« Путешествие по островам»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лебедева Светлана Анатольевна

Занятие по экспериментально-исследовательной деятельности в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _puteshestvie_po_ostrovam.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе  по теме :

« Путешествие  по островам»

Задачи:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Материалы: одежда капитана, стаканы с водой, соломинки, полоски бумаги, воронка, воздушный шарик, кастрюля с водой, иллюстрации мельницы, парусника, рыб, бутылка газводы, духи.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Я капитан исследовательской шхуны и сегодня мы с вами отправляемся к невиданным островам, на которых будем проводить опыты.

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо  светло-голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, горы, воздух и леса,

Гром, туманы и роса, человек и время года!

Это все вокруг – природа!

       Вы уже знаете, что  природа бывает живая и неживая. Все то, что относится к живой природе, может расти, питаться, дышать. Неживая природа - это тела природы, которые не растут, не дышат, не питаются. Неживая природа может пребывать в одном или нескольких  состояний: газ, жидкость, твердое тело.

    Сегодня мы вместе с вами проведем несколько опытов, а с чем мы будем экспериментировать, вы узнаете, отгадав загадку:

Он вокруг, его невидим, только всем необходим: 
Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. 
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же 
Без него мы жить не можем.(Воздух)

Правильно, это воздух.

И так я вижу первый остров, давайте возьмемся за руки, что никого не смыло за борт и двинемся к нашему острову.(Дети вокруг стола)

Опыт №1. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

       Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

       Оборудование:

 1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

 2      Соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

 3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

       Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

       Вывод:   Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

О, следующий остров уже ждет нас!

Опыт №2 Воздух может перемещаться

       Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

       Оборудование:

 1.     Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

 2.     Сдутый воздушный шарик.

 3.     Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

      Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

        Вывод:  Воздух может перемещаться.        

Ой, ребята что-то я устал, давайте вернемся на нашу шхуну и отдохнем.

Физминутка

Ветер веет над полями

 Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

В физминутке мы говорили о ветре, а ветер это движение воздуха. Третий опыт нам поможет доказать, что воздух всегда в движении.

Опыт №3. Воздух всегда в движении

       Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

       Оборудование:

 1.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

 2.     Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

 3.     Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

       Опыт:   Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

       Вывод:  Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

Но, что это еще один остров показался на горизонте и на нем мы узнаем

  Опыт №4. Воздух помогает рыбам плавать.

Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

       Оборудование:

 1.     Бутылка газированной воды.

 2.     Стакан.

 3.     Несколько некрупных виноградин.

 4.     Иллюстрации рыб.

       Опыт: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря (показать иллюстрации рыб).  Когда рыбам надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

       Вывод:  Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.  

 

Ребята, вам понравилось наше путешествие? что нового вы узнали на занятии ? Какой опыт вам понравился больше ?

А нам пока прощаться! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие «Кораблекрушение около необитаемого острова»

Моделирование проблемных ситуаций, развитие поисковой деятельности детей...

Спортивное развлечение "На острове Буяне"

                               «На острове Буяне…»Цели:Совершенствование образно-чувственного восприя...

Конспект занятия в старшей группе "В поисках острова Сокровищ"

Материал представляет собой авторскую разработку развлечения на воде с детьми старшей группы....

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе. Тема:"Остров на море лежит Град на острове стоит..."

Тема: "Остров на море лежит             Град на острове стоит..."Знакомство детей с архитектурой древней Руси, отметить её оригинальность, красоту, прочность построе...

Сюжетно - ролевая игра "Невероятные приключения на необитаемом острове"

Конспект сюжетно – ролевой игры «Невероятные приключения на необитаемом острове». Проблемная ситуация. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Они расшифровывают за...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие по островам Математики"

Цель: Обобщить математические представления детей подготовительной группы. Задачи: Учить понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно. Развивать психические процессы: зрительную ...

Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: Путешествие по островам.

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете, в счете в пределах 10, в счете двойками. Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором месте по счету? Развивать к...