Методические рекомендации к лэббуку "Наследие предков"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Пермякова Светлана Ильинична

в работе представлены лэббуки, направленные на духовно- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasledie_predkov_1_metodicheskie_rekomendatsii.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

 

Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение___Кафедра дошкольного образования_____

                                                                  (название структурного подразделения)

 

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в процессе создания и использования пособия  «Наследие предков».

Методические рекомендации

Итоговая работа

Срок обучения с «_1_» ___11_______2017г. по «_7__» ______12_______2017г.

Исполнитель:

Пермякова Светлана Ильинична

воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 6 «Рябинка»г. Юрга

Консультант:

Ротэльмер Виктория Александровна

старший преподаватель кафедры дошкольного

образования КРИПКиПРО

Кемерово

2017г

Содержание.

1. Пояснительная записка……………………………………………………….. 3

2. Характеристика дидактического пособия…………………………………… 9

     2.1. Характеристика лэпбука  «Народные промыслы»…………………….. 9

     2.2. Характеристика лэпбука  «Русский национальный костюм»..……… 14

     2.3. Характеристика лэпбука  «Традиции русского народа»…………….. 16

3. Заключение…………………………………………………………………….20

4. Список литературы……………………………………………………………21

Приложения…………………………………………………………………….. 23

Пояснительная записка.

Когда-то академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». И в этом плане Россия является уникальным примером, где в ходе ставшей многовековой традицией в государственной и общественной жизни, диалога культурной цивилизации народов разных этнических и языковых групп, сформировалась основанная на общих ценностях общероссийская культурная общность как синтез разных культур. Именно общероссийская культурная общность является одним из мощных факторов, связующих разные народы в единый государственный организм, способствующий сохранению целостности Российской Федерации.

В фундаменте нашего культурного общества лежит традиционная народная культура. Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности.

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Главной причиной роста преступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является духовно-нравственная деградация общества, а также обесценивание в нем таких важнейших добродетелей как милосердие, сострадание и трудолюбие.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Ведущая идея - развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети, интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, их культурой и традициями. Обсуждая с детьми эти проблемы необходимо обратить их внимание на уникальность своего народа, подвести к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Дать представление о том, что традиции – хранители народной культуры, ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Побуждать их к стремлению самостоятельно изучать культуру и традиции своей семьи, своего народа. Важно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний.

Однако в нашей практике все чаще встречаются дети, которые мало знакомы с народными промыслами, недостаточно знают русские костюмы и имеют не полные представления о традициях русского народа.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в данном случае стал «лэпбук».  «Лэпбук» (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к РППС ДОУ (развивающей предметно - пространственной среде):

- информативен;

- полифункционален;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими способностями;

  • вариативный;
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

-  включенность воспитателя наравне с детьми;

  • добровольное присоединение детей к деятельности;
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Поэтому, можно совместно с родителями и детьми  изготовить дидактическое пособие на тему «Наследие предков».

Цель: духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в процессе создания и использования пособия  «Наследие предков».

Задачи:

  1. Воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, фольклором, национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны.
  2. Сформировать уважительное отношение к культурным особенностям своей страны, развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  3. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  4. Воспитывать уважение к труду.
  5. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
  6. Установить тесную связь с семьёй.
  7. Повысить уровень интеллектуального развития.
  8. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
  9. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления)
  10. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том,  что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое,  и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей. Очень важным остается знакомство и сохранение традиций русского народа.

Новизной является применение лэпбуков для духовно- нравственного воспитания старших дошкольников.

Дидактическое пособие « Наследие предков» состоит из трех лэпбуков: «Народный промысел», «Русский национальный костюм», «Традиции русского народа», является наглядно – практическим методом обучения старших дошкольников и предназначено для расширения, закрепления и систематизации изученного материала по данной теме. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Помогает детям:

- лучше понять, запомнить материал;

- является отличным способом повторения пройденного, поскольку ребенок будет не раз возвращаться к папкам, чтобы полистать их, поиграть в игры;

- способствует развитию творческого мышления, познавательного интереса;

- способствует развитию мелкой моторики (содержит в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по-разному открывающихся)

- учит самостоятельно использовать информацию.

Польза данного пособия для педагогов заключается в:

- способствовании организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно – тематического планирования;

- организации групповой деятельности, индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

- обеспечении реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- способствовании творческой самореализации педагога.

Кроме этого создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. «Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Характеристика дидактического пособия «Наследие предков».

Дидактическое пособие для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Наследие предков» является частью развивающей предметно-пространственной среды группы ДОУ и создает условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, развивает воображение, речь, становится материальной основой мыслительной деятельности, воспитывает духовно – нравственные  чувства.

Дидактическое пособие «Наследие предков» предназначено для работы по обогащению знаний старших дошкольников о разнообразии народных промыслов, видах и особенностях росписей, особенностей изготовления и использования народной игрушки. Для знакомства с национальным русским костюмом, его элементами и историей, а также костюмами народов, живущих в России и ближнем зарубежье. Для приобщения детей к народным традициям, обогащению знаний о праздниках, возникших много веков назад их истории возникновения и празднования тогда и в настоящее время, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной, и в самостоятельной работе.

I часть – лэпбук «Народные промыслы» содержит дидактические игры и задания, а так же информационный и наглядный материал способствующий лучшему усвоению, запоминанию, а в дальнейшем и повторению материала по тематике народных промыслов России.

Данный лэпбук представляет собой книжку - раскладушку, состоящую из обложек и 5-ти страниц, причем задняя обложка так же содержит дидактический материал. Основой изготовленного лэпбука послужили картонная папка на кольцах и пластмассовый планшет, сшитые между собой и обтянутые тканью (полотенечная ткань), самоклеящейся однотонной бумагой. Размер страниц данной книги соответствует размерам картонной папки на кольцах (чуть больше формата А4). Для удобства содержания книги в закрытом положении имеются два специальных зажима. Первый (пластмассовый зажим с защелкой на стропе) соединяет титульную обложку и третью страницу, а второй (металлический с широкой резинкой (от обыкновенных подтяжек)) соединяет вторую и пятую страницы. При подборе игр и заданий нами учитывались предпочтения, индивидуальные особенности познавательного развития детей, целесообразность их использования при изучении и закреплении изученного    материала, в соответствии возрастных норм. Наглядное представление (фото) об оформлении и содержании страниц (см. Приложение 1)

Лишь бросив мимолетный взгляд на обложку без особого труда можно определить тематику данного лэпбука. Поскольку перед нашим взором представлен натюрморт из предметов посуды расписанной в стиле хохломской росписи. А в центре натюрморта наш взгляд привлекает яркий предмет, выбивающийся из общей композиции своей цветовой гаммой. Это петушок, расписанный под гжель, а вокруг него черные буквы вещают название лэпбука, которое точно отражает его наполненность.

Первая страница:

- лото «Народные промыслы». Цель: развитие умения узнавать, называть, классифицировать предметы народных промыслов, закрепление имеющихся знаний, активизация словаря по теме. Умение соблюдать правила игры, совершенствование умения взаимодействовать друг с другом. Игра используется как в самостоятельной деятельности, так и в проведении индивидуальной работы. Возможна вариативность проведения с усложнением:

- книжка – самоделка «Народные промыслы». Цель: способствование формированию четкого представления о народных промыслах, особенностях изготовления и оформления предметов, элементах, составляющих орнамент, цветовой гамме присущей данному виду промысла, наличию сюжета, знакомство с фольклорным жанром, посвященным народным мастерам и умельцам. В дальнейшем использование с целью закрепления основных знаний и умений узнавать и различать виды промыслов, развитие интереса к культурному наследию, проявлению уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

- дактическая игра «Четвертый лишний». Цель: развитие внимания, памяти, повышение интеллектуального уровня развития (умение анализировать, синтез, развитие логического мышления); умение классифицировать, исключать лишнее из представленного ряда и предоставление объяснений данного выбора.

Все представленные материалы на данной странице являются плодом нашей совместной работы, изготовлены и подобраны нами самостоятельно из различных источников, их еще нет нигде, кроме нашего лэпбука в том виде, в каком они представлены здесь.

Вторая страница:

- дидактическая игра – пазл «Народные промыслы». Цель: знакомство (уточнение, закрепление, повторение знаний) с отдельными народными промыслами и видами их продукции. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, логического мышления;

- дидактическая игра «собери картинку». Цель: развитие зрительного восприятия, расширение представлений о народных промыслах и их продуктах, совершенствование умения собирать целое из частей, развитие моторики пальцев рук, воспитание усидчивости, приучение детей к доведению начатого дела до конца. Может использоваться при проведении НОД, так же может использоваться в соревновательных целях при активизации двигательной деятельности; может использоваться в самостоятельной деятельности детей и в индивидуальной работе по выявлению умений ребенка собирать целое из частей, развитию усидчивости и зрительного восприятия и т.д.

Третья страница:

- дидактическая игра «Назови народный промысел». Цель: уточнение и закрепление представлений об основных элементах какой-либо росписи, обучение умению вычленять отдельные элементы узора, развитие наблюдательности, внимания, памяти и быстроты реакции. Игру можно использовать при проведении НОД, в соревновательных целях (кто быстрее из участников подберет элементы росписи к предмету, соответствующему данному промыслу). В Самостоятельной деятельности, для закрепления (повторения) знаний народных промыслов и их особенностей в исполнении росписи. В индивидуальной работе с ребенком, для уточнения знаний ребенка, развитие мыслительных процессов. Возможно использование больших карточек с изображением предметов для проведения других игр;

- «Доска творчества». Цель: эстетическое развитие, привитие навыка быстрого рисования с использованием шаблона – заготовки, развитие воображения, творческих способностей, радостное настроение от хорошо выполненной работы.

Четвертая страница:

- Дидактическая игра «Назови народное искусство по узору». Цель: уточнение и закрепление представлений об основных элементах какой-либо росписи, обучение умению вычленять отдельные элементы узора, развитие наблюдательности, внимания, памяти и быстроты реакции, пробуждение интереса к росписи. Возможно использование во всех видах деятельности;

- дидактическая игра «Собери матрешку». Цель: развитие зрительного восприятия, расширение представлений о народных промыслах и их продуктах, совершенствование умения собирать целое из частей, развитие моторики пальцев рук, воспитание усидчивости, приучение детей к доведению начатого дела до конца. Может использоваться при проведении НОД, так же может использоваться в соревновательных целях при активизации двигательной деятельности; может использоваться в самостоятельной деятельности детей и в индивидуальной работе по выявлению умений ребенка собирать целое из частей, развитию усидчивости и зрительного восприятия и т.д.

-    дидактическая игра «Найди лишний элемент». Цель: уточнение и закрепление представлений об основных элементах какой-либо росписи, обучение умению вычленять отдельные элементы узора, развитие наблюдательности, внимания, памяти, совершенствование умения собирать целое из частей, развитие моторики пальцев рук, воспитание усидчивости, приучение детей к доведению начатого дела до конца.

Пятая страница:

 - набор загадок и пословиц о народных промыслах. Цель: развитие памяти, совершенствование умения отгадывать загадки, привитие интереса к народному творчеству, фольклору;

- дидактическая игра «Собери матрешку». Цель: уточнение, закрепление, повторение знаний о народной игрушке – матрешке; обучение умению вычленять отдельные элементы узора; собирать целое из частей; развитие наблюдательности, внимания, памяти, быстроты реакции; пробуждение интереса к многообразию народной игрушки, в частности – матрешки;

- дидактическая игра «Назови игрушку». Цель: уточнение, закрепление, повторение знаний о народной игрушке, упражнение в умении классифицировать народную игрушку по народным промыслам, обучение умению вычленять отдельные элементы узора, развитие наблюдательности, внимания, памяти. Игру можно использовать при проведении НОД, в соревновательных целях (кто быстрее из участников сможет классифицировать и разложить по принадлежности к той или иной разновидности народной игрушки.) Например, выбрать из предложенных картинок сначала только те, которые являются филимоновской игрушкой, затем – дымковскую игрушку и отдельно – каргопольскую. В самостоятельной деятельности, для закрепления (повторения) знаний видов народной игрушки. В индивидуальной работе с ребенком, для уточнения знаний ребенка, умении классифицировать по признакам сходства и различия, развитие мыслительных процессов.

Рекомендации для педагогов по организации дидактических игр и заданий, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием лэпбука «Народные промыслы» см. (Приложение 2).

II часть – лэпбук «Русский народный костюм» содержит дидактические игры и задания, а так же информативный и наглядный материал способствующий лучшему усвоению, запоминанию, а в дальнейшем и повторению материала по тематике русский народный костюм и костюмы народов проживающих в России. Наглядное представление (фото) о оформлении и содержании (см. Приложение 3)

Данное пособие предназначено для изучения народных костюмов, а одежду в старину хранили в сундуках, поэтому лэпбук имеет  форму сундучка. Нижняя часть (короб) - это картонная папка - короб на завязках, которая обклеивается самоклеящейся бумагой и с внутренней и с наружной стороны. Верх сундучка (крышка) – лист плотного картона (можно использовать обложку такой же папки – короба), доска для лепки Ф А3. Обе детали обклеиваются самоклеящейся бумагой, обшиваются (каждая деталь отдельно) по периметру плотной ниткой, а затем сшиваются между собой. Причем доска для лепки должна быть на 8-10 см шире, чем картон (для придания пологости крыши).  Размер лэпбука (глубина «сундучка») зависит от параметров папки - короба.  

С внешней стороны «сундучка» с короткой стороны расположены еще два маленьких сундучка; один – загадки, второй – пословицы. Цель: побуждение к проявлению интереса к народному фольклору, развитие памяти, слухового внимания, обогащение словаря по теме.

С внешней стороны с длинной стороны расположен необычный «карман» - вращающийся тубус – дидактическая игра «Собери картинку» (кубики). Цель: изучение (закрепление, повторение) знаний о русском народном костюме.

 С внутренней стороны на крышке расположено изображение русского народного костюма (мужского и женского) с указанием названий предметов, составляющих костюм. Цель: знакомство с названиями предметов одежды русского народа (кокошник, душегрея, порты и т.д.)

 Сундучок наш открывается не просто, под верхней (объемной) крышкой находится еще одна, на верхней стороне которой, расположена подборка дидактических заданий: «Угадай-ка». Цель: уточнение знаний о русском народном костюме, а также других народов.

Снова открываем сундучок и на внутренней стороне этой крышки расположены:

- книжка – самоделка «Русский народный костюм»

- книжка – самоделка «Национальный костюм»

Цель: уточнение (закрепление, повторение) знаний о предметах одежды на Руси. Развитие интереса к художественному слову;

- дидактическая игра «Одень и назови национальный костюм». Цель: развитие внимания, памяти, умения узнавать, называть костюм и объяснять свой выбор;

- дидактическая игра «Найди пару». Цель: развитие внимания, памяти, мыслительных процессов;

- дидактическая игра «Подбери головной убор к наряду». Цель: развитие внимания, памяти, зрительного восприятия, логического мышления, умения подбирать предметы наряда.

Внутри нашего «сундучка»:

- дидактическая игра «Подбери наряд»;

- «Одень куклу».

Цель: закрепление знаний о предметах одежды, умение подбирать комплект (по цвету, по сезону, по принадлежности к народу), развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики:

-  домино «Национальные костюмы». Цель: развитие внимания, памяти, умение соблюдать правила игры, групповое взаимодействие.

Рекомендации для педагогов по организации дидактических игр и заданий, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием лэпбука «Русский народный костюм» см. (Приложение 4).

III часть – лэпбук «Традиции русского народа».  В этом лэпбуке собран разный наглядный, информационный, дидактический материал о трех небезызвестных всем нам традициях дошедших к нам из далекого прошлого: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Данное пособие имеет форму призмы, каждая из сторон которой это отдельный блок,  посвященный одной из традиций.  Это три открывающиеся папки, собранные в одно целое. Наглядное представление (фото) о оформлении и содержании см. (Приложение 5)

Первый блок:  «Рождество»

В него вошли:

- небольшой квадратный конвертик плотно закрывающийся со всех сторон с маленькими карточками - народными приметами. Здесь дети могут познакомиться с народной мудростью, почерпнуть много полезной информации,  научиться предсказывать некоторые явления природы, возможно у некоторых возникнет желание проявить наблюдательность и придумать свою «мудрость»;

- книжки – малышки: «Энциклопедия интересных фактов про Рождество» и  «Колядки». В последнее десятилетие все меньше и меньше можно встретить ряженых,  колядующих, и поэтому многие современные дети даже не имеют никакого представления о существовании такой традиции. Изучив содержание книжечек   ребята больше  узнали о Рождестве, о том какими  действиями, мероприятиями оно сопровождается и стали с удовольствием принимать участие в небольших постановках, празднествах и развлечениях;

- подборка карточек с загадками. Цель: упражнение в умении отгадывать загадки, развитие интереса к народному фольклору;

- дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: развитие внимания, логического мышления, умение исключать лишнее из представленного ряда и объяснять свой выбор;

- дидактическая игра «Собери картинку». Цель: развитие внимания, мышления, умение собирать целое из частей;

- дидактическая игра «Рождественские звезды». Цель: умение соблюдать правила игры, групповое взаимодействие;

- дидактическая игра «Рождественское лото». Цель: умение соблюдать правила игры, групповое взаимодействие;

- театр «Рождественский вертеп». Цель: развитие интереса к театрализованной деятельности, развитие творческих способностей, речи, памяти.

Второй блок:  «Масленица»

В этом разделе:

- ребусы. Цель: развитие мыслительных процессов.

- подборки пословиц, загадок, описание истории возникновения традиции отмечать Масленицу на Руси. Цель: обогащение знаний детей о Масленице, развитие слухового внимания, памяти, развитие интереса к народномуфольклору.

- книжки-самоделки: сказка «Зима и Масленица» и «Масленичная неделя». Цель: обогащение знаний у детей о традиции празднования Масленицы, о названиях дней недели во время масленицы и о том, как это происходит, чем занимаются в эти дни.

- подборка картинок с иллюстрациями картин художников на тему «Масленица». Цель: знакомство с работами художников, развитие интереса к изобразительному искусству, развитие умения составлять рассказ по картине, обогащение словаря по теме;

- материал для изготовления поделки «Кукла Масленица» (шаблоны элементов поделки и инструкция по ее изготовлению). Цель: развитие творческих способностей, мелкой моторики;

- дидактическая игра «Пожарь блины».Цель: развитие мыслительных процессов, внимания, мелкой моторики, упражнение в счете.

Третий блок: «Пасха».

Содержит следующий материал:

- подборка картинок  с изображением картин русских художников на тему. Цель: знакомство с творчеством русских художников, развитие интереса к изобразительному искусству, упражнение в умении составлять рассказ по картине, обогащение словаря по теме;

- дидактический материал «Яичная математика». Цель: развитие математических способностей, упражнение в умении составления задач;

- дидактическая игра «Мемори». Цель:  групповое взаимодействие, умение соблюдать правила игры, развитие интереса к настольным играм; воспитание усидчивости;

- дидактическая игра «Собери яйцо». Цель: упражнение в умении собирать целое из частей, совершенствование знаний цвета, развитие мелкой моторики;

- пазлы. Цель: развитие зрительного внимания, умения собирать целое из частей, воспитание усидчивости, развитие мелкой моторики;

- дидактическая игра «Найди пару». Цель: развитие умения собирать целое из частей, упражнение в счете, развитие мелкой моторики, внимания, мыслительных процессов;

- материалы для творчества: шаблоны для рисования, раскраски. Цель: развитие творческих способностей, упражнение в умении быстро рисовать по шаблону, штриховать, не выходя за контуры, развитие фантазии

- лото «Культура и традиции». Цель: развитие интереса к настольным играм, умение соблюдать правила игры, групповое взаимодействие, развитие внимания, памяти, мышления, знание: предметов быта, одежды, домашней утвари, сказок и т.д.;

- книжка-малышка «Загадки». Цель: упражнение в умении отгадывать загадки, развитие слухового внимания, мышления, памяти;

- кроссворды. Цель: развитие мыслительных процессов, расширение словаря по теме, развитие грамматической речи.

- фонотека (русские народные мелодии, песни, аудио сказки). Цель: приобщение к народной мелодии, народному фольклору, создание положительного эмоционального настроения.  

Рекомендации для педагогов по организации дидактических игр и заданий, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием лэпбука «Традиции русского народа» см. (Приложение 6).

Заключение.

В результате использования данного пособия:

- родители проявляют активный интерес и участие в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада;

- дети проявляют активный интерес к народным промыслам и русским традициям;

- у детей появились более углубленные познания о православной культуре, о традициях русского народа;

- у детей сформировано представление о культурных особенностях своей страны, и они проявляют к ним уважительное отношение;

- проявляют познавательную активность, самостоятельность, инициативность;

- проявляют толерантность, чувство уважения к другим народам и их традициям, а также ответственность и гордость за достижения своей страны; уважение к труду;

- повысился интеллектуальный уровень развития, хорошо развиты мыслительные процессы (анализ, синтез, логическое мышление);

- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, с удовольствием участвуют в совместной деятельности.

Таким образом, зафиксированные результаты позволяют сделать вывод о положительной динамике, а, следовательно, об эффективности данных рекомендаций.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384)//«Российская газета», №6241 (265), 25.11.2013
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  3. Веракса, Н.Е., Вераса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
  4. Крашенинников, Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4-7лет/ Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова: Мозаика-синтез; М, 2012-20с.
  5. Кулакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду/ Л. В. Кулакова  - М.: Мозаика-Синтез, 2007–2010.
  6. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством.[Текст]: учебное пособие/Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова – Детство-Пресс, 2015. -304с.
  7. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ В.И. Петрова, Т.Д. Стульник: Мозаика-синтез, 2008, 80с.
  8. .Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 97 с.
  9. Дидактические игры на тему народная культура [электронный ресурс].- Режим доступа: дидактические игры на тему народная культура и традиции
  10. Кашицева, О.А. Что такое лэпбук [электронный ресурс].- Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto...
  11. Мартынова, Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей [электронный ресурс].- Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...
  12. Основы для лэпбуков –YouTube [электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gtW78k_Pi1A
  13. Пироженко Т. Как сделать лэпбук. Мастер-класс: Это интересно! [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html
  14. Самохина, Т. Мастер – класс. Лепбук «Народные промыслы России» [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-lyepbuk-narodnye-promysly-rosi.html 
  15. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [электронный ресурс].- Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/16/chto-takoe-lepbuk
  16. Широкова, О. Растим и растем [электронный ресурс].- Режим доступа: http://rastim-i-rastem.ru/sample-page/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...