Информационно-творческий проект "Дикие животные наших лесов".
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мосман Елена Александровна

Краткосрочный проект в старшей группе "Дикие животные наших лесов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Дикие животные наших лесов»

Тип проекта: информационно – творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Возраст: 5 – 6 лет.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность:

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Не все дети владеют обобщающим понятием, не достаточно четко умеют составлять описательные рассказы.

Цель проекта: познакомить детей с жизнью диких животных в лесу.

Задачи проекта:

  • расширить представления о диких животных наших лесов, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как они готовятся к зиме;
  • обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный);
  • развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных;
  • воспитывать интерес к природе, желание оберегать природу;
  • развивать любознательность.

В ходе проектирования проекта: дети узнают больше о жизни диких животных в лесу, о том, как они готовятся к зиме, об особенностях их существования, внешнем виде, характерных повадках. Поймут необходимость беречь природу и их обитателей.

Стратегия реализации проекта:

Мероприятия

Задачи

1 этап. Подготовительный.

1

Создание проблемной ситуации для детей.

Выяснить, что дети знают о животных наших лесов, вызвать желание узнавать об их образе жизни.

2

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы по теме.

Способствовать организации совместной поисково-информационной деятельности и взрослых.

2 этап. Практическая часть (работа над проектом).

1

Беседы с детьми на темы:

«О животных леса», «Как готовятся звери к зиме».

Активизировать разговорную речь. Через беседы дать необходимые знания по теме, расширить имеющиеся.

2

Чтение художественной литературы: (рассказы, сказки, пословицы и поговорки, стихи, загадки), рассматривание иллюстрации к книгам.

Скребицкий Г.А. «Всяк по-своему», «Пушок»; р.н. сказки: «Зимовье зверей», «Две белочки», «Заяц-хваста».

Поддерживать интерес к художественному слову, через него черпать новые знания.

3

Пальчиковая гимнастика:

«Белочкин запас», «Мальчик-пальчик».

Способствовать развитию мелкой моторики.

4

Рассматривание картин и составление рассказов по картинам из серии «Дикие животные наших лесов».

Драматизация сказки «Теремок».

Развивать разговорную монологическую речь детей, обогащать знаниями, формировать положительные эмоции.

5

НОД на тему:

«Познавательное развитие».

Ознакомление с миром природы: «Дикие животные наших лесов».

«Речевое развитие».

Развитие речи: «Составление описательных рассказов по игрушке».

Художественная литература: чтение В. Бианки «Как звери к зиме готовятся».

«Художественно-эстетическое развитие».

Рисование «Белочка зимой» или «Зайчик».

Лепка с использованием природного материала «Медведь».

Аппликация: «Лисичка».

Расширять знания и представления по теме.

Развивать речь, умение строить рассказ-описание, передавать содержание сказки, не нарушая последовательность изложения.

Развивать умение передавать в своих работах образы знакомых предметов, используя имеющиеся приемы, активизировать творческий потенциал.

6

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

Опыт 2. Почему белка меняет шубку зимой?

Развивать любознательность.

7

Конструирование:

игры из строительного материала «Теремок для зверей»;

оригами «Волк».

Развивать творчество, конструкторские способности.

8

Словесная игра «Доскажи словечко».

Дидактические игры: «Назови семью», «Назови детенышей, кто у кого», «Кто чем питается», «Кто где живет», «Какой, какая» (слова-признаки).

Развивающая игра «Что не так?».

Подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».

Поддерживать интерес к теме проекта.

3 этап. Заключительный (подведение итогов).

1

Выставка поделок «Дикие животные наших лесов».

Создать радостный эмоциональный настрой. Увидеть разнообразие лесной фауны.

Результаты проведения проекта: совместная выставка поделок детей и родителей «Дикие животные наших лесов».

Список использованной литературы

1. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 143с., илл.

2. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.

3. Ушакова О. Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с. : ил.

4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Лисичка»

Программное содержание:

1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей.

2. Учить детей составлять композицию определенного содержания из готовых фигур.

3. Уточнить знание цветов, развивать цветовое восприятие.

4. Упражнять в умении намазывать части изображения клеем, начиная с середины, прижимая наклеиваемую форму салфеткой.

5. Учить детей составлять фигуру из треугольных форм разной величины.

Задачи:

Обучать простому описательному рассказу. Формировать обобщающее понятие «дикие животные», «детеныши диких животных».

Учить детей различать и употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе. Воспитывать положительно-эмоциональное отношение к живой природе.

Словарь.

Активизировать слова: пушистая, рыжая, тепленькая, рыльце тоненькое, ушки на макушке.

Оборудование:

Карточки «звери и их детеныши», фотографии с изображениями лисы, игрушка мягкая Лиса, книги сказок с иллюстрациями.

Лист белого картона А4, треугольники из оранжевой бумаги, клеящий карандаш, салфетка.

Предварительная работа:

Познакомила детей с русскими – народными сказками «Колобок», «Кот и лиса», «Петушок золотой гребешок», «Лиса и журавль», басней И. А. Крылова «Ворона и лисица».

Беседы с детьми о том, как живут дикие животные, как устраивают себе жилища. В дидактической игре «Кто где живет?» дети подбирали картинки с изображением жилища для конкретной зверушки.

Учились изображать повадки лисы в подвижных играх «Лиса и зайцы».

Упражнялись в названиях детенышей животных во множественном и единственном числе.

Ход занятия:

Восп. Сегодня на нашей лесной полянке мы поговорим о животных. Какие животные живут в лесу?

Ответы детей: дикие животные, волк, медведь, лиса, заяц, еж.

Восп. Посмотрите, пожалуйста на картинку, какое животное здесь лишнее?

Ответ детей: кошка.

Восп. А почему кошка лишняя на этой картинке?

Ответы детей: потому что кошка - это домашнее животное.

Восп. Правильно! А сейчас мы повторим, как зовут детенышей диких животных. Я показываю вам карточку взрослого зверя, а вы называете детеныша. Например, Белка-бельчонок.

Воспитатель показывает карточки с изображением медведя, лисы, волка, зайца. Дети называют медвежонок, лисенок, волчонок, зайчонок.

Восп. Какие молодцы!

Сейчас я вам буду загадывать загадки, постарайтесь отгадать, о каком они животном?

Отгадай загадку:

Очень хитрая плутовка,

Заметает следы ловко,

Рыжий хвост ее — краса!

А зовут ее (лиса).

Эта рыжая плутовка

Кур ворует очень ловко,

Волку серому сестричка

А зовут её (лисичка).

Восп. Какие догадливые! А сейчас встанем и немножко отдохнем!

Физкультминутка

Вот студеною зимой   (Дети машут руками).

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу.    (Дети выполняют круговые движения руками).

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах.    (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают).

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит.   (Дети машут руками).

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах.   (Потягивания — руки в стороны).

Скачет по полю лиса.   (Прыжки).

Ну а мы чуть-чуть пройдемся    (Ходьба).

И домой к себе вернемся.    (Дети садятся за столы).

Восп. Посмотрите, ребята, что сейчас перед вами лежит на столе?

Ответы детей: белый картон, треугольники оранжевого цвета разных размеров.

Восп. Покажите мне пожалуйста самый большой треугольник, средний и маленький. А сколько всего треугольников лежит на столе? Давайте вместе их сосчитаем: один, два, три, четыре.

На белом картоне нарисована лиса. Но она белая. А настоящая лиса какого цвета?

Ответ детей: рыжая, оранжевая.

Восп. Правильно! Лиса такая красавица в лесу! Сегодня мы и смастерим Лису-красу! Возьмите большой треугольник, аккуратно намажьте его клеем. Клей наносим от центра к краям. Прижимаем треугольник к картону и приглаживаем салфеткой.

Теперь нам нужно взять треугольник — поменьше - это голова лисы. Прижимаем треугольник к картону и приглаживаем салфеткой.

А теперь нам нужно приклеить ушки на макушку нашей лисоньки. Прижимаем треугольник к картону и приглаживаем салфеткой, теперь приклеиваем второе ушко.

Ах, какие веселые лисички у нас получились!

- Посмотрите еще раз на нашу Лису. Какие сказки вы знаете, где она встречается?

Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы вспомните из какой:

1) Несет меня лиса за темные леса,

За быстрые реки, за высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня.

(«Петушок – Золотой гребешок».)

2) Ловись, рыбка, и мала и велика!

Ловись, рыбка, и мала и велика!

(«Лисичка-сестричка и волк».)

3) – Глазки, глазки, что вы делали?

– Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

– Ушки, ушки, что вы делали?

– Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

(«Лисичка со скалочкой»)

4) Сядь ко мне на носок, да пропой еще разок!

(«Колобок»)

Восп. Очень хорошо! Как много сказок вы помните! А какая лиса в сказках? Как её называют?

Ответы детей: хитрая, плутовка, Патрикеевна, лисичка-сестричка.

Итог:

Восп.

-Как называлось наше занятие? (ответ детей)

-С чего мы начали работу? (ответ детей)

- Затем (поэтапное наклеивание деталей Лисы)

У вас все хорошо получилось. Вы старались, чтобы аппликации были аккуратными, правильно выполненными. Все молодцы! (отметить активность детей)

Уборка рабочего места детьми.

Беседа о животных леса

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о животных леса; учить умению выделять и обобщать характерные признаки животных в зависимости от условий обитания, питания, передвижения.

Ход беседы:

- Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о животных леса.

- Чем отличаются звери от других животных? (Ответы детей).

- У зверей тело покрыто шерстью, есть пасть с зубами, четыре лапы, звери рождают детенышей и вскармливают их молоком. Таких животных называют млекопитающими.

- Назовите животных, живущих в лесу. (Лиса, белка, медведь, кабан, лось, волк, еж, заяц).

Дидактическая игра «Угадай, кто это?»

- Ребята, какой зверь живёт в дупле? (Белка).

- Кто из зверей леса строит себе дом? (Барсук, белка).

- Какой зверь днем спит, а ночью охотится? (Ёж).

- Каким животным помогает их хвост? (Ответы детей).

- Белке хвост служит рулем и парашютом. Лисе хвост помогает заметать следы.

- Какого лесного зверя называют лесным великаном? (Лося).

- Кто запасает себе еду на зиму, а кто нет? (Ответы детей).

- На зиму запасают еду белка, ёж. Медведь запасает жир.

- Кто из зверей впадает в спячку? (Барсук, ёж, медведь).

- Какое животное спит с открытыми глазами? (Заяц).

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

- Какие животные выводят потомство в норе?

Лиса, волк, барсук.

- Какие животные выводят потомство в берлоге?

Медведь.

- Кто выводит потомство в гнезде?

Белка, ёж.

-Ребята, вы много знаете о животных, а сейчас мы это проверим.

Я буду загадывать вам загадки про животных, а вы должны их отгадать.

По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая,

Да не лисица. (Белка)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год,

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Живу я возле елки,

У просеки лесной,

Ношу с собой иголки,

Хоть я и не портной. (Ёж)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

- Ребята, вы отлично справились с этим заданием. Вы сегодня все «большие» молодцы. Я вами очень довольна.

Беседа «Как звери к зиме готовятся»

Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных наших лесов.

Ход беседы:

- Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных.

1.Загадка:

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

- Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

- Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

- А чем же еж питается? (ответы детей)

Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

- Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все, что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

А вот еще один лесной житель.

3.Загадка:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

- Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

-А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

- Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

- Чем питается лиса? (ответы детей)

- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

- Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

5.Загадка:

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Ответ: Заяц

- Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

- Как заяц спасается? (ответы детей)

- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

- Где заячий дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

- Какую? (ответы детей)

6. Загадка:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

- Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

- Она шубку поменяла на более теплую.

- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

- Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

- Как называется домик у белки? (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

- Ребята, вы отлично справились с этим заданием. Вы сегодня все «большие» молодцы. Я вами очень довольна.

Пальчиковая гимнастика

«Белочкин запас»

На крылечке, у избы                           Ладони соединить шалашиком.

Сушит белочка грибы:                        Все пальцы прижать к ладони и разгибать

                                                               по очереди в ходе игры.

Раз - опёнок,                                         Разогнуть мизинец.

Два – маслёнок,                                    Разогнуть безымянный палец

Три – волнушка,                                   Разогнуть средний палец.

А четыре – гриб свинушка,                 Разогнуть указательный палец.

Пять – румяный боровик.                    Разогнуть большой палец.

На зиму запас велик!                            Пошевелить всеми пальцами.

«Мальчик – пальчик»

Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке.

Пальчик – мальчик, где ты был?                           Поглаживают большой палец

Я на речке братьев мыл.                                         Моют ручки,

С этим братцем в лес ходил,                                  Поглаживают указательный палец

С этим братцем щи варил,                                      Средний палец,

С этим братцем кашу ел,                                         Безымянный палец,

С этим братцем песни пел.                                      Мизинец.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Медведь живёт в берлоге. Волк живёт в логове. Лиса живёт в норе. Заяц живёт под кустом. Белка живёт в дупле. Ёж живёт в ямке под листьями. Лось живёт в чаще леса. Бобр живёт в хатке.

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Медведь питается малиной, рыбой, мёдом, корнями растений, мясом, насекомыми.

Волк питается мясом других животных.

Лиса питается мышами, грызунами, зайцами, птицами, рыбой.

Заяц питается корой деревьев, веточками.

Белка питается орехами, грибами, ягодами.

Ёж питается насекомыми, червями, мышами, яблоками.

Лось питается травой, веточками, ягодами, грибами.

Бобр питается ветками деревьев.

Дидактическая игра «Какой, какая» (слова – признаки)

Заяц (какой?)- трусливый, длинноухий, серый или белый, косой, пугливый, быстрый, ловкий.

Медведь – бурый, косолапый, неуклюжий.

Волк – серый, злой, голодный, клыкастый, зубастый, лохматый, хищный, страшный.

Лиса – хитрая, рыжая, ловкая.

Белка – проворная, запасливая, рыжая или серая, шустрая, маленькая, красивая, ловкая, трудолюбивая, хлопотливая, пушистая, быстрая, беззащитная, острозубая.

Еж – колючий, маленький, быстрый, смелый, умный, сердитый, ловкий.

Лось – рогатый, высокий, лесной, красивый, длинноногий, грациозный,

Рысь – хищная, пятнистая, быстрая, гибкая.

Дидактическая игра «Назови детёнышей, кто у кого»

У медведицы – медвежонок. У волчицы – волчонок. У лисицы – лисёнок.

У зайчихи – зайчонок. У бельчихи – бельчонок. У лосихи – лосёнок.

У бобрихи – бобрёнок. У ежихи – ежонок.

Детёныши в единственном и во множественном числе.

Медвежонок – медвежата, волчонок – волчата, лисёнок – лисята, зайчонок – зайчата, бельчонок – бельчата, лосёнок – лосята, бобрёнок – бобрята, ежонок – ежата.

Дидактическая игра «Назови семью»

Медведь – папа, медведица – мама, детёныш – медвежонок.

Волк – папа, волчица – мама, детёныш – волчонок.

Лис – папа, лисица – мама, детёныш – лисёнок.

Ёж – папа, ежиха – мама, детёныш – ежонок.

Лось – папа, лосиха – мама, детёныш – лосёнок.

Бобр – папа, бобриха – мама, детёныш – бобрёнок.

Заяц – папа, зайчиха – мама, детёныш – зайчонок.

Бельчиха – мама, детёныш – бельчонок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Животные наших лесов. Загадки о животных"

Вариантов применения презентации много....

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Информационно-творческий проект "Дикие животные наших лесов"

Информационно-творческий проект "Дикие животные наших лесов"...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....

Кратковременный проект «Дикие животные наших лесов» (Познавательно – информационный, творческий)

Кратковременный проект«Дикие животные наших лесов»(Познавательно – информационный, творческий)...

Проект семейный, информационно-творческий «Всемирный день животных, дикие животные Якутии»

Знакомство детей с международной природоохранной акцией «Всемирный день защиты животных». Ознакомление детей с красной книгой Якутии и животными, которые в нее внесены. Закрепление получен...