Родительское собрание старшая группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Чистова Галина Николаевна

родительское собрание "Роль семьи в развитии интереса ребёнка к ПИД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  родительского собрания в старшей группе комбинированной направленности «Знайки»

Тема: «Роль семьи в развитии интереса у ребёнка к познавательно – исследовательской деятельности» 

                                                                                                                                              Выполнила:

                                                                                                                                             Чистова Г.Н

                                                                                                                                              воспитатель

                                                                                                                               высшей кв.категории

 Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

2.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником в домашних условиях.

План проведения:

1.Вступительная часть собрания.

2.Анализ результатов анкетирования.

3. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования  в детском саду и в дома».

4.Этап опытно-экспериментальной  деятельности с родителями.

5.Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Предварительный этап:

1) Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома» (приложение 1).

2) Оформление  памятки для родителей  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» и «Вариантов совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» (приложение 2 и 3).

3) Подготовка оборудования для опытов и экспериментов.

                                            Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы детского экспериментирования в детском саду и дома. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. Анализ результатов анкетирования на тему «Детское экспериментирование в семье», проведенного среди родителей нашей группы детей.В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей в режимные моменты, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия по Познавательно-исследовательской деятельности (ПИД). В группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности, в центре науки имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, термометр, песочные часы, лупа, пробирки, и др.), неструктурированные материалы (песок, вода, крупы) и т.п

       Пример. Дети выходят гулять, вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги, лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого – по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков. Но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке немного краски. Ну-ка пузырек отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато-бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше? Что делает ребенок? Балуется? Конечно нет, он занимается серьезнейшим делом – экспериментированием.

    Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. А маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юнного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

  Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.  Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.

    Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного научного ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Для проведения эксперимента необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для   проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

И помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.

Этап опытно-экспериментальной  деятельности с родителями

Опыт №1 «Соломинка – пипетка»

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.

Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Опыт №2 «Вулкан»

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма из кратера вулкана.

Оборудование:  2 ч.л. пищевой соды, 2 ст. л. лимонной кислоты, красный пищевой краситель (или гуашь), стеклянная пробирка, конус из картона, в который будем вставлять пробирку, вода.

1. Вставьте в конус пробирку, насыпьте 2 ч.л. соды в кратер вулкана - пробирку.

2. В стакан с водой добавьте 3 капли моющей жидкости и краситель,тщательно перемешайте.

3. Всыпайте лимонную кислоту в стакан и перемешивайте.

4. Не спеша переливайте содержимое стакана в жерло вулкана - пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.

Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

Опыт №3 «Пустой стакан»

Оборудование: стакан, банка с водой.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт №4 «Вытеснение воздуха водой»

Оборудование: стакан, банка с водой.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись?

Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт №5 «Яйцо утонет или всплывет?»

Материал: 2 яйца, сваренные вкрутую (7 мин. в кипящей воде), 4 ч. л.соли,

2 стакана с водой.

Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан, оно тонет.

В другой стакан насыпьте соль, размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.

Вывод: если вода солёная, её вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

 Опыт №6  «Почувствуй воздух»

Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки?

Вывод: Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Опыт №7 «Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

        Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.  

Решение родительского собрания:

1.Поддерживать интерес детей к познавательному экспериментированию.

2. Организовывать детское экспериментирование в домашних условиях.

3.Соблюдать правила безопасности при организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами.

Приложение 1

Анкета «Детское экспериментирование в семье»

1. ФИО ребёнка ________________________________________________________

2.  В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

(нужное обвести):

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое  из обычных предметов, веществ.

3. Нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?

(нужное подчеркнуть)

ДА

НЕТ

4.С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок ? (__________________________________________________________________________________________________________________________________________)

  

5. Как вы поддерживаете интерес  ребенка к экспериментированию?

(нужное обвести):

  а) проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

  б) оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

  в) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

  г) другие методы (__________________________________________________________________________________________________________________________________________)

 

6.    Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок?

 (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим ___________________________________________________________________________________________________________________________________________)

 

8. Что вам больше по душе:

а) когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или

б) познает при тесном взаимодействии с родителями?

Приложение 2

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать?»

(для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Приложение 3

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

1. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами.  

Куда больше воды поместилось?

Куда вода легче набирается?

Откуда воду легче вылить?

Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

2.Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). 

Как думаешь, утонет бутылка или нет?

Что будет, если в нее набрать воды?

Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула?

Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

3.Уборка комнаты 

Как ты считаешь, с чего нужно начать?

Что для этого нужно?

Что ты сделаешь сам?

В чем тебе понадобиться помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

Поливка цветов 

Всем ли растения надо одинаково поливать? Почему?

Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?

Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

4.Ремонт в комнате 

Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате?

На что бы тебе приятно было смотреть?

Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?

Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы!

Не оставляйте малыша наедине с ними!

Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Старшая группа Тема: «Здоровье детей в наших руках»

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.Задачи: -повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения, укрепления з...

Родительское собрание старшая группа «Здоровьесбережение наших детей»

Родительское собрание старшая группа  «Здоровьесбережение наших детей»ЦЕЛЬ: развитие мотивации родителей к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья детей.Задачи:1. Пропаганди...

Родительское собрание старшей группы Тема: «Особенности современных детей».

Познакомить родителей с особенностями и принципами воспитания современных детей.Содействовать возникновению у родителей желания и умения создавать условия для ненасильственного воспитания ребенка....

Методическая разработка родительского собрания старшая группа Тема: «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Цель: пополнить знания родителей о роли театрализованной деятельности в развитие ребенка. Задачи:  способствовать повышению педагогической культуры родителей, содействовать сплочению р...

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: «Что нужно знать о ребенке 5-6 лет»

Родительское собрание.Старшая группа.Тема: «Что нужно знать о ребенке 5-6 лет»Цель: Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет); особенностями и усл...

Родительское собрание старшая группа

Родительское собрание "Как хорошо, что есть семья" старшая группа...