Конспект ООД по экологии "ВОЛШЕБНИЦА ВОДА"
план-конспект занятия по окружающему миру

Никишина Ольга Николаевна

Конспект ООД по экологии "ВОЛШЕБНИЦА ВОДА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_voda.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебница вода»

Конспект ООД по экологии в старшей группе

Цели:

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Познакомить детей с тремя состояниями воды в природе: газообразное, жидкое, твердое.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.
  • Активизировать словарь: облака, туман, пар, фильтр, роса, жидкость, состояние, газообразное, твердое, свойства.

Предварительная работа:

  1. Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
  2. Рассматривание глобуса, карты мира
  3. Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, марганец, зеленка, стекло, лед, глобус.

Ход занятия:

В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

В: Итак, поговорим мы о воде. Вода – это самое удивительное и необходимое вещество в природе.   Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

I Игровой практикум: «Мама тучка»

В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они (парами) вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

1.Если мы с вами рассмотрим глобус, то увидим, что воды в два раза больше чем суши на планете.   У воды самая важная роль.
2. Без воды невозможно существование живых организмов. Человек наполовину состоит из воды. Он употребляет в сутки 2,5 литра воды, и не может прожить без воды более 3 суток.
3. Вода нужна в промышленности (фабрикам, заводам), в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания.
4. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.
5. Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!

В: Ребята, а где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В:  К нам в гости пришел капитошка. Только он очень грустный, он потерял своих сестричек капелек у нас в группе.  Поможем ему найти капелек?

Д: Да!

В:   Ребята,  давайте расскажем капитошке, где живут сестрички-капельки и какую пользу нам приносят.

II Дети  рассказывают, где встречается вода.

I-уголок природы - возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

II-аквариум - приклеивают капельку.

III-мойка в подсобном помещении

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

IV-туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

В:  Вот и повеселел наш Капитошка, мы нашли его сестричек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори… Повтори…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это мы выясним при помощи опытов.  Опыты мы будем проводить в нашей мини лаборатории. Но перед этим, мы с вами немножко отдохнем.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

          Побежали мы домой – бег на месте.

III Основная .Исследование «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните.

Исследования

В нашей лаборатории мы в сами выясним, в каком состоянии может быть вода.

1.Газообразное состояние воды. Открываем горшочек с кипятком. Поместить над паром стеклышки, на них образуются капельки воды.
Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса.
2.Жидкое состояние. Что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы? Наполняем водой разную посуду (баночки, пузырьки, стаканы). Что заметили?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, у самой воды формы нет, так как она жидкая. Вода – жидкость.
3.Твердое состояние
Мы уже знаем, что вода это жидкость. Она не имеет собственной формы. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.
Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.

Вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разном состоянии: газообразном, жидком и твердом.
4. Предлагаю выяснить другие свойства воды.

1 опыт – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 опыт - есть ли вкус у воды?  Попробовали. У воды нет вкуса, а если в неё добавим сахар (соль), то вода получится сладкая (соленая).

Вывод – не имеет своего вкуса, она принимает вкус того вещества, которое мы в неё добавим

 Этот опыт ещё нам доказывает, что вода является растворителем, опустив кусочек сахара в воду, мы увидели, что он растаял, растворился.

3 опыт: - есть ли запах у воды?  Предложить детям понюхать воду. У воды нет запаха, а если в неё добавим капельку мандаринового сока, то вода будет пахнуть мандарином.

Вывод – не имеет своего запаха, она принимает запах того вещества, которое мы в неё добавим.

4 опыт: - Есть ли у воды цвет? Вода прозрачная, она принимает цвет, того вещества, которое мы в неё добавим. (добавляем зеленку, марганцовку).

Вывод: - У воды нет цвета.

Итоги экспериментирования

Воспитатель: Давайте подведем итоги наших экспериментов.
По расположенным на доске схемам дети повторяют свойства воды.


Воспитатель: Всем нужна чистая вода. Как мы можем этому помочь? Как мы можем сберечь воду? (Ответы детей)
- загрязненная вода вредна всем (для здоровья человека особенно)
- грязную воду можно очистить с помощью фильтров
- на заводах и фабриках сроить большие очистные сооружения
- не тратить воду зря, закрывать хорошо кран после пользования
- не бросать мусор в водоемы
Воспитатель подводит итог, основываясь на эмоциях и поступках детей.

Ребята, что вам понравилось наш занятие?
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает и снова в поход.

По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша – вода!

А сейчас я вам покажу последний опыт, который показывает, что вода нужна всем и как она дает жизнь растениям (одну фасолину положить в блюдце с мокрой ватой, другую с сухой).

Капитошка останется жить в нашей группе, что бы мы никогда не забывали о пользе воды и бережном к ней отношении  

На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект исследовательски – экспериментальной деятельности «Вода. Свойства воды»

Конспект  исследовательски – экспериментальной  деятельности «Вода. Свойства воды» Составила: Воспитатель средней группы Мухаметова Н.Н.Дети средней группы (4-5лет) Цель...

Конспект занятия на тему «Вода. Свойства воды в природе».

На ноге стоит однойКрутит, вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (глобус )-А что такое глобус?(Глобус- это модель Земли.)- А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода, вода, кругом вода"

Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы экологической напрвленности поисково-иследовательной деятельности с региональным компанентом....

Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Задачи:Образовательные:  уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...

Конспект занятия по потешки «Водичка, водичка…»

Малышей ясельной группы, на мой взгляд, нужно обучать элементарным навыкам гигиены, по средствам  устного народного творчества ( потешки,поговорки, сказки и т.д.)....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ «ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА»

Цель занятия:Вызвать у детей радостное настроение, доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой....