Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Ориентировка в пространстве"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 13.05._oznakomleniyu_s_okruzh_nasekomye.docx43.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»

    СЦЕНАРИЙ

    образовательной деятельности

             

             

    Образовательная область «Познавательное   развитие»

    Тема: « Насекомые »

    Возрастная группа старшая  группа

                                                 

          Подготовила:                                                                                    Деренская О.А.

                                                                                         Воспитатель вкк

    Орск, 13.05.2020 г.

    «Насекомые»

              Цель:  уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

    Задачи:  

    Воспитательные: 

    1. Прививать бережное отношение ко всему живому.

    2.Замечать красоту окружающей природы.

    3.Воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

    Развивающие:

    1. Способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

    2.Активизировать и расширять словарный запас;

    3.Развивать связную речь.

    Образовательные:

    1. Расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках.

    2.Обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к  условиям жизни.

    3.Уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека.

    Работа над словарем:  Активизировать словарь «Насекомые».

    Приемы руководства деятельностью детей:

    1. Методы формирования сознания (беседа);
    2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра «Кого не стало»);  
    3. Методы стимулирования поведения  (поощрение, приемы поддержания интереса у детей: пальчиковая  игра: « Паучок»);
    4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
    5. Методы организации и осуществления познавательной   деятельности

    (игровая деятельность).

    Создание среды для организации и проведения ОД:  

    Предметные картинки - карточки ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).

    Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых». Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».

    Виды детской деятельности в ОД:

    Познавательная

    Игровая

    Коммуникативная

    Планируемые  результаты из ООП ДО ДОО:

    Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 20-25 минут.

    Интеллектуальные: Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе. Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

    Создает изображения предметов по образцу.

    Физические: Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

    Критерии оценки деятельности детей в ОД

    1. Активность  
    2. Самостоятельность
    3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
    4. Сопереживание
    5. Эмоциональность
    6. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
    7. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
    8. Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.

    Ход  интегративной деятельности

    Части НОД  

    Содержание

    Области

    Временной отрезок

    1. Вводная часть.                                                          

    Создание мотива для деятельности детей  

    Организационный момент: 

    Воспитатель: 

    В круг широкий, вижу я,

    Встали все мои друзья.

    Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

    А теперь пойдем налево, раз, два, три.

    В центре круга соберемся, раз, два, три.

    И на место все вернемся, раз, два, три.

    Улыбнемся, подмигнем,

    И общаться мы начнём!

    Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!

    Мотивация:

    На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).

    Воспитатель: Подойдите и выберете себе карточку, на которой  изображено насекомое.

    (дети выбирают).

    Целеполагание (совместно с педагогом):

    Воспитатель - Кто какое насекомое нашел?

    (дети - Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар )

    Воспитатель - Молодцы! А что же общего у всех насекомых?

    (дети - Голова, грудь, брюшко, 6 ног).

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    5 минут

    2.Основная часть.

    Беседа, актуализация личного опыта детей

    Проблемные вопросы

    Воспитатель - Верно, и когда же появляются насекомые?

    (дети - Весной)

    Воспитатель  - Почему весной?

    (ответы детей, выкладывание пиктограмм)

    Солнце начинает греть - (пиктограмма солнце),

    увеличивается день, много света - (пиктограмма лампочка),

    появляются растения - (пиктограмма растение),

    появляются насекомые  - (пиктограмма насекомое).

    (дети выбирают нужные пиктограммы из множества других)

    Воспитатель - Молодцы! Все правильно рассказали и выложили.

    Воспитатель - Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.

    (воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)

    Воспитатель  - Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?

    (дети - На полянке)

    Воспитатель - Присаживайтесь на полянку.

    Воспитатель - Что же может расти на полянке?

    (дети - Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)

    Воспитатель - Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?

    (дети - Насекомых)

    Воспитатель - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?

    (дети - Хотим)

    Воспитатель

    - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.      

    Одевает эта крошка

    Платье красное в горошек.

    И летать умеет ловко,

    Это … (божья коровка).

    (дети - Божья коровка)

    Воспитатель -  Какая она?

    (дети - Красная, яркая)

    Воспитатель -  Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?

    (дети - Выделяет горькую, желтую жидкость)

    Воспитатель - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?

    (дети - Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!)

    Воспитатель - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?

    (дети - Полезное)

    Воспитатель - Какую пользу приносит?

    (дети - Она уничтожает тлю)

    Воспитатель - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

    Воспитатель

    - Отгадайте следующую загадку.

     Спал цветок и вдруг проснулся,

     Больше спать не захотел.

     Шевельнулся, встрепенулся,

      Взвился вверх и улетел.

    (дети - Бабочка)

    Воспитатель - Чем питается бабочка?

    (дети - Соком растений, нектаром)

    Воспитатель - Как она пьет нектар?

    (дети - Хоботком)

    Воспитатель - Можно ли ловить бабочек? Почему?

    (дети - Нет, мы можем поранить бабочку)

    Воспитатель - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

    (дети - Погибнет)

    Воспитатель - Как вы  думаете, пользу или вред приносят бабочки?

    (дети - Пользу, опыляют растения)

    Воспитатель

    - Следующее насекомое.

    Он работник настоящий,

    Очень - очень работящий

    Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом.

    (дети - Муравьи)

    Воспитатель - Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?

    (дети - Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).

    Воспитатель - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?

    (дети - Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

    Воспитатель - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

    (дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

    Воспитатель - Муравьи полезные или вредные насекомые?

    (дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)

    Воспитатель - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

    Пальчиковая игра «Паучок»

    Паучок ходил по ветке,
    (руки скрещены)
    А за ним ходили детки.
    (пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
    Дождик с неба вдруг полил,
    (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
    Паучков на землю смыл.
    (хлопок ладонями по столу/коленям)
    Солнце стало пригревать,
    (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
    Паучок ползет опять,
    (действия аналогичны первоначальным)
    А за ним ползут все детки,

    Чтобы погулять на ветке.
    («паучки» ползают на голове).

    Воспитатель - Эта загадка про кого?

                             Прыгает пружинка -

                             Зеленая спинка,

                             С травы на былинку,

                             С ветки на тропинку.

    (дети - Кузнечик)

    Воспитатель - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

    (дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

    Воспитатель - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

    (дети - Мы услышим, как он поет)

    Воспитатель - Чем он делает такие звуки?

    (дети - Крыльями)

    Воспитатель - Верно, он трет одно крылышко  о другое  и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?

    (дети - Стрекочет)

    Воспитатель - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

    Воспитатель - Каких полезных насекомых еще знаем?

    (дети – Пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух)

    Воспитатель - Назовите вредных насекомых?

    (дети - Муха, комар - разносят болезни, грязь)

    Воспитатель - Верно, теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.

    Игра «Кого не стало»

    ( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка). Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются.  Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало.

    Воспитатель - Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и  медленно покружимся.

    (Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы)

    Воспитатель - Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?

    (дети - Насекомых)

    Воспитатель - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?

    (дети - Божья коровка, муравей, стрекоза уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка  опыляет растения.)

    Воспитатель - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?

    (дети - Комар и  муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

    Воспитатель - Молодцы! Все верно рассказали.

    Познавательное развитие

    Социально - коммуникативное развитие

    Физическое развитие

    17  минут

    3.Заключительная часть. 

    Оценка деятельности детей.

    Подведение итогов деятельности.

    Рефлексия:

    Воспитатель:

    -Где мы сегодня были? Кого встретили? Что нового узнали?

    -Что вам понравилось?

     «А теперь мы улыбнемся,

    крепко за руки возьмемся,

    и друг другу на прощанье

    мы подарим пожелания.

    Будьте все здоровы».

    3 минуты

    Длительность интегративной деятельности: 25 минут.

    Список использованной литературы:

    1.Интернет-ресурс: maam. ru.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

    Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие в космическое пространство»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие в космическое пространство»...