НОД "Прогулка в зимний лес"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Систематизирование и обогащение знаний детей о природе, о животных и птицах зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД
«Прогулка в зимний лес»
Цель: систематизирование и обогащение знаний детей о природе, о животных и птицах зимой.
Задачи:
- уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей и птиц зимой, как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);
-дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям и птицам,
- развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
- развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление;
- воспитывать любовь к родной природе;
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа
Чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы).
Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в живой и неживой природе. (Солнце, небо, облака, снег, деревья, птицы и т.д.).
Рассматривание иллюстраций о временах года, животных.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация к занятию «Прогулка в зимний лес»
Ход занятия.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Как вы думаете, на чем лучше всего прогуливаться по зимнему лесу или парку? (на лыжах). Тогда мы одеваемся тепло, встаем на лыжи и отправляемся в лес. Посмотрим, кто там живёт. Звери очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно. Зимой в лесу голодно и холодно. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой.
Дети поворачиваются за воспитателем (звучит музыка), Дети имитируя движения лыжников, смотрят на экран, где появляется картинка зимнего леса.
Воспитатель:
Слайд 1
Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу.
Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот и чьи-то следы! И кора у деревьев обгрызена. Кто здесь побывал?
Слайд 2 (на экране появляется изображение зайца и заячьих следов на снегу и обглоданных деревьев)
Воспитатель:
-Чем питается заяц зимой? (Корой деревьев и мелкими ветками).
- На что похожи следы зайца? (На капельки.).
-Что помогает зайцу заметить опасность? (Большие чуткие уши).
- А какие враги у зайца? (Сова, волк, лиса).
- Но нелегко догнать зайца. Что помогает зайцу быстро бегать, и далеко прыгать? (Ноги). Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, как он будет защищаться? (Отбиваться лапами, кусаться).
- Какие зубы у зайца? (Острые).
- А почему зимой заяц белый? (Белая шкурка помогает спасаться от врагов).
Слайд 3 (берлога медведя)
Воспитатель:
– Что за бугорок нам встретился?
– Почему бугорок большой?
– Как выглядит медведь? (большой, одет в теплую бурую шубу, ходит тихо, быстро бегает, лазает по деревьям, может плавать.)
– Как называется зимнее жилище медведя? (Берлога, которую он устилает листьями, хвоей). У медведицы зимой в берлоге появляются медвежата.
А кто еще зимой спит в берлоге? (ежик)
Воспитатель:
Холодно стоять, чтобы не замерзнуть, надо двигаться.
Игра
Координация речи с движением
(Ходьба с высоким подниманием коленей)
По заснеженной дорожке
Зашагали наши ножки
Раз шажок, два шажок
Веселей иди, дружок
Ты в сугроб не упади
Ждёт нас ёлка впереди!
Слайд 4 (ель с разбросанными шишками)
Воспитатель:
-Ребята, а вы больше ничего не заметили? Лежат пустые шишки, шелуха. Кто здесь побывал? (Белка.)
- Что она искала в шишках? А зачем ей семена?
- А чем ещё питается зимой белка? (Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников). - А вот и сама белочка.
Слайд 5 (белка)
- Какого цвета белочка? (Серая.)
- Почему, ведь осенью она была рыжая? (Деревья голые и серые).
- Как называется жилище белки? (Дупло, гнездо).
В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. В дупле – тепло.
- А как она от врагов защищается? (Лазит быстро по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева).
Воспитатель:
- А кто еще лакомится еловыми шишками? (птицы)
- Каких птиц можно встретить в зимнем в лесу? (дятла, клеста, снегиря, синичку, сороку)
- Как им живется зимой? (холодно и голодно)
- Чем они питаются? (Семенами растений, шишек, ягодами рябины)
Слайд 6 (с изображением птиц)
Воспитатель загадывает загадку:
Кто зимой холодной
Бродит злой голодный (Волк)
Слайд 7 (картинка с изображением волка)
Воспитатель:
- Что согревает волка зимой? (Густая, плотная, тёплая шерсть). Цвет шерсти он не меняет, остаётся серебристо-серой.
- На кого охотятся волки? (Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей).
У них длинные сильные ноги и они долго могут бежать за добычей, недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются
Воспитатель:
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)
Слайд 8 (лиса)
– Как лисы приспособились к зиме? (у них густой и пушистый мех, он защищает от холода)
- Чем питаются лисы? (мышами, зайцами, птичками)
- Что помогает лисе поймать свою добычу? (острый слух, чутье)
Д/игра «Скажи какой, какая?»
Д/игра «Чей, чья, чьи?»
У зайца:
Заячьи уши
Заячий хвост
У волка:
Волчьи уши
Волчий хвост
Волчья пасть
У медведя?.. у лисы?..
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, могут ли люди помочь зверям и птицам пережить зиму и как они это могут сделать?
Слайд 9
(для птиц развесить кормушки; для зайцев, лосей, косуль поставить кормушки с сеном)
Слайд 10, 11
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Инструкция: Назови, чье жилье.
нора (чья?) – лисья нора
берлога (чья?) – медвежья берлога
логово (чье?) – волчье логово
гнездо (чье?) – птичье гнездо.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. (дети выходят на ковер, встают в круг и имитируют ходьбу на лыжах, проговаривают слова)
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Дружно, весело идём,
Скоро в садик мы придём.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
- Вам понравилось наше путешествие в зимний лес?
- Ребята, кого мы с вами встретили в лесу?
Дети: Зайца, белку, лису, волка, птиц, медведя в берлоге.
Воспитатель и дети: До свидания! Зимний лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-61982-1428655624.jpg)
Проектная деятельность зимних построек в подготовительной (логопедической) к школе группе "Зимняя сказка"
Разработка проектной деятельности построек из снега в подготовительной (логопедической) к школе группе....
Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".
В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/24/picture-80422.jpg)
Сценарий зимнего физкультурного праздника «Зимние забавы».
Данный физкультурный праздник проводился уже несколько раз и очень понравился и детям и их родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-89280-1508790863.jpg)
Сценарий зимнего спортивного праздника « Зимние забавы».
Цели: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов. Задачи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-176766-1359038155.jpg)
Конспект зимнего развлечения по музыкальному развитию для подготовительной к школе группы «Однажды зимним вечером»
Конспект зимнего развлечения для старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на основе русского народного фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/10/picture-101723-1502344992.jpg)
Зимний праздник "Зимние чудеса" 3-4 года
Зимний спортивный праздникдля детей младшего дошкольного возраста"Зимние чудеса"(3-4 года) Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/10/picture-101723-1502344992.jpg)
Зимний праздник "Зимнее путешествие" 5-6 лет
Зимний спортивный праздникдля детей старшего дошкольного возраста"Зимнее путешествие "(5-6 лет) Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....