Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме "Стежок за стежком из старины глубокой..."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шибаева Марина Валентиновна

Образовательная деятельность с детьми подготовительного возраста осуществляется по программе “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой, Москва, Мозаика-Синтез, 2017 года.

В результате пройденного мероприятия происходит систематизация знаний о вышивке, как о декоративно-прикладном творчестве.

Развивается усидчивость, терпение, внимание, навыки счёта и запоминания, художественный вкус, мелкая моторика, зрительная память.

Формируется эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Совершенствуется навык освоения шва.

Развиваются творческие способности.

Содержание занятия позволяет воспитанникам реализовать себя в активной деятельности.

Представленный конспект совместной деятельности рекомендуется к проведению для детей подготовительной к школе группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_temu.doc74.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu1.pptx651.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида Петродворцового района

Санкт–Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательных областей: “Познание”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие” с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме "Стежок за стежком из старины глубокой..."

Составила: воспитатель

Шибаева Марина Валентиновна

г.Ломоносов

2019 г

Образовательная деятельность с детьми подготовительного возраста осуществляется по программе “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой, Москва, Мозаика-Синтез, 2017 года.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие” с использованием современных образовательных технологий:

- ИКТ (mimio и Power Point),

- с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий.

В результате пройденного мероприятия происходит систематизация знаний о вышивке, как о декоративно-прикладном творчестве.

Развивается усидчивость, терпение, внимание, навыки счёта и запоминания, художественный вкус, мелкая моторика, зрительная память.

Формируется эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Совершенствуется навык освоения шва.

Развиваются творческие способности.

Форма организации детей – подгрупповая.

Методы организации разнообразны и подобраны с учётом индивидуальных и возрастных особенностей:

Словесные:

- рассказ воспитателя и рассказы детей;

- беседы, объяснения, пояснения;

- обсуждение выбора необходимых предметов для работы.

Наглядные:

- презентация;

- рассматривание готовых изделий.

Практические:

- выбор предметов для работы;

- выполнение заданий.

Структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы логически взаимосвязаны.

Материал, излагаемый детям доступен, достоверен.

Содержание занятия позволяет воспитанникам реализовать себя в активной деятельности.

Представленный конспект совместной деятельности рекомендуется к проведению для детей подготовительной к школе группы.

Цель: формировать основы уважительного и бережного отношения к культуре русского народа.

Задачи:

  1. Образовательные:

– систематизировать знания детей о жилище русского человека, о национальной одежде, особенностях её украшения, быте людей;

– познакомить детей с одним из видов русского народно-прикладного искусства - вышивкой и историей её возникновения;

– формировать умение шить швом "вперёд иголку".

  1. Развивающие:

– развивать речь;

– обогащать словарь за счёт:

существительных: жилище, пещера, изба, очаг, вышивальщица, рукодельница, мастерица, вышивка; наволочка, подзор, простыня; рубаха, штаны; сарафан, передник; игла, ножницы, наперсток;

прилагательных: хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные; костяные, бронзовые, стальные; красный, синий, зелёный, жёлтый;

– приобщать детей к произведениям устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, песни);

– развивать умение участвовать в общей беседе, уметь слушать собеседника;

– коррекция психических процессов: внимание, мышление, память;

– развивать мелкую моторику.

  1. Воспитательные:

– воспитывать художественный вкус;

– познакомить с правилами техники безопасности (обращение со швейными принадлежностями);

– выполнять работу аккуратно.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК.

Материал:

для воспитателя: костюм Марьи Искусницы (нарядный сарафан), “горница” с предметами бытовой утвари, сундук, колыбель, вышитые изделия;

для выполнения заданий: нитки "мулине", пластмассовые иголки, заготовки из картона, ножницы, игольницы.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций на тему “Вышивка”.

Словарная работа: рушник, подзор, оберег, первобытный человек, интерьер, примитивный, рукоделие, репутация.


Ход занятия

Звучит музыка. В группу входит воспитатель в русском сарафане.

Воспитатель: Здравствуйте дети!

                       Здравствуйте гости дорогие!

                       Давайте познакомимся.

                       Я  Марья-Искусница.

Прознала я, что в детском саду №4 живут замечательные детки, которые умеют рисовать, лепить, вырезать. У меня тоже есть любимое занятие, но я не скажу какое. Вы догадаетесь сами. А сейчас я хочу пригласить вас в путешествие в далёкое-далёкое прошлое. Вы узнаете, как жили первобытные люди, чем занимались, как одевались.

Слайды №2-5. (Дети рассматривают слайды и рассказывают).

В.: Как вы думаете, кто такие первобытные люди?

("Первобытный человек" состоит из двух частей: 'первый', 'быт'. Быт - это то, чем пользуется человек в жизни).

Предполагаемые ответы детей.

Дети: Первобытные люди жили в пещерах. Стены пещер украшали рисунками. Разводили огонь, жарили мясо. Из шкур животных они шили одежду с помощью каменных и костяных иголок. Вместо ниток использовали жилы животных, шерсть, волосы. Одежда была грубой и некрасивой.

В.: Много тысяч лет назад первобытные "рукодельницы" придумали прекрасный способ привлечения внимания - украшение нарядов примитивной вышивкой (простой по технике исполнения: зигзаги, кресты, ломаные линии). Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись инструменты мастериц: каменные и костяные иглы заменила тонкая игла, а шкуры животных - лёгкие ткани.

Наше путешествие продолжается и мы с вами попадаем в русскую деревню. Русские люди для своих семей строили избы. Строили их из ели или сосны. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Каждый старался сделать её по-своему, понаряднее. Интерьер (внутреннее убранство) избы украшали вышитыми изделиями. Изба становилась более уютной, праздничной, нарядной.

На Руси жило много мастеров-умельцев. Чем же они занимались?    

Д.: Строили дома, делали мебель, посуду, шили одежду, вышивали, ткали (предполагаемые ответы детей). 

Слайд №6

В.: Вышивка была уже не та, что у первобытных людей. Она была разнообразной и интересной. На Руси умение вышивать передавалось из поколения в поколение. Обучать детей вышиванию начинали с 4-5 лет. Вышивку называют рукоделием - делом умелых и ловких рук. С помощью иглы и всевозможных нитей рукодельницы превращали простую ткань в произведение искусства. Составляя узоры, они включали в них геометрические фигуры: квадраты, ромбы, треугольники, а также фигуры птиц, зверей, солнца, цветы, растения. Вышивка располагалась в определённых местах, обычно вдоль выреза, по низу рукавов. Наши предки считали, что через «вход» рубахи, т. е. горловину и низки рукавов к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни, и чтобы преградить дорогу всему плохому по вороту и рукавам вышивали узор - оберег. На детей же до 3-х лет было принято надевать только ношеные рубахи матери или отца с обережной вышивкой.

Слайды №7-9

В.: Ребята, как вы думаете, что такое оберег?

(Предполагаемые ответы детей).

Д.: Оберег - это то, что оберегает, сторожит, то есть зашифрованное пожелание силы и здоровья, защита человека от сглаза, болезней, неудач.

В.: Дети, я хочу пригласить вас к себе в гости. Посмотрите, как я живу. (Дети заходят в русскую избу).

Встречаю дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб уложен на чистое полотенце (рушник), которое обозначает дорогу, которую проделал гость. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость. Этот обычай дошёл и до наших дней. Расшитым по краям богатыми орнаментами полотенцем украшали самый нарядный угол в избе. На нём любили вышивать петуха. Люди считали, что вышитый петух приносит дому счастье.

В.: В каждой избе обязательно был сундук. Сундук - хранилище добра, на нём могли спать и сидеть. Сундуки были всегда с замками и передавались из поколения в поколение. Как вы думаете, что в них хранилось?

(Предполагаемые ответы детей).

В.:  В сундуке хранили ценные украшения, бытовые мелочи, деньги и много других интересных вещей.

У нас тоже есть сундук, но не простой. Просто так он не откроется. Нужно сказать волшебные слова:

"Раз, два, три сундучок наш отопри!

Смотрим, чем же он богат?

Нет ли тут чудовища?

Есть ли тут сокровища?"

(Достаю шкатулку со швейными принадлежностями)

В.:   А чтобы узнать, что у меня в шкатулке нужно отгадать загадки. 

1. Два конца,

    Два кольца,

    Посередине гвоздик.

                     (Ножницы)

Достаю ножницы

2. Тонка, длинна,

    Одноуха, остра,

    Всему миру красна.

                      (Иголка)

Достаю иголку

3. На одной яме

    Сто ям с ямой.

        (Напёрсток)

Достаю напёрсток

4. Я пушистый, мягкий, круглый.

    Есть и хвост, но я не кот,

    Часто прыгаю упруго.

    Покачусь и под комод.

                 (Клубок ниток)

Достаю клубок ниток

Предлагаю сказать детям ещё раз волшебные слова:

"Раз, два, три сундучок наш отопри!

Смотрим, чем же он богат?

Нет ли тут чудовища?

Есть ли тут сокровища?"

(Достаю из сундука нитки "мулине").

В.: Что это?

Д.: Нитки

В.: Какие?

Д.: Разноцветные.

В.: Назовите мне их по цвету.

Д.: Красные, синие, зелёные, жёлтые.

В.: Красный цвет ниток - один из основных в вышивании. Слово "красный" в русском языке означает 'красивый', 'прекрасный'. Красному цвету в вышивании отдавалось предпочтение. Рядом с красным использовались три дополнительных цвета - синий, зелёный, жёлтый. Нитки разные не только по цвету, но и по качеству. Это: хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные.

В.: Научившись вышивать, девушки должны были приготовить себе приданое. Оно хранилось в богато украшенном сундуке.

Давайте попросим волшебный сундучок показать, что ещё в нём спрятано.

(Дети говорят волшебные слова).

Воспитатель достаёт из сундука приданое (скатерть, подзор, наволочки).

В.: Ребята, обратите внимание на декоративную деталь, украшающую постель в крестьянской избе. Это подзор, его ещё называют юбкой для кровати, которая представляет собой полосу с вышивкой или кружевом. Служит для того, чтобы скрыть пространство под кроватью. Дело в том, что в крестьянской избе чем выше кровать, тем теплее  спать – снизу с пола идёт холод. Кровати были до метра высотой, а пространство под ними занималось большими сундуками, корзинами и чем угодно. Подзор - самая большая по своим размерам расшитая вещь в крестьянской избе.

Дети рассматривают вышивки.

В.: В русской избе всё было продумано до мелочей. Все было сделано руками самих крестьян. Детские кроватки-люльки крепились к потолку или, стоя на полу, их можно было покачивать ногой, напевая колыбельную. Люльку заказывали мастеру только с хорошей репутацией и добрым сердцем, т. к. работа мастера сопровождалась молитвами, приговорами. Репутацию мастер зарабатывал своим ручным трудом на протяжении долгого времени, у него имеются многочисленные заказы и добрые отзывы. Деревом для люльки обязательно была осина, она сулила мощь и силу для малыша. Постельные принадлежности в кроватке были украшены вышивкой.

Давайте и мы с вами уложим нашу малышку спать. Споём ей колыбельную.

Люлю, люлю, люленьки

Люлю, люлю, люленьки,

Налетали гуленьки,

Прямо Шуре в люленьку,

Сели гули на края,

Уронили перышка,

Прямо Шуре в люленьку.

Стали гули гулевать,

Стала Шура засыпать,

Бай, бай, бай,

Спи-ка, Шуренька, поспи,

Ручки белые прижми,

Глазки, милая, сожми,

Бай, бай, бай.

Стали гули гулевать,

Стали гули ворковать,

Чем нам Шуреньку питать?

Сахарком ли, медком,

Или кашкой с молочком?

Она сахару не ест,

Меда в рот не берет,

Бай, бай, бай.

Уж мы съездим во торжок,

Купим Шуреньке горшок,

Крупки маленький мешок,

Будем печку топить,

Будем кашку варить,

Будем Шуреньку кормить,

Лю-лю-лю, лю-лю-лю-люлю,

Лю-лю-люленьки, лю-лю,

Баю-баюшки, баю.

В.: Ребёнок уснул. И пока он спит мы выполним ещё одно задание.

Посмотрите на мою сумочку. Она тоже с вышивкой, а в сумочке мой подарок в память о нашей встрече.

(Достаю работу, выполненную швом 'вперёд иголку').

В.: Дети, вы догадались, какое моё любимое занятие?

Д.: (Предполагаемые ответы).

В.: Я предлагаю вам поучиться вышивать самым простым швом 'вперёд иголку'.

Слайд №10

Шов представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Стежки выполняются справа налево. Но прежде чем приступить к работе, расскажу вам о правилах безопасности.

А может быть вы их знаете?

Д.: (Предполагаемые ответы детей).

1. Не брать в рот иголку.

2. Хранить иголку в игольнице.

3. Не втыкать иголку в одежду.

4. После работы оставлять часть нитки в иголке.

А сейчас сделаем зарядку для пальчиков. Подготовим ручки к работе.

"Мои весёлые пальчики"

Мои пальчики расскажут,

Всё умеют, всё покажут.

Пять их на моей руке.

Всё делать могут и вам помогут.

Они и шьют и вышивают,

Они и вяжут и прядут,

Они рисуют, лепят, рвут,

Бельё стирают и пекут,

Пол подметают и вместе играют.

Добрые пальчики мои.

(на первые две строчки - поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем, хлопать в ладони. Далее, подражать движениям, соответствующим содержанию текста).

Дети выполняют работу. (Звучит музыка).

Воспитатель подходит к каждому ребёнку.

В.: Вышиванием занимаются только трудолюбивые люди. Давайте вспомним пословицы и поговорки о мастерстве и труде людей!

– "Дело мастера боится";

– "Умелые руки не знают скуки";

– "Какова пряха, такова на ней рубаха";

– "Работа хвалит мастера";

– "Каково волокно, таково и полотно";

– "К большому терпенью придёт и уменье";

– "Делу время, потехе час";

– "Долог день до вечера, коли делать нечего";

– " С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся";

"Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит";

"Торопливый дважды одно дело делает";

"Не учи безделью, а учи рукоделью";

"Кто привык трудиться, тому без дела не сидится";

"Не игла шьет, а руки";

"Штопай дыру, пока невелика".

(После окончания работы воспитатель задаёт детям вопросы).

1. Вам понравилась наша встреча?

2. Что особенно вам понравилось, запомнилось?

3. Я могу к вам прийти ещё раз и научить вас вышивать другими швами?

Список использованной литературы.

1. Забелин И. И. Домашний быт русского народа в XVI–XVII веках. Т. 1–3. М., 1895–1901.

2. Работнова И.П. Вышивка. Русское декоративное искусство. Т. II. М.,1963.

3. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка, 1972.

4. Моисеенко Е.Ю. Русская вышивка XVII - начала XX века, 1978.

5. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1991.

6. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры. М., 1995.

7. Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. М., 1995.

8. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. Изд-во Гном и Д 2001.

9. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. 2010.

10. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Мозаика-Синтез Москва 2011.

11. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Изд-во: Мозаика-Синтез Москва 2014.

12. Валькевич С.И. Искусство русской вышивки как часть художественной культуры. Современные проблемы науки и образования 2014, №3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к конспекту непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательных областей: “Познание”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие” с использованием технологии развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме "Стежок за стежком из старины глубокой..." Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида Петродворцового района Санкт–Петербурга Составила : воспитатель Шибаева Марина Валентиновна г. Ломоносов 2019 г.

Слайд 2

Первобытные люди заботились об одежде и утеплении своего жилища– пещеры. Шкуры убитых зверей очищали, высушивали, каменными, а позже костяными иглами проделывали отверстия по краям и сшивали между собой.

Слайд 3

В качестве ниток, для сшивания шкур, первобытные люди использовали жилы диких животных, шерсть, а также волосы.

Слайд 4

Первые стежки несли скорее практическую пользу: женщины сшивали куски кожи, которые они носили в качестве одежды. Затем они начали приукрашивать свои одеяния примитивными орнаментами. Это стало первым предназначением вышивки как эстетического украшения и послужило дальнейшему развитию данного рукоделия.

Слайд 5

Стены пещер украшали рисунками, изображениями бизонов, мамонтов, оленей. Рисунки наносились для шаманских обрядов, призванных помочь охотникам во время охоты на диких зверей.

Слайд 6

Интерьер избы украшали вышитыми изделиями. Изба становилась более уютной, праздничной, нарядной.

Слайд 7

Обереги в вышивке Символ крепкой семьи Символ солнца Символ богатого человека

Слайд 8

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты Птица – символ добра, мира, любви и согласия в доме Дерево – символ долгой жизни, единства рода

Слайд 9

Считалось, что через «вход» рубахи, т. е. горловину и низки рукавов к телу хозяина могли пробраться злые духи и болезни, и чтобы преградить дорогу всему плохому по вороту и рукавам вышивали узор - оберег.

Слайд 10

Шов “ Вперёд иголку ” Шов представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Это самый простой шов, который применяется для украшения одежды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе с использованием личностно-ориентированной, игровой и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Путешествие по математическим станциям». Образовательная область

Программное содержание: Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Цели...

«Ёлочка» Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием проблемно-поисковых, игровых информационно-коммуникативных технологий

Закрепить умение различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного».Закрепить умение обозначить результат сравнения предметов по высоте словами...

«Елочка» Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием проблемно-поисковых, игровых информационно-коммуникативных технологий

Закрепить умение различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного».Закрепить умение обозначить результат сравнения предметов по высоте словами...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием технологии развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “В солнечном царстве, космическом государстве”

Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Перелётные птицы”

Программные задачи:Образовательные: Обобщить знания детей о перелётных птицах, их отличительных признаках. Совершенствовать умение составлять рассказы по схеме. Продолжать работу по обогащен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Весна. Признаки весны”

Цель: проверить и обобщить знания о весне и ее признаках.Задачи:1.Образовательные:- конкретизировать и углублять представление о весне: характерныепризнаки, явления природы, особенности жизни пер...