"Использование художественного слова как средства познавательного развития дошкольников"
консультация по окружающему миру

Потеряхина Наталья Викторовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_hud_slovo.docx408.5 КБ

Предварительный просмотр:

https://ic.pics.livejournal.com/mara_kar/68962088/353440/353440_1000.jpg

«Использование художественного слова

как  средства

познавательного развития дошкольников»

 

     


         Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.

          Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является наиболее специфичным для старшего дошкольного возраста.

         В контексте ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность. 

         Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она развивает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

        Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

         Исходя из этого – одной из важнейших задач развития личности ребенка

        Образовательная область «Познавательное развитие» ставит перед собой задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве;
  • представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

      Изучение художественной литературы и фольклора способствует реализации задач Стандарта.

Задачи и содержание работы ДОО по освоению детьми образовательного модуля «Чтение художественной литературы»

        Целью работы ДОО в соответствии с ФГОС ДО  по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

      Содержание образовательного модуля «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

• развитие литературной речи;

• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

             Во всех странах дошкольное литературное образование и воспитание базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.

      Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать возрастные особенности их восприятия художественной литературы.

     Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие особенности:

  • зависимость понимания текста от их личного опыта;
  • установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
  • в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
  • эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
  • наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

       В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

      В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

      В различных разделах программы прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой: 

  • расширение представлений о русском народном искусстве,
  • народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
  • накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства;
  • обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально – театральную деятельность;
  • приобщение детей к народным играм.

      Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, закличек, а вернуть им живое, естественное существование.     

       При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения — систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.

      Важно также учить детей сопоставлять услышанное с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, показать свое отношение к ним, кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

      Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов в процессе восприятия

 художественной литературы и фольклора

    Формирование познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы и фольклора включают в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.

     К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).

      К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:

- интегрированные занятия, объединяющие содержание разных образовательных модулей (например, «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» и др.),

- театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

- обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок,

- «сочинение» сказки. Предлагается детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

- «салат из сказок». Предлагается детям свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;

- проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»);

- занятия с использованием мультимедийных средств;

- занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

     Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.

     Ознакомление с художественной литературой осуществляется как на занятиях, так и в совместной, и самостоятельной деятельности детей. В процессе занятий работа над текстом включает в себя четыре этапа.

1. До чтения необходимо назвать фамилию автора, название произведения, можно зачитать из него фрагмент, показать детям предшествующую тексту иллюстрацию. Это побуждает ребят строить предположения о содержании текста, его тематике, героях. Главное - вызвать у детей желание прочитать книгу.

2. Чтение текста. В процессе чтения необходимо делать короткие остановки, чтобы объяснить и уточнить значения слов, предложить детям вообразить ту или иную сцену, домыслить последующие события, прочувствовать эмоциональное состояние героев, задать вопросы. Таким образом, у ребят развивается умение внимательно слушать, осмысленно воспринимать текст, выражать свое отношение к прочитанному.

После чтения провести обсуждение текста с целью выявления:

  1. как дети поняли главную мысль произведения;
  2. каково их отношение к поступкам персонажей;
  3. каково отношение автора к своим героям;
  4. насколько сбылись предположения о содержании текста.

     По мере необходимости эпизоды можно перечитать, попросить назвать другие знакомые детям произведения данного жанра, определить с детьми их характерные признаки.

     В заключение дети воспроизводят содержание текста: инсценируют эпизоды, «оживляют» иллюстрации, разыгрывают пантомимы, рисуют картинки, озвучивают их и пересказывают с помощью пиктограмм.

   Подготовку детей к восприятию нового произведения можно осуществлять по-разному. Например: поместить в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, — отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга (сказка, рассказ), о чем она. В начале занятия спросить воспитанников об их предположениях, похвалить за наблюдательность, догадливость. Назвать произведение. Затем продемонстрировать игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, помочь детям запомнить их названия, объяснить назначение, рассказать об особенностях. Кроме того, провести специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц – хваста» сказать детям: «Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» — восхищаются прохожие». И предложить детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушать ответы. Попросить завершить фразы, которые будут произнесены («У кота усы, у тигра - усищи, у кота лапа, у льва? — лапища»). Объяснить, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу — герою новой сказки «Заяц - хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Попросить детей повторить, как говорил заяц. Спросить: «Как вы думаете, как в сказке пойдет речь про зайца - великана?» Выслушать мнения детей, затем предложить: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», — и прочитать сказку. Еще один прием: сообщить, что сейчас будете рассказывать сказку с совершенно необычным названием — «Крылатый, мохнатый да масленый». Спросить: «Как вы думаете, кто это такие?» «Название сказки вы знаете. Попробуйте сочинить ее начало», — предложить новое задание. Затем предложить придумать концовку к произведению.

       В подготовительной группе используются присказки, особенно в тех случаях, когда не проводилась подготовительная работа к занятию. По своему настрою, присказка связана с произведением. Во втором полугодии дети, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Присказку следует рассказывать дважды. Для подготовительной группы используются следующие присказки:

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела

Рассказывание сказки завершается одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости поджидают.

     Присказки можно использовать, читая детям сказки в свободное время. Все это помогает детям запомнить присказки и самостоятельно использовать их в играх, драматизациях, спектаклях, обогатить речь дошкольников.

    После чтения проводится беседа, задаются вопросы, которые помогают воспитанникам лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; повторяются наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, чтобы постичь языковую особенность произведений данного жанра.      Для формирования интереса к чтению проводятся разнообразные формы организации совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя.

     Для развития познавательного интереса в группе немаловажное значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды, которая включает «Книжный уголок», в которой подобраны альбомы с портретами писателей, иллюстрациями и сериями сюжетных картинок к книгам, красочные издания различных жанров – стихи, рассказы, сказки, фольклор, загадки и другие. Кроме того, имеются аудиокниги, которые можно прослушивать. В книжной мастерской можно самому ребенку изготавливать мини-книжки с иллюстрациями и брать их домой для семейного чтения.

    Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду используются также ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир.

   Эффективным средством приобщения детей к книге, чтению так же являются экскурсии в детскую библиотеку, встречи с детскими писателями.

     Далеко не все дети могут передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок моет научиться сыграть любую роль.

     В старших группах много времени уделяется рассказыванию сказок. Во время рассказывания необходимо показывать детям эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей целесообразно проводить конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, «Что за чудо эти сказки…», «Кого встретил Колобок?». Проводить игры-драматизации отдельных эпизодов по желанию детей.

    Используется и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

    Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

    Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь».

    Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. изучая пословицы о труде, дети становятся помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они совместно с родителями оформляют их, а в детском саду объясняют их смысл, учатся понимать, в каких ситуациях их можно применять. Ребята часто подбадривают друг друга: «Терпение и труд – все перетрут», «Дело мастера боится», «Закончил дело - гуляй смело». В свободной деятельности проводятся соревнования «Продолжи пословицу».

    Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире, полезно загадывать загадки: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко».

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитию у детей восприятия и понимания литературных произведений способствует разнообразная, интересная и содержательная деятельность, которая может включать как формы, организуемые взрослыми, так и самостоятельную творческую деятельность самих детей, тем самым формируя познавательный интерес.

Роль художественной литературы и фольклора в развитии познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от родителей, так и воспитателей зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.

 

Список литературы:

  1. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 1980 – 224 с.
  2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие - С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
  3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 1996. – 324 с.
  4. Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с.
  6. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4, 1997.
  7. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская – М.: Педагогика, 1972. – 152 с.
  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  9. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. – С. 128.
  10. Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина; - 2-е доп. изд.- М.: Дет. лит.,1984.
  11. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] /Е. А. Флерина. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 334 с

«Использование художественной литературы в познавательном и речевом развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей.

                                                     

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень  овладения лексической системой  языка. В-третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К. Д. Ушинский).

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

 Например, потешки и колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся  звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический  слух, помогают запоминать слова и выражения.

А сказки? «Слушаю сказки – вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А.С. Пушкин).

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой - «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

При работе со сказкой можно использовать ряд приёмов, способствующих более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

  1. Повторное чтение отрывков из текста сказки. Так ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
  2. Пересказ отдельных эпизодов. Рассказывая сказку, ребёнок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.
  3. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
  4. Драматизация.  М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, Е. М. Струнина, Т. Б. Филичева, В. И. Яшина и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова».
  5. Подбор определений к  персонажам сказки (событию, явлению, предмету). Можно использовать игры «Найди подходящие слова», « Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая  лиса), «Придумай похожие слова».
  6. Разбор слов с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой и различный контекст (собачий хвост - собачий характер).
  7. Объяснение этимологии слова. В сказках присутствует множество слов, происхождение которых лежит на поверхности (закоулочки).
  8. Придумывание сказки от фразеологизма.

Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка.  
Отгадывание и придумывание загадок  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности для создания метафорического образа (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм («идут часы»), льёт дождь («идёт дождь»).

В загадке  слова сопоставляются, объединяются друг с другом: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». (Часы). «Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка». (Дождь).

Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы когда идём, стоим, а стоять умеем лёжа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).

Итак, художественная литература и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.

Библиографический список

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественного слова как средства умственного развития дошкольника.

Представлены общие положения о понятиях "художественное слово" и "умственное развитие",  об их критериях, взаимовлиянии и преимуществах....

"Художественное слово как средство математического развития" (из опыта работы)

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дошкольники сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические ...

Практические рекомендации для воспитателей детских садов при использовании дидактических игр как средство познавательного развития старших дошкольников.

Для воспитателя детского сада в связи с принятием Федерального стандарта о дошкольном образовании (ФГОС ДО), проверка эффективности предлагаемых программ и методов воспитания и обучения детей....

«Эбру - рисование на воде как средство познавательного развития дошкольников посредством художественно-эстетического творчества». 

   В  творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетичес...

Художественное слово как средство речевой активности дошкольника

Отчет по самообразованию в котором наблюдается связь речевой активности детей и развитием морально-нравственных качеств ребенка-дошкольника....

Двигательная деятельность с использованием художественного слова как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.

Применение художественного слова в разных формах работы с старшими дошкольниками с ОНР по физическому воспитанию для повышения интереса и усиления мотивации воспитанников к выполнению физических упраж...