Конспект НОД в старшей группе на тему "Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с круговоротом воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_kapelki.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие капельки»

Цель: Сформировать первичные представления о круговороте воды в природе.

Задачи:

-Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация.

-познакомить с круговоротом воды в природе

 -закрепить знания детей о свойствах воды;

-уточнить и закрепить знания детей о значении воды.

-воспитывать аккуратность при работе с приборами-помощниками, умение работать сообща при проведении опыта.

-Воспитывать бережное отношение к воде

Предварительная работа:

- Проведение экспериментов по изучению свойств воды (текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, вкуса, цвета, способность к замерзанию).

- Наблюдения за явлениями природы (дождь, появление и исчезновение луж, туч).

- Беседа о значении воды в жизни людей, животных, растений.

- Игры с водой, песком.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла гостья, но чтоб узнать кто ,вы должны отгадать загадку:

Чтобы лился дождик с неба.

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам ….(без воды)

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 

Воспитатель: Правильно, вода. А из чего состоит вода? (ответы детей)           Воспитатель: Молодцы. Вода состоит из капелек. (Воспитатель показывает куклу-капельку). Капелька к нам пришла  с просьбой. Она хочет узнать о себе по больше. Сначала давайте вспомним ,что мы знаем о воде.                                  Вот стакан , в него наливаем  воду.                                                                          Воспитатель: Все правильно. Вода: жидкая, бесцветная, без запаха, не имеет формы.  (воспитатель предлагает нескольким детям выйти и доказать ответы опытным путем, материалы заранее приготовлены).

Воспитатель благодарит детей.

Воспитатель: Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в природе в 3-х состояниях одновременно: в жидком твердом и газообразном                                                                                                                                                           А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки...

"Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже...".                                      Воспитатель: В каком состоянии находится капелька сейчас? (В жидком.)

"...После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться..."                                        Воспитатель:А в каком состоянии находится капелька сейчас? (В твердом.)

Опыт "Лед – твердая вода"

Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?

Вывод: лед, снег это тоже вода.

...Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко...".                 

Воспитатель: В каком состоянии капелька находится теперь? (В газообразном.)

В: Давайте посмотрим как вода превращается  в пар.

Опыт «Пар – это  тоже вода»

Взять чайник с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить тарелку-пар оседает на тарелке, когда поднимем тарелку, с нее стекают капельки воды.

Вывод: пар – это газообразные капельки воды.

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее  маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся к путешествию капельки.

"...Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю..."

Воспитатель: Я вам рассказала сказку про путешествие капельки – это путешествие по другому называется   круговорот воды в природе. ( Воспитатель  показывает большой плакат).

Воспитатель : Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, крошечные капельки воды испаряются (превращаются в пар- как мы наблюдали при нагревании воды в чайнике, образуется пар) поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако . Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. Содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя , зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.

 Воспитатель: А теперь  мы с вами по играем. (воспитатель выбирает  6 детей. После каждого ответа воспитатель меняет детей)   . На столе у меня лежат карточки. Я вам буду задавать вопрос , а ответ вы должны найти в карточках.

-Кому нужна вода?

-Для чего нужна вода?

- Где мы встречаем воду?

Воспитатель: понравилось вам  путешествие капельки? (ответы детей)

Вывод:

В каких состояниях может находиться вода?     (ответы детей)

Где мы встречаем воду?

 Для чего нужна вода?

Кому нужна вода?             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности (ОО «Познание») в старшей группе «Путешествие капельки»

Задачи:1.     Образовательные:        Формировать представление о том, что: вода бесцветная, а молоко белое, что вода прозрачная, а молоко нет, что вода ...

Конспект прогулки в старшей группе компенсирующей направленности №6 " Капелька " Тема: Здравствуй, осень золотая».

Тема: Здравствуй, осень золотая».Интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Ф...

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие капельки"

Конспект занятия с использованием познавательной экологической сказки....

Конспект НОД по экологии в старшей группе"Летела капелька с небес"(открытое занятие)

Занятие по экологии для воспитанников старшей группы, на котором они знакомятся со свойствами воды (проводятся опыты с водой, снегом и льдом)....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Ходит капелька по кругу»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе  познавательно- исследовательской деятельности «Ходит капелька по кругу»....