Методическая разработка НОД "Вода и её свойства "
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Петрова Юлия Владимировна

Занятие в области познавательного развития (опытно-экспериментальный вид деятельности) для старшего дошкольного возраста. Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_roditeley1.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект: Непрерывная образовательная деятельность

 Область: познавательное развитие

Тема: "Вода и её свойства"

(опытно-экспериментальный вид деятельности)

старший дошкольный возраст

Подготовила;

воспитатель Петрова Юлия Владимировна

Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»

- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности     в познании окружающего мира;

- закреплять знание  детей о  свойствах воды.

  «Социально-коммуникативное развитие»

- закреплять   правила безопасности при проведении опытов.

  «Речевое развитие»

- развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;

- обогащать словарный запас детей (ученые, исследователи, лаборатория);

- воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;

- развивать  самостоятельность у детей в процессе опытов;

Материалы и оборудование: изображение Земли из космоса; доска с изображением свойств воды для подведения итогов опыта; емкости различной формы; три прозрачных стакана с водой, молоком, и соком, ложки, камешки; краски; стаканчики с водой, соком и молоком (по количеству детей); длинная палочка (весы), два воздушных шарика, наполненных водой.

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

3. Наблюдение за водой во время прогулок.

4. Беседа: "Зачем ученые исследуют космос и ищут планеты, на которых есть вода?"

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо с карликовой планеты Церера, её жители прислали фотографию нашей Земли из космоса и им очень интересно, почему на ней так много синего цвета.

(Дети высказывают свое мнение)

Воспитатель: Верно, на нашей планете очень много воды.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить

Так ли это? А как вы думаете?

(Дети высказывают свое мнение)

Воспитатель: Жители Цереры хотели бы узнать немного о воде, и какими свойствами она обладает. Поможем им?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто изучает свойства воды?

(Дети высказывают свое мнение)

Воспитатель: Молодцы, а где они это делают?

(Дети высказывают свое мнение)

2. Основная часть: практическая (опытно-экспериментальная)

Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств, а результаты будем записывать в таблицу, где схематично изображены свойства воды, которые мы будем исследовать. Я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, но прежде напомните мне, пожалуйста, правила работы в лаборатории.

Дети:

- Нужно слушаться воспитателя.

- Не шуметь – этим мы мешаем другим.

- Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.  

- Внимательно следить за результатом опыта.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.

(Дети рассаживаются на места за столы)

Воспитатель: Обратите внимание на нашу таблицу. Какие свойства воды мы будем исследовать?

(Дети, гдядя на схемы в таблице, перечисляют свойства воды для исследования: форма, цвет, запах, вес и вкус)

Вода - это жидкость.

Воспитатель: Сначала давайте рассмотрим рисунок и назовем три  состояния, которые может принимать вода?

(Ответы детей)

Молодцы, мы сегодня будем исследовать свойства воды в жидком состоянии. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Хотите, ребята попробовать перелить из одного стакана в другой.

(Дети убеждаются, что вода - это жидкость)

Опыт 1. Вода не имеет формы.

На столе лежит кубик и шарик. Какой они формы? (ответы детей) А есть ли форма у воды?

(Дети высказывают свое мнение)

На столе стоят сосуду различной формы, дети переливают воду из одного сосуда в другой.

Вывод: вода не имеет формы.

Один из детей отмечает результат в таблице.

Воспитатель: А как вы думаете, какого цвета вода?

(Дети высказывают свое мнение)

Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. Вода - прозрачная.

Перед детьми стоит стол, на котором стоят стаканы с водой, молоком и соком (это тоже жидкости).

1. Сначала дети смотрят на стакан с водой и один из детей опускает в него ложку (ложка видна), затем стакан с молоком, в который тоже опускает ложку (ложка не видна) и еще один стакан с соком (ложка тоже не видна).

2. Сначала дети смотрят на стакан с водой и один из детей опускает в него маленькие камешки (камешки видны), затем стакан с молоком, в который тоже опускает маленькие камешки (камешки не видны) и еще один стакан с соком (камешки тоже не видны).

Вывод: вода – прозрачная.

Один из детей отмечает результат в таблице.

Воспитатель: А кто знает, вода всегда бывает прозрачная?

(Дети высказывают свое мнение)

На столе стоят три стакана с водой, дети добавляют в два стакана краску.

Вывод: вода может изменять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Физминутка.

Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)

Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)Опыт 3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Дети нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: у воды нет запаха

Один из детей отмечает результат в таблице.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру: правила простые: нужно с закрытыми глазами понюхать содержимое баночки, и только, когда я спрошу, вы будете отвечать. Не говорите сразу, чтобы дать возможность другим сделать свой вывод.

Дети закрывают глаза, воспитатель по очереди дает детям понюхать сначала баночку с водой, баночку с чаем и баночку воды с соком лимона (апельсина). После каждой баночки дети высказывают свое мнение, а в конце все проверяют правильность своих суждений.

Вывод: вода пахнет тем веществом, которое в нее добавили.

Опыт 4. Вода имеет вес.

 

В руках у воспитателя палочка, по середине которой петелька, а к концахм привязаны воздушные шарики, наполненные водой. Дети убеждаются, что весы находятся в равновесии. Ребенок подходит и лопает один из шариков.

Вывод: вода имеет вес.

Один из детей отмечает результат в таблице.

Опыт 5. У воды нет вкуса.

На столе стоят стаканчики (по количеству детей), в которых налито:

- небольшое количество воды

- небольшое количество воды с добавлением яблочного сока

- небольшое количество молока

Вывод: у воды нет вкуса.

Один из детей отмечает результат в таблице.

3. Подведение итогов.

Воспитатель: Вот мы и заполнили нашу таблицу. Кто попробует сдедать общий вывод о свойстваз воды, которые мы с вами узнали?

Какие мы сегодня проводили опыты? Какой вам больше всего понравился? Отправим нашу таблицу жителям Цереры?

Сюрпризный момент.

Жители Цереры за ваш кропотливый труд прислали вам подарок, они знают, что дети на планете Земля это очень любят. Отгадайте загадку:

Мы их, лёгких и красивых,

В очень ярких переливах,

Через трубку надуваем

И на волю отпускаем.

(Мыльные пузыри)

Спасибо вам заучастие в наших исследования, мы покидаем нашу лабораторию и возвращаемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Чудесные свойства улыбки"

Чудесные свойства улыбки          Установлено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение, п...

Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"

В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....

Методическая разработка конспекта по экспериментированию "Знакомство с водой и ее свойствами"

Дети очень любознательны, кроме того любят играть с водой. Вот и решили мы поближе познакомиться со свойствами воды....

Методическая разработка: Соль и ее свойства

Методическая разработка: Соль и ее свойстваАвтор:Власова Ксения СергеевнаВоспитатель ГБДОУ д/с №20      Дата: 21.11.2018гЦель: Систематизировать представление...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников со свойствами воды в экспериментальной деятельности"

В разработке представлен конспект НОД по ознакомлению дошкольников со свойствами воды в занимательной игровой форме....

Методическая разработка для старших дошкольников "Свойства воды"

Простым языком о круговороте воды в природе.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Цель: Развитие познавательной активности...