Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира ОО «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе общеобразовательной направленности на тему: «Когда не было предметов-помощников».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Терехова Татьяна Павловна

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира ОО «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе общеобразовательной направленности на тему: «Когда не было предметов-помощников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kogda_ne_bylo_predmetov-pomoshchnikov_st_gr.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 47»

Конспект

образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

в старшей группе

общеобразовательной направленности на тему:

«Когда не было предметов-помощников».

Провела воспитатель

Т.П. Терехова

г. Заволжье 2015 год

Цель:

Дать представление детям о процессе создания предметов, облегчающих труд в быту.

Задачи:

  1. Углублять и расширять знания детей о предметах быта; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы, облегчая жизнедеятельность для себя и других людей.
  2. Обогащать  и активизировать словарь за счет слов: первобытный, пещера, изба, лучина, керосиновая лампа, колодец, лохань, гонец.
  3. Развивать умение детей ориентироваться в прошлом и настоящем времени.
  4. Развивать диалогическую речь, совершенствовать умение составлять предложение из трех-четырех слов.
  5. Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание узнать историю их происхождения.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях, картин о жизни и быте древних людей.

Чтение русских народных сказок.

Загадывание загадок чтение пословиц.

Оборудование:

Мультимедийная установка, «машина времени», магнитная доска, презентация «Предметы быта», музыкальное сопровождение, глиняная посуда, ухват, керосиновая лампа, лучина, картинки с изображением современных предметов и из прошлого, схематические изображения предметов из истории развития электричества и жилища.

Содержание ОД

Методы и приемы

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои красивые улыбки.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: А куда любите путешествовать?

Дети: Нам нравиться путешествовать на юг, на море, ходить в поход в лес, на речку.

Воспитатель: А я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие – в прошлое, это то, что было давным-давно, когда нас с вами еще не было. Вы согласны?

Дети: Согласны.

Воспитатель: Тогда нас ждет машина времени. Проходите, пожалуйста, и занимайте свои места.

/Дети с воспитателем заходят в «машину времени»./

Воспитатель: Все готовы?

Дети: Да, все готовы.

Воспитатель: Тогда внимание, начинаем обратный отсчет:

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-пуск.

/Звучит музыка/

Воспитатель: Ну вот мы с вами в прошлом. Выходите и присаживайтесь на стульчики. Нас ждет много интересного.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, всегда ли люди жили в городах, в красивых многоэтажных домах, в уютных квартирах?

Дети: Нет, не всегда. Мы думаем, что они жили в лесу.

Воспитатель: А как вы думаете, где жили первобытные люди очень-очень давно?

Дети: Они жили в пещерах.

/На экран выводится 1-ый слайд презентации./

Воспитатель: Посмотрите, вот как выглядели пещеры.

Вокруг чего собрались древние люди?

Дети: Они сидят вокруг костра.

Воспитатель: Для чего нужен был костер в пещерах?

Дети: Он был нужен для того, чтобы согреться, приготовить пищу.

Воспитатель: Правильно. Костер и согревал, и освещал пещеру. На костре готовилась пища.

/ На экран выводится 2-ой слайд презентации./

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие дома научились строить люди потом, после пещер?

Дети: Они стали строить деревянные дома.

Воспитатель: Правильно, поскольку люди жили около леса, то стали строить дома из дерева, из бревен.

/ На экран выводится 3-ий слайд презентации./

Воспитатель: Посмотрите и скажите, как назывались такие дома?

Дети: Их называли избами.

Воспитатель: Да, такие дома назывались избами, избушками.

Ребята, вспомните, в каких книгах, каких сказках вам встречалось это слово.

Дети: В сказках «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» (избушка на курьих ножках).

Воспитатель: Давайте, заглянем внутрь избы.

/ На экран выводится 4-ый слайд презентации./

Воспитатель: Как вы думаете, какой предмет был самым главным в избе?

Дети: Это была печка.

Воспитатель: Для чего нужна была печка?

Дети: Для того, чтобы приготовить еду.

Воспитатель: Верно. Посмотрите, вот в такой посуде готовили еду, в таких горшках ставили в печь с помощью вот такого ухвата, так как в печке было очень жарко и руки  можно было обжечь.

Воспитатель: Скажите, где сейчас современный человек готовит еду?

Дети: Он готовит на плите, в духовке.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какие еще бытовые приборы помогают нам готовить пищу?

Дети: Можно готовить в микроволновке.

Воспитатель: Видите, у современного человека очень много предметов-помощников для приготовления еды: микроволновая печь, мультиварка, тостеры, пароварка, электрошашлычница. А раньше была только печь.

Воспитатель: Для чего еще нужна была печка?

Дети: Для того, чтобы в доме было тепло.

Воспитатель: Правильно, а сейчас с помощью чего обогреваются дома?

Дети: Дома обогреваются с помощью батарей, каминов, обогревателей, тепловентиляторов.

Воспитатель: Ребята, вспомните, в каких сказках мы встречались с русской печкой.

Дети: В сказках «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Жихарка».

Воспитатель: Что Емеля в сказке делал на печи?

Дети: Он спал, отдыхал.

Воспитатель: Правильно, люди на ней спали, как мы сейчас на кроватях.

Воспитатель: Ребята, а что нам помогает освещать жилье?

Дети: Электрические лампочки.

Воспитатель: А если представить, что электричества нет, то чем можно осветить комнату?

Дети: Можно включить фонарик, зажечь свечу.

Воспитатель: Давайте посмотрим, с помощью чего люди раньше освещали свои дома по вечерам.

/ На экран выводится 5-ый слайд презентации./

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и скажите какой предмет вам не знаком?

Дети: Предмет, который находится на экране слева внизу.

Воспитатель: Это лучина, её зажигали и при таком свете шили, готовили еду, отдыхали.

А это – керосиновая лампа, она появилась позднее, чтобы её зажечь, необходима была специальная жидкость – керосин, отсюда произошло и название лампы.

Воспитатель: Ребята, а какой из этих предметов используется и сейчас, в наше время?

Дети: Это свеча.

Воспитатель: Когда мы её используем?

Дети: При свечах устраивают ужин, встречают новый год, пользуются, когда в домах выключают электричество.

Воспитатель: Молодцы, все верно.

А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть и вспомнить про героиню многих сказок – бабу ягу.

«В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка (дети шагают),

Стоит задом наперед (дети поворачиваются).

В той избушке есть старушка, (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки).

Нос крючком (показывают пальчиком),

Глаза большие (показывают),

Словно угольки горят. (покачивают головой).

Ух, сердитая какая (бег на месте),

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

Воспитатель: Ну вот, немножко отдохнули. Продолжаем наше путешествие.

Воспитатель: Когда человек изобрёл электричество, стали появляться предметы, которые сделали труд человека не таким тяжёлым.

/ На экран выводится 6-ой слайд презентации./

Воспитатель: Посмотрите на экран, что изображено?

Дети: Это утюги.

Воспитатель: Как работали такие утюги?

Дети: Одни нагревали на огне, другие – наполняли углями.

Воспитатель: Правильно. А сейчас что нам нужно сделать, чтобы утюг заработал ?

Дети: Нужно его включить в розетку.

/ На экран выводится 7-ой слайд презентации./

Воспитатель: Посмотрите на экран, что изображено ?

Дети: Это метла.

Воспитатель: Что пришло на смену метле? Что помогает нам убирать квартиру?

Послушайте загадку.

Ходит- бродит по коврам,                                                                          

Водит носом по углам.

Где прошёл - там пыли нет,

Пыль и сор его обед.

Что это?

 Дети: Это пылесос.

/ На экран выводится 8-ой слайд презентации./

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

Воспитатель: Это погреб. Люди вырывали в земле яму и строили над ней крышу. В погребе всегда было прохладно, поэтому продукты хранились долго.

Воспитатель: Что сейчас нам помогает долго хранить продукты, чтобы они не портились?

Послушайте загадку и скажите, что это?

И теперь мороз седой  

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

Дети: Это холодильник.

Воспитатель: А сейчас посмотрите, с помощью чего раньше люди стирали и мылись? Откуда брали воду для этого?

 / На экран выводится 9-ый слайд презентации./

Дети: Носили воду из колодца, а стирали и мылись в лохани. 

Воспитатель: Что еще пришло к нам в дом, что облегчает жизнь.

  Ребята, о чем эта загадка?

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь, а слышно там. 

Дети: Это телефон.

Воспитатель: Посмотрите, как без телефона обходились люди.

/ На экран выводится 10-ый слайд презентации./

Зажигали костры на холмах, чтобы сообщить, что враг приближается. Посылали гонцов - они бежали или скакали на лошадях. Еще были глашатаи, которые очень громко оглашали, выкрикивали, например, царские указы.

Воспитатель: А какие сейчас появились телефоны? Давайте посмотрим.

/ На экран выводится 11-ый слайд презентации./

Дети: Сотовые.

Воспитатель: Да сейчас есть различные телефоны: радиотелефоны, видеотелефон, сотовые.

Ребята, для чего необходим телефон?

Дети: Позвонить родным, другу, вызвать скорую помощь, пожарную службу, получит информацию.

Воспитатель: Молодцы, все верно.

Вот мы с вами познакомились с историей некоторых предметов быта, увидели, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными. 

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть. У меня перепутались картинки, их нужно поставить парами: каким предмет был в прошлом, и какой сейчас.

( Двое детей выкладывают картинки парами на магнитной доске, а другие - проверяют).

                                       Пещера - многоэтажный дом

Свеча - электрическая лампочка

Угольный утюг - электрический утюг

Печка - плита

Погреб - холодильник

Метла - пылесос

Гонец - телефон

Лохань - стиральная машина

Воспитатель: Посмотрите, все правильно сделали ребята?

Вот и еще одно задание: Надо восстановить последовательность возникновения электричества и жилища. Давайте вспомним, с чего все начиналось. А в этом нам помогут схемы- помощники.

Ты, Катя, будешь выставлять схемы про развитие электричества.

А ты, Артем, будешь выставлять схемы про жилище.

Лучина – Свеча – Керосиновая лампа – Электрическая лампа.

Пещера – Изба – Многоэтажный дом. 

(дети выкладывают последовательность из схем).

Воспитатель: Расскажи, Катя, по схемам, что было сначала, что было потом.

И ты, Артем, расскажи, что у тебя получилось.

Воспитатель: Молодцы! На этом наше путешествие в прошлое заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. А вернуться нам поможет опять машина времени. Проходите, занимайте свои места. Начинаем отсчет: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-пуск.

/звучит музыка/

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в наше время, прибыли в детский сад. Выходите из «машины времени».

Воспитатель: - Где мы с вами побывали?

- Понравилось вам путешествовать в прошлое?

- Какие предметы из прошлого вам лучше всего запомнились?

- Мы сегодня с вами узнали много о том, как изменились предметы, которые помогают человеку в жизни. Может и вы, когда подрастете, станете изобретателями или учеными и придумаете свой интересный и нужный предмет-помощник.                    

Организационный момент.

Создание интереса

Музыкальное сопровождение

Беседа со слайдовым изображением.

Показ глиняной посуды, ухвата.

Рассматривание лучины и керосиновой лампы

Физкультминутка

Художественное слово

Художественное слово

Художественное слово

Дидактическая игра «Найди пару»

Игра «Что сначала, что потом»

Использование схем

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей 2 младшей группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Г...

К О Н С П Е К Т организованной образовательной деятельности образовательная область: Познавательное развитие Интеграция областей: Формирование целостной картины мира и речевое развитие Младшая группа

Тема: Зимняя прогулка Программное содержание: формировать у детей первые связные представления о зиме; учить детей следить за рассказом воспитателя о зиме, добавлять слова, заканчивать фразы; учить ...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Лесные обитатели весеннего леса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий:Тема:...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Юные покорители космоса»

Конспект  образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиТема: «Юные покорители космоса»...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира и речевому развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в мир посуды»

Задачи:Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;Учить составлять притяжательные прилагательные, формировать предложения по образцу;Учить детей определять целевое назначение пос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ «Дикие животные»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитию«Формирование целостной картины мира»в подготовительной к школе группе комбинированной направленности ...

Конспект проведения ООД Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и речевому развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в мир посуды»

Программное содержание: - продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира; - учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия пос...