Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода, вода, кругом вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мерзлякова Наталья Владимировна

Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы экологической напрвленности поисково-иследовательной деятельности с региональным компанентом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

Детский сад «Солнышко»

 «Вода, вода, кругом вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста.

Автор воспитатель:

Мерзлякова Наталья Владимировна

с. Ынырга

2016г.

Конспект НОД «Вода, вода, кругом вода»

Цель: формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста путем моделирования проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные:  дать детям представление о значении чистых водоемов в жизни их обитателей; формировать способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; показать разнообразие состояний воды, учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности. 

Развивающие: развивать экологическое мышление в процессе игр и опытнической деятельности; развивать наблюдательность мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); создание предпосылок формирования учебной  и умственной деятельности.

Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, и осознанное отношение   к природе родного края.

Материалы: 2 клубочка, сундучок, карта Республики Алтай, наглядный материал – ручеек, река, тучка, дождик, 2 емкости с водой, мелкий мусор, масло машинное, чайник с водой, стекло, стеклянные банки – 2 полулитровые, одна двухлитровая, одна трех литровая, пленка пищевая, 2 яйца, стакан соли, столовая ложка, поднос, скотч, ноутбук, слайды – портрет Архимеда, реки Катунь и Саракокша, рыбы – хариус, таймень, щука, картинки техники по очистке водоемов от мусора и нефтепродуктов.

Предварительная работа: опытническая деятельность в группе, наблюдения за природными явлениями, беседы по теме, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о воде.

Ход

Оргмомент - «Клубочек» (игра позволяет детям почувствовать свою уникальность).

Дети входят в зал и садятся на ковре в кругу и передают клубок из ниток друг, другу, при этом рассказывают, какое у них сегодня настроение, сравнивают свое настроение с каким-либо явлением природы. Когда клубочек возвращается к воспитателю, дети продолжают держать нить, закрывают глаза и представляют себе, что они – одно целое, что каждый из них важен в этом мире.

Вводная часть

Воспитатель. Давным-давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Жил он в Древнем мире, в Греции, он был математик - ученый, он делал опыты и много знал. Этот человек был любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных вещей…(картинка слайд Архимеда).

Ребята, сегодня мы с вами, как настоящие ученые, будем проводить опыты. Но сначала у меня есть необычный сундучок – в нем находятся картинки загадки. Если вы правильно отгадаете все загадки, то вы узнаете, о чем мы сегодня будем беседовать.

Загадка первая:

Быстро убегает прямо из-под ног,

Брызгами играя, прохладный …(картинка ручеек).

Загадка вторая:

А за поворотом, тиха и глубока,

Течет, качая лодки,

Широкая…(картинка река).

Загадка третья:

Облака нахмурятся, соберутся в кучу,

Ты увидишь черную, грозовую…(картинка тучу).

Загадка четвертая:

Облака и тучи рисовал художник,

На него из тучи проливался… (картинка дождик).

Воспитатель. Ребята, посмотрите на доску и скажите, о чем мы сегодня с вами будем беседовать?

Дети. О воде.

Воспитатель. А что вы знаете о воде?

Дети. Вода течет, она прозрачная, вода есть в реках, озерах, морях и океанах, в кране…

Воспитатель. Вы все правы, но сегодня мы поговорим не о той воде, которая течет из крана, а о речной воде.

Основная часть

Воспитатель. Перед вами карта нашей республики. (показывает слайд). Кто знает, как она называется?

Дети. Республика Алтай.

Воспитатель. Обратите внимание: всю территорию нашей республики пронизывают голубые нити. Как вы думаете, что они могут обозначать?

Дети.  Они обозначают реки.

Воспитатель. Как называется главная большая река нашей республики? (показывает слайд).

Дети. Катунь.

Воспитатель. Кто знает как называется река, которая протекает в нашем селе? (показывает слайд).

Дети. Саракокша.

Воспитатель. Совершенно верно. Саракокша. Скорее всего, вы вместе с мамами и папами часто бывали на ее берегах, отдыхали, ловили рыбу. Какая рыба водится в реке Саракокше.

Дети. Хариуз, таймень, налимы, щука…

Воспитатель демонстрирует слайд.

Воспитатель. Как вы считаете, какие условия должны быть для рыбы, чтобы ей в реке было хорошо, комфортно?

Дети. Чистая вода без мусора.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на аквариум и представьте себе, что это озеро. Вы видите, что с ним произошло?

Дети. Он загрязнен, в нем много мусора.

Воспитатель. Может ли в такой воде обитать рыба и почему?

Дети. Нет, не может, потому что в воде много мусора.

Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы вода стала чище?

Дети. Убрать мусор.

Воспитатель. А как можно собрать мусор в настоящем озере или реке?

Ответы детей.

Воспитатель. На больших водоемах работает специальная техника по сбору мусора. Посмотрите на экран: на слайде мы видим такую машину (показывает слайд). Я предлагаю вам пройти к следующему нашему «озеру» и провести еще один эксперимент. По реке перевозят различные грузы на специальных танкерах, такие например как машинное масло, при перевозке происходит утечка масла с танкера и часть масла попадает в реку. Давайте посмотрим, что произойдет, если капнуть немного масла в воду (капает масло в емкость с водой). Растворилось масло в воде или нет?

Дети. Нет, оно так и осталось плавать на поверхности воды.

Воспитатель. Могут ли в такой воде обитать рыбы и почему?

Дети. Нет, вода пахнет маслом, рыбам будет нечем дышать.

Воспитатель. Верно, такая вода не пригодна для речных обитателей. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети. Ее нужно очистить от масла.

Воспитатель. Если нефтепродукты попадут в реку, то на помощь приходит специальная техника. Посмотрите на слайд (показывает слайд): на фотографии видно, какой техникой убирают нефтяные пленки с участков рек. Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут загрязнять реки?

Дети. Погибнут рыбы, растения, животные, люди.

Воспитатель. Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать правила поведения у водоемов. (Ответы детей).

Физминутка «Снеговик» (игра помогает детям научиться напрягать и расслаблять мышцы).

Дети встают в круг и превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг другу, все мышцы напряжены.

Воспитатель: «Пригрело солнышко, под его теплыми лучами снеговик начал таять». Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают голову, руки, затем сгибаются пополам, опускаются на колени, падают на пол, полностью расслабляются.

Воспитатель. Сегодня мы с вами говорим о воде. Проведем опыты и узнаем много интересного о самой обыкновенной воде, которая так необходима нам каждый день. Так для чего нам нужна вода? ( Ответы детей). Значит, что такое вода?

Дети. Это жидкость.

Воспитатель. Вот и первый вывод: вода – это жидкость. Это обычное, привычное нам состояние воды. А вы знаете, что вода бывает очень разной.

Вода несет нам прохладу в жаркую погоду, утоляет жажду в зной. А теперь проведем один очень сложный опыт. Для этого нужно подойти всем к столу. (Дети подходят к столу, на котором стоит чайник с теплой водой). Для чего необходим чайник. Что происходит с водой?

Дети. Вода закипает.

Воспитатель. Что выходит из чайника?

Дети. Пар.

Воспитатель. Посмотрите внимательно: у меня в руках обычное стекло. Я подношу его к носику чайника, немного подержу. Обратите внимание, что появилось на стекле?

Дети. Капельки воды.

Воспитатель. Значит, какой мы с вами можем сделать вывод?

Дети. Пар – это тоже вода.

Воспитатель. Правильно, вода имеет состояние – в виде пара, или парообразное. Теперь посмотрите, в нашем экологическом уголке есть маленькое насекомое, а если нам захотелось разглядеть его поближе.  Как можно это сделать?

Дети. Взять увеличительное стекло или лупу.

Воспитатель. А если у нас нет лупы? Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте вод). Что вы видите? Почему это произошло? (Ответы детей).

Воспитатель. Если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Воспитатель. Ребята, скажите, а почему корабли в море не тонут? (Ответы детей). Давайте проведем эксперимент. На столе пустые стеклянные банки - две пол-литровые и одна двухлитровая. На блюдце рядом – два сырых яйца,  и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водой.

Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налить воды и добавить 2 ст. ложки соли.  Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И корабли  не тонут. В двухлитровую банку перелить воду из первой банки, потом из второй – яйцо будет плавать посередине. Если чередовать воду, то яйцо будет то тонуть, то всплывать.

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, мы свами сегодня были настоящими учеными и провели эксперименты с водой.  (Педагог сообщает детям о том, что клубочек хочет узнать у своих друзей-ребят, чему новому они научились, что нового узнали и т.д.)

- Что вам сегодня показалось особенно интересным?

- Что нового вы узнали?

- Кто помнит, с помощью чего можно очистить воду в реке?

- Какие опыты вам особенно запомнились?

(Ответы детей).

Воспитатель. Спасибо за вашу активность на занятии, мне было приятно с вами общаться. А сейчас девочки расскажут вам стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «ПОМОЖЕМ ВОДЕ СТАТЬ ЧИСТОЙ» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЦЕЛЬ: дать детям представление о водопроводе и очистке воды; Уточнить и расширить знания детей об использовании воды человеком; познакомить с истоками возникновения водопровода; применение ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода.Какая она?"

Формировать у детей знания о значении воды для всего живого; представление о свойствах воды: нет формы, растворяет некоторые вещества, а некоторые не растворяет, может находиться в твёрдом, жидк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода - наше богатство".

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Вода - наше богатство" ( опыты и эксперименты с водой)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода - неутомимая путешественница"

Автором представлен конспект НОД по экспериментированию с дошкольниками....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Водичка» для детей второй младшей группы.

С помощью данного конспекта вы сможете уточнить представления детей об использовании воды, а также познакомить с основными свойствами воды....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Водичка-водичка..."

Дети по своей природе пытливые исследователи и наблюдатели окружающего мира, поэтому организацию детского экспериментирования необходимо направлять на создание условий, в которых предметы и явления яр...