Технологическая карта НОД по окружающему миру "От хлебушка к зернышку" старшая группа
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Газизулина Кристина Олеговна

Технологическая карта НОД по окружающему миру "От зернышка к хлебушку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_okr_miru.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения непосредственно-образовательной деятельности  по ознакомлению с миром природы

Тема: «От зёрнышка к хлебушку»

Группа: старшая

Тип непосредственно-образовательной деятельности: комбинированный  

Форма организации: подгрупповая

Количество детей: 10

Основная образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие»

Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду; приобщать к русской народной культуре; расширять знания о национальных традициях, воспитывать уважение; закреплять количественный счёт в пределах 10. Развивать умение давать характеристику предмета: маленькое, овальное, золотистое, расширять словарный запас, вспоминать пословицы и поговорки о хлебе; создавать положительный эмоциональный настрой; знакомить с правилами этикета.

Предварительная работа: чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб», сказок: «Лёгкий хлеб», «Петушок – золотой гребешок и жерновцы», «Хлеб и золото», «Сказка о хлебе, вине и соли», А. Мусатова «Кто в поле главный?», А. Владимирова «Земля на зёрнышке стоит», А. Кольцова «Песня пахаря», пословиц о хлебе, труде крестьянина; заучивание потешек.

Предметно-пространственная среда: колоски и зёрна (сухие и проросшие) пшеницы, каравай, мука, солёное тесто; кукла Дуняшка в русском сарафане и кокошнике и Ваня в русской рубахе с балалайкой; фартуки, колпаки ( по количеству детей), рушник, поднос, макет русской печи, ухват.

Музыкальное сопровождение: былинные наигрыши «гусли», «Валенки» (балалайка), «песня о хлебе», песня « Хлеб – всему голова».

Этапы, методы и приёмы руководства

Решаемые задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организованный момент

музыкальное сопровождение

художественное слово

вопрос к детям

Основная часть

Беседа

«Встреча с зёрнышком»

художественное слово

вопросы к детям

пояснение

художественное слово

уточнение

уточняющие вопросы

словесное поощрение

игровой приём

Дидактическая игра «зёрнышки»

объяснение

уточняющие вопросы

показ иллюстрации

пояснение

художественное слово

вопросы к детям

пояснение

показ иллюстрации

Коллективная работа «Пекари»

художественное слово

указание

вопрос к детям

словесное поощрение

указание

словесное поощрение

игровой приём

Русская народная игра «Каравай»

художественное слово

Отгадывание загадок

словесное поощрение

Пояснение

Художественное слово

Заключительная часть

Заинтересовать, привлечь внимание детей

Знакомить с правилами этикета.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду; приобщать к русской народной культуре. Расширять знания о национальных традициях, воспитывать уважение.

Развивать умение давать характеристику предмета: маленькое, овальное, золотистое.

Закреплять количественный счёт в пределах 10.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду.

Расширять словарный запас, вспоминать пословицы и поговорки о хлебе; создавать положительный эмоциональный настрой;

Знакомить с правилами этикета.

Рефлексия

Группа стилизована под избу: стоит макет печи, на ней кухонная утварь, на полу – половик.

Их встречает Хозяйка в русском костюме. Звучит русская народная мелодия – былинные наигрыши «Гусли».

Добро пожаловать, дорогие гости, в мою избу!

Много гостей, много и новостей!

Отведайте хлеб-соль по-старинному!

Хозяйку потешьте, хлеба поешьте!

В горле тоска, коли нет хлеба куска.

Хлеб да вода – молодецкая еда!

Угощайтесь, здоровья набирайтесь!

Красным гостям – красное место!

Милости прошу за дубовый стол!

 Где теснее – там и веселее!

Сядем рядком, поговорим ладком!

Садитесь гости дороги за стол.

( На столе стоит ваза с колосками пшеницы)

А как можно ласково назвать хлеб?

Отгадайте-ка, ребятушки, загадку:

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

 Молодцы! А вот ещё одна, очень трудная загадка.

Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят.

Что же это за ребята в карманах? Возьмите по колосу и посмотрите. Да, правильно. Ребята, слышите, зёрнышко просит: «Расскажите, какое я». Поможем зёрнышку?

Так какое оно, зёрнышко, - большое или маленькое?

А по форме?

Давайте определим, какое оно по цвету?

У меня есть золотистая мельничка, отнесём наши зёрнышки на мельницу и смелем их. Посмотрим, что получится из зёрнышек?

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся!

Покручу, поверчу,

Да что получу!

Что получилось из зёрнышек?

Правильно. Мука пушистая для хлеба душистого! Построгайте и рассмотрите её. Какая она?

А теперь вопрос: почему пшеницу называют хлебным растением?

Молодцы! А что ваши мамы и бабушки пекут из муки?

Вот как много вкусностей можно испечь из муки. Ребята, мы рассмотрели зёрнышко, оно – маленькое. А какие по размеру колоски?

У меня есть волшебная палочка, с её помощью я превращу вас в зёрнышки и посажу на вспаханное поле.

Коврик чёрного цвета это вспаханное поле. Вы дети будете «зёрна». Я дотронусь волшебной палочкой до каждого ребёнка, и вы по очереди присаживаются на вспаханное поле.

Помогайте мне считать, сколько зёрнышек я посадила.

Теперь вы – зёрнышки. Что нужно делать, чтобы из маленького зёрнышка выросли высокие колоски?

Правильно. Нужно, чтобы солнышко согрело теплом землю. (Показывает картинки, на которых светит солнце.) Дождик поливает всходы. (Картинки, на которых идёт дождь.) и тогда зёрнышки будут расти, расти…

И станут колосками. И вот уже два листочка тянутся к солнцу и качаются. Улыбнитесь друг другу, колоски! обнимитесь! Вот какие дружные выросли колоски. Так что нужно, чтобы росли?

И не только. Нужно очень много трудиться, что бы колоски выросли. А вы любите трудиться?

Хорошо. А теперь послушайте.

Мал кусок пирога, а стоит много труда.

Хлеб – всему голова.

Каждую крошку в ладошку.

Что это такое?

А вы знаете какие-нибудь пословицы о хлебе и труде?

Очень хорошо! Ох! Молоко вскипело! Каша поспела! Пора дочку обедом кормить, а хлеба нет. Ребята, поможете мне хлеб испечь?

Тогда и Дуняшку научите. За работу! Садись, Дуняша и смотри, как каравай печь. Кстати, ребята, а кто хлеб печёт?

Ребята, а вы заметили, что у пекаря есть своя спец одежда: колпачок и фартук? Как вы думаете, зачем они нужны?

Правильно!

Работать всегда веселее под музыку.

Сыграй-ка нам, Ваня! Повесели нас!

Звучит композиция на балалайке «валенки»

В старину пекли круглый хлеб, называли каравай. (Воспитатель показывает детям каравай.)

Чтобы испечь такой румяный каравай, сначала нужно замесить тесто.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку , пеку каравай,

Переливай, валяй!

Надо тесто месить,

Караваем всех кормить!

Каравай-то на дрожжах!

Не удержишь на вожжах!

Теперь скатаем шар, слегка прижмём его рукой – вот и готов каравай. Ребята, вы поняли, как много труда людям нескольких профессий нужно вложить, чтобы получился вот такой замечательный каравай. Давайте вспомним, как люди выращивают хлеб. Что нужно делать, чтобы зёрнышки взошли и выросли колоски?

Молодцы! Вы все правильно запомнили. А давайте украсим наш каравай. Сейчас я вам покажу, как это сделать, а как украсить каравай – вы придумаете сами. Согласны?

Как красиво у вас получилось! Молодцы! А теперь подошло время ставить наши караваи в печь!

Пока они пекутся, предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Каравай». Какой по форме каравай?

Вот и мы встанем в круг, а в середину посадим нашу Дуняшку, ведь у неё скоро день рождения!

Как у Дуни день рожденья

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Дуня выбирает ребёнка, игра повторяется.

А теперь отгадайте загадки.

На стене висит, болтается,

Всякий за него хватается, утирается.

(Полотенце.)

Не бык, а бодает,

Не ест, а хвастает,

Что хватает – отдаёт, а сам угол идёт.

(Ухват.)

На топтале был,

На кружаче был,

На пожаре был.

Домой пришел –

Семью кормил.

(Горшок.)

С корочкой, душистый,

Румяный, золотистый,

К нам на стол из печки пришел!

(Хлеб.)

Молодцы! За играми да за загадками как быстро время прошло. Вот и наши караваи поспели!

Слава миру на земле, слава хлебу на столе!

Дети повторяют за воспитателем эти слова.

Ах, какой он ароматный, как хочется отведать! Да нельзя.

По старинному русскому обычаю караваем сначала угощали гостей, и только потом ели сами. И мы сейчас попотчуем наших гостей, а потом отведаем сами.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим!

Хозяйку потешьте, каравая поешьте!

Не стесняйтесь, добрым хлебом угощайтесь!

Ребята, расскажите, что вы сегодня узнали о хлебе? Как выращивают пшеницу? С какими русскими  традициями вы познакомились?

А теперь Дуняшка (кукла) хочет подарить вам по колоску, чтобы дома вы рассказали как о маленьком зёрнышке, который в скором времени превратился в душистый и вкусный хлеб:  как его растят, собирают, как пекут и украшают.

А Ваня (кукла) приготовил для вас маленькие книжечки с пословицами о хлебе. Обязательно прочитайте их.

Входят дети.

Дети отламывают хлеб, угощаются.

Дети садятся за стол

Хлебушек.

Это колосок пшеницы.

Зёрна.

Да.

Маленькое.

Овальное.

Золотистое.

Дети подходят к мельничке и мелют зёрна.

Мука.

Мягкая, белая, рассыпчатая.

Из неё делают хлеб.

Дети отвечают.

Большие.

Дети с хозяйкой считают посаженные «зёрна».

Дети высказывают свои предположения.

Дети медленно поднимаются.

Вспаханное поле, тепло, дождь.

Дети отвечают.

Пословицы.

Дети отвечают

Да.

Пекарь.

Чтобы не запачкаться и чтобы в еду не попал никакой мусор: нитки от одежды, волосы и т.д.

Дети тоже месят тесто.

Дети рассказывают.

Да.

Дети украшают каждый свой каравай.

Круглый.

круглый

Дети поют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта конспекта по окружающему миру "Тайна птичьего мира"

уточнять и расширять представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособления их среде обитания- развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику-расш...

Технологическая карта. Ознакомление с окружающим. Средняя группа.Профессии.

Технологическая карта. Ознакомление с окружающим. Средняя группа...

Технологическая карта "Ознакомление с окружающим миром",по теме "Моя семья",для детей 2-3 лет

ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о семье. ИНТЕГРАЦИЯ ПО ОБЛАСТЯМ, ЗАДАЧИ:   В ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».Закрепить знания детей о «семье».Фор...

Технологическая карта занятия по окружающему миру для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Полезный и опасный огонь»

Цель занятия:  формировать у детей представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, через использование интерактивной игрыЦель занятия для ребенка: изучить пра...

Технологическая карта занятия по окружающему миру "Юпитер" в подготовительной к школе группе

Технологическая карта занятияФИО: Кичакова Евгения ИгоревнаОбразовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Тема занятия: Пла...

Технологическая карта НОД по окружающему миру средняя группа

Цель занятия: знакомство с распространением, свойствами, значением воздуха для жизни....