В конспекте использованы авторские загадки и стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_muzee_mdou_talabaeva.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад  №3

комбинированного вида»

                                                     Подготовила и провела:

                                                                   воспитатель

                                                                   первой квалификационной

                                                                   категории

                                                                   Талабаева М.П.

Лямбирь

2012

Цель: Познакомить детей с предметами обихода и крестьянской посудой. Развивать познавательный интерес к изучению старинных предметов быта, обучать исследовательской деятельности. Воспитывать уважение к истории села. Формировать культуру общения со сверстниками и взрослыми.

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Предварительная работа: поход в музейную комнату, беседа о предметах старинного быта, чтение загадок.

Материалы: Макет печки, ухват, чугунок, сундук и самовар. Сушеные яблоки, сушеные грибы, калина. Деревянные ложки, деревянная кружка, деревянная чашка, глиняная крынка. Продукты для приготовления каши и блинов.

Стихи, загадки  – автор стихов и загадок  воспитатель  Талабаева Мария Петровна 

Организация НОД.

Игровая мотивация « В гостях у прабабушки»

Воспитатель приводит детей в русскую избу и говорит:

«Вот, ребятки, мы и пришли с вами к бабушке Арине в русскую избу. В таких избах давным-давно, русские люди проживали, жилища родные свои прославляли».

- Посмотрите, да мы здесь не одни! Давайте поздороваемся с гостями:

- Здравствуйте, люди добрые!

Выходит бабушка.

- Здравствуйте, гости дорогие! Дай бог тому, кто к нашему дому!

Дорогим гостям, милым детушкам,

И житьем, и бытьем, и здоровьицем!

Милости прошу: гостите, жалуйте!

Раз послал бог гостей, хозяйка будет сытей!

Давайте, детушки, сядем рядком,

О житие бытие поговорим ладком.

Садитесь потеснее,

Беседовать будет веселее.

БАБУШКА: - Ребятки, заметили что у меня в избе обстановка особенная, не как у вас в квартире?

Я в город никогда не ездила,

В квартире никогда не была,

Какая там посуда, мебель не видела.

- Расскажите, ребятки, где вы в квартире храните свои вещи?

(Ответы детей)

БАБУШКА:А я свои вещи храню в сундуке.

Давайте все вместе скажем – сундук!

(Ответы детей)

БАБУШКА: Сундук мой сделан из дерева, а значит он какой?

- Деревянный.

БАБУШКА: Есть у сундука стенки и дно

Посмотрите вон там, внутри оно.

А это деревянная крышка

Чтоб в сундук не лазила мышка.

Не пылилась одежда чтоб

Осторожно крышку открывать надо

А то стукнет по пальчикам больно

Вот так вот: хло-о-оп!

БАБУШКА:- Для чего, ребятки, сундуку крышка?

(Ответы детей)

БАБУШКА: Как крышку надо открывать?

(Ответы детей)

БАБУШКА: А слева и справа есть у сундука

Железные, прочные штучки,

Называются они ручки.

Чтобы с дедом мы сундук поднимали,

С места на место переставляли, передвигали.

БАБУШКА: -Запомнили, ребятки, для чего сундуку ручки?

(Ответы детей)

БАБУШКА: А это железный замок,

Что сундук открывать

Никто чужой не смог.

Чтоб вещи не пропадали

И только дедушка с бабушкой ключиком замок открывали.

БАБУШКА:- Для чего, ребятки, на сундуке замок?

(Ответы детей)

БАБУШКА: - Чем замок можно открыть?

(Ответы детей)

БАБУШКА: На сундучке моем можно поспать, посидеть,

Носочки вязать и в окошко глядеть.

А сейчас давайте сядем на лавочку опять,

Хочу, ребятки, я узнать,

На чём у вас в квартире

Можно поспать?

(Ответы детей: кресло, кровать, диван)

БАБУШКА: У меня в избе нет ни дивана, ни кресла

Сплю я на печке

На тёпленьком местечке.

Изба без печки – не жилая изба!

В зимнюю стужу согреет она.

В печке я хлеб пеку, готовлю еду,

На печи ягоды, грибы, обувь, одежду сушу.

Около печки в ладушки с внуками поиграем.

(Пальчиковая игра «Ладушки»)

БАБУШКА: - Скажите ребятки, на чем мамы ваши

Готовят вам еду, варят щи да каши?

(Ответы детей: газовая, электрическая плита)

БАБУШКА: - В чем варят суп?

(Ответы детей: в кастрюле)

БАБУШКА: - Воду для чая, в чем кипятят?

(Ответ детей: в чайнике)

БАБУШКА: - В чём на стол суп подают?

( Ответ детей: в тарелке)

БАБУШКА: - Чайник, кастрюля, тарелки

В первый раз такие названия слышу, поверьте!

Ну, томить расспросами я вас не буду,

Покажу- ка вам сейчас свою посуду.

У меня посуды не много:

Вот железный самовар.

На стол сейчас поставить я его хочу,

Воду для чая я в нём кипячу.

Вот кружка деревянная, из неё я пью:

Молоко, чай, квас, воду холодную.

А это деревянная плошка

Я ем из неё щи, кашу, окрошку.

А вот муки сейчас в неё насыплю,

Да на блины замешу тесто.

Поставлю на печь, на теплое место

Поднимется тесто, блины напеку,

Всех ребятушек и гостей угощу.

Ваши мамы в кастрюлях суп готовят,

А у меня есть чугунок.

- Как, ребятки, эта посуда называется?

(Ответ детей: чугунок)

БАБУШКА: Чугунок весь мой чёрный,

Но на нём не грязь, а сажа.

Никто его отмыть не сможет

И бабушка Федора даже!

Чугунок тяжелый в нём можно всё варить,

Поставить в печку, в огне он не сгорит.

Он в печке горячим становится

И чтоб не обжечься

Когда из печки чугунок достаешь назад

Помощник нужен, рогатый с длинной деревянной ручкой

Он называется ухват.

- Как, ребятки, помощник называется?

(Ответ детей: ухват)

БАБУШКА: - Молодцы!

Мы в чугунок сейчас возьмем

Пшена насыплем, молока нальем,

Задобрим маслом, посолим и помешаем

И с помощью ухвата чугуночек в печь поставим.

Пусть каша варится- томится

Прошу ребятки вас садиться.

Есть у меня шкатулочка, её я открываю,

Загадочки сейчас я вам загадаю.

Тому, кто отгадает,

Сюрприз я обещаю.

1.Одежду дедушка и бабушка

Хранят во мне, мой друг,

Я деревянный, с крышкой,

Замком и ручками железными.  (сундук)

2. На мне грибы, одежду, обувь сушат.

И хлеб пекут, готовят кушать,

И даже спят, я теплое местечко.

А называют меня ласково все            …(печка)

3. Картошку, суп он в печке варит,

Чёрный всегда и в саже.

Никто отмыть его не мог,

А называется он …                               (чугунок)

4. Сверху пар и снизу пар

Это русский …                                   (самовар)

5. С длинной деревянной ручкой и рогат

Бабушкин помощник называется   …(ухват)

6. Расписные, деревянные на столе лежат,

Всех кормят, а сами не едят…          (ложки)

Деревянными ложками не только едят,

А ещё и народ веселят.

Ну-ка, ребятки, к столу подходите,

Ложечки все поскорее возьмите!

Ах, хороши ложечки наши,

Барыню русскую с ними попляшем!

Танец «Барыня»

БАБУШКА: Скажем спасибо славным ложкарям,

Дарят настроение и здоровье нам!

Ух, как плясали, даже устали.

Добрые гости, малые детушки,

Вам в избе особая честь!

Прошу в красном углу за стол сесть.

Вот уже и чугунок с печки просится на стол

Кашкой хочет угостить,

И самовар шипит, кипит,

Пить чай нам всем велит!

Будем кашу, есть, чай пить с крендельками и блинами!

Садитесь, гости дорогие, угощайтесь с нами.

(Детей угощают кашей из чугунка и чаем из самовара)

Используемая литература:

  1. География моей Республики,  Саранск   МКИ
  2. Близкий сердцу край. Земля лямбирская. Саранск,МКИ, 2002
  3. Здравствуй, Мордовия Саранск, Красный Октябрь, 2005
  4. Что было до…(игры-путешествия в прошлое предметов)    

    О. В.  Дыбина                Москва  «Сфера» 2001

  1. Российский  этнографический музей детям
  2. Красна изба М.В.Тихонова.  С-П Детство-Пресс 2001