«Донской край. Традиции казачества»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ежова Надежда Александровна

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило меня к углубленной краеведческой работе. В данном проекте возможно нравственное развитие патриотических чувств дошкольников посредствам приобщения их к культуре донского казачества. Дети, знающие историю и любящие свой родной край, вырастут настоящими патриотами своей Родины.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_donskoy_kray._traditsii_kazachestva.docx306.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Голубые дорожки» г. Волгодонска

Проектная деятельность

Тема проекта:

 «Донской край. Традиции казачества»

группы № 1 «Зайчата»

на 2019 – 2020 учебный год

возрастная категория детей 5 – 6 лет

(группа общеразвивающей направленности)

воспитатели:

 Надежда Александровна Ежова

 Анастасия Алексеевна Черкес

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2002417/2f976787-2d36-478f-9601-d175c782c581/s1200

Волгодонск 2019

Вид проекта:

Познавательно – творческий.

Срок реализации:

Длительный (ноябрь - май)

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы:  игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Цели:  – развитие у детей         представлений о человеке в истории и культуре донского казачества;

- воспитание уважения к традициям и обычаям донского казачества, положительного отношения, толерантности ребенка к детям и взрослым разных национальностей, проживающих на Дону;

- развитие осознания детьми принадлежности к своему роду.  

Задачи: 

- способствовать воспитанию любви к своей семье, соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с гордостью относящегося к символике РФ и донского казачества (флагу, гербу, гимну); достижений своего края, осознанию торжественности национальных праздников;

- развивать представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их практическое назначение (свойства);

- развивать познавательные способности: находить причины и следствия событий, происходящих в историко – географическом пространстве, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке;

- обогащать субъективный опыт ребенка на основе совместного проживания, познания, переживания, преобразования регионального содержания;

- развивать интерес к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия с помощью эпитетов, сравнений, метафор (казак по характеру лихой, свободный, смелый, честный, отважный, добрый);

- составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, связанных с родным краем;

- создавать условия для восприятия и понимания донского фольклора (колыбельные, песенки – потешки, пословицы, заклички, поговорки, сказки), отражающего взаимоотношения казаков с миром природы и друг с другом;

- отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей.

Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества:

- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

- ознакомление с основными занятиями казачества: коневодство, охотой, пчеловодством, рыболовством, огородничеством и садоводством, виноградство и виноделие, изготовление плетеной мебели, казачки - бисероплетение;

- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.

- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

- ознакомление детей с понятием «музей» и формирование представлений о том, какие бывают музеи.

Основные идеи проекта:

- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;

- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;

- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во  вкладе наших земляков в донскую культуру.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:

1. Нравственно- патриотическое;

2. Эмоционально- эстетическое;

3. Экологическое (краеведческое).

 Основные принципы проекта:

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия старшего дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в школьный музей, храм для накопления чувственного опыта.

Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности     (соответствие действующему законодательству РФ), учет требований типовых программ, многоуровневость.

Принцип непрерывности  и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества

                                                                 «Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли »

(Н. Смирнов)

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящий период коренных социальных изменений, отмечаемых во многих сферах общества, особую актуальность приобретает воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности к отечественной культуре и истории.

 Возрождение казачества – свершившийся факт. Заслуги казачества перед Отечеством неоспоримы. Восстанавливается разорванная связь времен, потомки казаков начали активно интересоваться своей историей, изучать историко – культурное наследие казачества.

     В дошкольное образование переживает этап преобразования, определения.    

         Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего мирового общества. Поэтому приобщение детей к истокам народных традиций посредством проектной деятельности является эффективным средством патриотического воспитания, любви к своей Родине, своему народу, развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственной, гармоничной личности.

Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Дона, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данный проект актуальным в современных условиях.

Беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать этот проект.

Этапы и сроки проведения проекта.

- 1-й этап. Замысел проекта и его разработка (ноябрь)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс. 

- 2-й этап. Реализация проекта (декабрь - апрель) 

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

- 3-й этап. Заключительный (май) 

Обобщение результатов работы; анализ деятельности; презентация; удовлетворенность всех участников результатами.

Организация деятельности в ходе выполнения проекта

(перспективный план по месяцам)

п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

Подготовительный

1.

Выявление проблемы

Ноябрь

Воспитатели

2 .

Определение темы и цель проекта

Воспитатели

3.

Подборка материала по теме проекта

Воспитатели

4.

Составление плана совместной деятельности

Воспитатели

Анкетирование родителей: «Казачьему роду – нет переводу».

Цель: выявление семей, причастных к казачьему роду, их отношения к православию, осведомленности о традициях предков.

Воспитатели

Основной

1.

Беседа «Донской край – мой край» (рассматривание иллюстраций «Донские пейзажи)

Цель: сформировать представления о малой Родине, Донском крае.

Декабрь

Воспитатели

2.

Беседа: «  Символы Ростовской области» (рассматривание герба, флага Ростовской области, рисование флага).

Цель: сформировать представление о том, что такое герб, флаг, гимн. Рассказать о символике цветов флага Ростовской области.

Воспитатели

3.

Беседа: «Дон – река» (рассматривание иллюстраций с изображением реки).

Цель: сформировать представление о реке Дон, о ее судоходстве, об использовании в народном хозяйстве.

Воспитатели

4.

Рассказывание сказа «Почему Дон Ивановичем зовут» В. Моложавенко.

Цель: сформировать представление о том, почему народ так душевно отзывается о реке Дон; проследить по карте Ростовской области течение реки Дон.

Воспитатели

5.

Викторина «Донской край».

Цель: закрепить знания детей о Донском крае; развивать интеллектуальные способности детей, внимание, память, речь.

Воспитатели

Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции мини – музея культуры и быта.

Воспитатели

Консультация для педагогов «Люби и знай свой край родной»

Воспитатели

2.

Беседа: «Казачья семья» (рассматривание фотографий казачьих семей).

Цель: сформировать представление о том, как складывались семейные отношения на Дону.

Январь

Воспитатели

3.

Беседа: «Казачий костюм» (рассматривание фотографий казачьей одежды).

Цель: сформировать представление об одежде казака; воспитывать интерес к истории Донского края.

Воспитатели

4.

Беседа «Зимние забавы на Дону».

Цель: развивать умение детей строить снежные городки, изготовлять ледяные скульптуры и их раскрашивать.

Воспитатели

5.

Досуг «Игры донских казачат».

Цель: сформировать представление об играх и развлечениях донских казачат.

Воспитатели

Участие родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза семьи.

Воспитатели

Родители

Консультация для педагогов «Традиции казачества»

Воспитатели

1.

Беседа: «Жилище казака» (конструирование куреня).

Цель: познакомить с жилищем донских казаков – куренем, обогащать представление детей о быте казаков.

Февраль

Воспитатели

2.

Беседа: «Символика войска Донского» (рассматривание иллюстраций герба, флага, пернача, булавы, бунчука, насеки, печатей войска Донского).

Цель: познакомить с символикой казаков – герб, печать; вызвать интерес к истории войска Донского, чувство гордости за своих земляков.

Воспитатели

3.

Физкультурный досуг «Казаки – защитники Отечества».

Цель: сформировать представление о казаках – защитниках Отечества (провести соревнования между командами казачат).

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

4.

Развлечение «Широкая Масленица».

Цель: продолжать знакомить с донскими традициями; сформировать представление о праздновании Масленицы на Дону.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Для родителей фотоконкурс «Самый замечательный блин»

Воспитатели

Для педагогов подбор картотеки казачьих игр.

Воспитатели

1.

Беседа «Донской говор».

Цель: сформировать представление о том, что каждый народ имеет свой язык; познакомить с донским говором.

Март

Воспитатели

2.

«На казачьем кругу» (показ презентации).

Цель: сформировать представление о казачьем круге, кто принимал в нем участие, какие вопросы решались в кругу, как принималось какое-либо решение.

Воспитатели

3.

Беседа «Донской народный театр»

Цель: сформировать представление о донском театре.

Воспитатели

4.

Рассказывание казачьей сказки «Казак и лиса» (настольный театр «Казак и лиса»).

Цель: познакомить с казачьими сказками, их особенностями.

Воспитатели

Конкурс рецептов – коллажей казачьих блюд среди мам.

Воспитатели

Для педагогов подбор картотеки «Пословицы и поговорки Донского края»

1.

Беседа: «Весна на Дону».

Цель: познакомить детей с характерными признаками весны; воспитывать любовь к донской природе.

Апрель  

Воспитатели

2.

Беседа: «Степное раздолье».

Цель: сформировать представление о степи, о том, как выращивают хлеб.

Воспитатели

3.

Беседа: «История вещей. Посуда» (рассматривание иллюстраций  казачьей посуды, лепка из глины посуды)

Воспитатели

4.

Беседа: «Хороши привалы, где казаки запевалы».

Цель: сформировать представление о казачьей песне.

Воспитатели

5.

Музыкальное развлечение «Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать».

Цель: познакомить детей с особенностями казачьей песни, учить отличать ее от других песен; воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитатели

Консультация для родителей: «Растим детей патриотами».

Воспитатели

Интеллектуальная игра для педагогов «Путешествие в прошлое истории донского казачества»

Воспитатели  

1.

Беседа «Раз, два, три, четыре, пять – мы собрались поиграть».

Цель: сформировать представление об играх и развлечениях казаков.

Май

Воспитатели          

2.

Рисование «Казачок с казачкой».

Цель: закрепить знания детей об одежде казака и казачки.

Воспитатели    

3.

Рассказывание произведения П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

Цель: знакомить детей с казачьими сказками, их особенностями, помочь детям понять их смысл.

Воспитатели          

4.

Развлечение «На завалинке».

Цель: систематизировать знания детей о донском крае, пословицах, поговорках, песнях донских казаков; воспитывать чувство гордости за родную культуру.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Консультация для родителей: «Без прошлого нет будущего».

Воспитатели

Итоговая презентация проекта «Что мы делали, покажем»

Воспитатели

Заключительный

1.

Подготовка презентации проекта

апрель

Воспитатели

2.

Выступление на педсовете

май

Воспитатели

3.

Флеш – карта с накопленным материалом

май

Воспитатели

4.

Разучивание комплекса казачьих народных игр (картотека)

в течение проекта

Воспитатели


Продукты проекта:

- «Книга искусного повара» - рецепты казачьих блюд, приготовленные мамами совместно с детьми;

- «Книга казачьих сказок» с иллюстрациями детей;

- тематические утренники и развлечения;

- конспекты занятий;

-дидактические игры, презентации и видеоматериалы.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

Для воспитанников: - Сформировать у детей представлений о родной стране, истории донского края, донских казаков, желания быть патриотом своей Родины. Развитие интереса к своей стране, своему городу и родному краю. Обогащение опыта детей навыками социального общения проявление таких качеств личности как доброта, уважение к старшим, любовь к отчизне, эмоциональная отзывчивость. Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

-   Изучение истории развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые были завещаны предками.

Для родителей:  - Родители станут активнее включаться в деятельность и будет отмечаться повышение их интереса к вопросам духовно – нравственного воспитания на основе казачьей семьи, к истории своей семьи.

     Создание альбомов по теме проекта, сбор предметов быта, литературы по истории казачества и пополнить предметно -  пространственную среду группы.

Литература

  1. Н.В. Корчаловская, Н.Ш. Лебедева, И.П. Микаелян: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. 1 – 2 части. Ростов – на – Дону издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018г.
  2. Т.И. Агуреева: Казачий костюм: учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учетелей начальной школы, гувернеров, родителей. Москва 2011г.
  3. М.П. Астапенко: Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов – на – Дону 2004 г.
  4. Т.В. Земрах: Культура и быт донского казачества. Шахты 2005г.
  5. Н.В. Елжова: История Донского края. Волгодонск 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

История казачества Донского края для старших дошкольников.

Цели занятия:Образовательная: на основании исторического материала подвести детей к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков.Воспитательная: прививать чувство патриотизма, у...

История казачества Донского края для старших дошкольников.

Цели занятия:Образовательная: на основании исторического материала подвести детей к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков.Воспитательная: прививать чувство патриотизма, у...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «КАЗАЧЕСТВО ДОНСКОГО КРАЯ» Старшая группа

Цель: формировать нравственно – патриотические качества и духовность детейформировать представление детей об истории возникновения донского казачества,познакомить с творчеством, символикой, трад...