НОД "Дикие животные зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Петрук Ирина Викторовна

Группа: средняя группа

Образовательные области: Приоритетная: Познавательное развитие;

                                                  В интеграции: 1. Социально-коммуникативное развитие; 2. Речевое развитие; 3. Физическое развитие;                                            4. Художественно-эстетическое развитие.

Цель:       - закрепить знания детей о диких животных, о месте их обитания;

                  - активизировать словарь по данной теме.

Задачи: образовательные: - расширять знания детей о повадках животных, их внешнем виде;

                                                   - закреплять в речи обобщающее понятие «дикие животные»;

                                                   - формировать умение детей различать следы диких животных;

                                                   - способствовать развитию связной речи;

                                                   - формировать навыки мыслительной деятельности.

развивающие:  - развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение детей;

                             - развивать наблюдательность.

воспитательные: - воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

                                   - воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и обитателя живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nod_dikie_zhivotnye_zimoy_.zip25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дикие животные зимой»

Активизация словаря: логово, шатун.

Материалы и оборудование: для педагога: конверт с письмом, картина с изображением зимнего леса, иллюстрации диких животных, магнитная доска; для детей: животные и их детёныши, клей, кисти, подставки под кисти.

Предварительная работа: беседа о диких животных, их внешнем виде и о месте обитания, разгадывание загадок, знакомство с игрой «Семейная цепочка».

Ход непрерывной образовательной деятельности

Структура НОД

Содержание НОД

(деятельность педагога и детей)

Образовательная область

(вид детской деятельности)

Формы работы

1.ВВОДНАЯ      

  ЧАСТЬ: 

-организационный момент

 

-мотивационный момент

(дети стоят на ковре в кругу)

Игра «Улыбнись другу»

В: Собрались все дети в круг

    Я - твой друг (руки к груди)

    И ты - мой друг (руки в стороны)

    Дружно за руки возьмёмся (берутся за руки)

    И друг другу улыбнёмся (дети улыбаются друг другу).

Социально-коммуникативное развитие (игровая)

Игровая ситуация

Чтение письма

В: Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо:

«Срочно приходите, срочно помогите!

 Происходят чудеса, не поделим мы леса.

 Мы забыли, кто мы есть,

 Что нам пить и что нам есть.

 Выручайте, приходите и нас срочно помирите!»

Жители леса

В: Ребята, а кто такие жители леса?

Д: ответы детей

В: Верно, это животные, которые живут в лесу. Поможем им?

Д: ответы детей 

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Проблемная ситуация

2.ОСНОВНАЯ    

   ЧАСТЬ

В: Чтобы отправиться на помощь животным, мы с вами оденемся потеплее (импровизируют - одевают одежду)

В: Теперь отправляемся в дорогу, а дорога нелегка. Ветер дует (дети идут и дуют), деревья качает: у-у-у  (дети повторяют за педагогом)

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» (с проговариванием) - Приложение № 1

В: Через сугробы переступаем (высоко поднимают ноги), друг другу помогаем.

Беседа

В: Пока, ребята мы с вами идём в лес, давайте вспомним, как называют животных, которые живут в лесу?

Д: ответы детей

В: Правильно, все эти животные - дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

Д: Потому что они живут в лесу, сами заботятся о себе, сами добывают пищу.

(Во время беседы педагог с детьми подходят к столу, на котором картина зимнего леса)

Рассматривание картины

В: Посмотрите, какая красота - деревья стоят в снежном убранстве, кругом всё бело, тишина в лесу. А вот и чьи-то следы (педагог обращает внимание на следы лисы). Давайте, отгадаем загадку и узнаем, чьи они:

Загадка о   лисе - Приложение №1

В: Ребята, кто это?

Д: Лиса.

Беседа о лисе

В: Верно, ребята, а это следы лисы (педагог показывает лису). Лиса - хитрая плутовка. У неё пушистая, рыжая шёрстка и длинный хвост, которым она заметает следы на снегу. У лисы очень хороший слух. А чем питается лиса?

Д: Мышами, мелкими птичками и зверьками, любят курочек и петушков, едят лягушек.

В: Как называется дом лисы?

Д: Нора

В: Давайте поместим лису на нашей картине (дети ставят лису, предложенную педагогом,  около лисьих следов)

В: Посмотрите, и около ели есть следы. Как вы думаете, чьи они?

Д: ответы детей

В: Послушайте загадку:

Загадка о зайце - Приложение №1

В: Чьи же это следы?

Д: Зайца.

Беседа о зайце

В: Верно (педагог показывает зайца). Заяц - дикое животное. У него длинные уши, маленький хвостик, сильные задние лапы. Какого он цвета летом?

Д: Серого.

В: А зимой?

Д: Белого.

В: Врагов у зайца много - это и волк и лиса и даже хищные птицы, всех он боится. Питается заяц травой, корой деревьев, грибами, ветками. А где заяц живёт?

Д: ответы детей

В: Правильно, живёт он под кустами и деревьями. Давайте поместим зайца на нашей картине. Куда мы его посадим?

Д: ответы детей

(Зайца ставят под елью, около заячьих следов)

В: А теперь давайте поиграем (дети встают на ковёр). Покажем, как заяц скачет (дети скачут), а как лапки прячет (показывают).

Подвижная игра «Зайка беленький» - Приложение №1

В: Ребята, кто испугал зайку? Д: ответы детей

В: Отгадайте загадку и вы узнаете, кто его испугал

Загадка о волке - Приложение №1

Д: волк.

Беседа о волке

В: Верно, это волки, а вот и волчьи следы (педагог с детьми возвращается к иллюстрации зимнего леса, показывает детям следы волка и  его изображение). Волк - лесной житель, внешне похожий на кого?

Д: На собаку.

В: Волк достаточно умён - ловко уходит от опасности, хорошо может охотиться. В лесу добыча волков - лоси и олени, кабаны и зайцы, птицы и даже птичьи яйца. Причём охотятся волки стаями, то есть не по одному. Живут волки в норах, которые называются - логово. Давайте, поместим волка около его следов (ставят волка рядом с волчьими следами).

В: Ребята, посмотрите, а что это лежит на снегу?

Д: Грибы и шишки.

В: Откуда зимой в лесу грибы? Может их кто-то потерял?

Д: ответы детей

Беседа о белке

В: Ой, да это же у белки выпали запасы (педагог показывает белку). Кто скажет, как называется дом у белки?

Д: ответы детей

В: Правильно, дупло. Давайте поместим белку около дупла (помещают белку, предложенную педагогом,  около дупла, на ветке дерева).

В: Белка - маленький, рыжий, безобидный зверёк. Она ловко прыгает по веткам деревьев. На зиму белки делают запасы. Кто знает, что запасают белки?

Д: Ягоды, грибы, орехи.

В: Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.

Рассматривание картины зимнего леса

В: Ребята, посмотрите внимательно на это бугорок (педагога показывает берлогу медведя на картине) и скажите, что это может быть?

Д: ответы детей

В: Как вы думаете, кто здесь спит?

Д: ответы детей

В: Ребята, верно, это берлога и там спит медведь (педагог показывает медведя).

Беседа о медведе

В: Медведь - это крупный лесной зверь. У него тёплая, бурая шерсть. Как вы думаете, а почему около берлоги нет следов медведя?

Д: ответы детей

В: Правильно, потому что зимой медведь спит. К зиме он запасает под шкурой много жира, поэтому всю зиму спит и не просыпается. Но если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой - в это время он опасен. Такого медведя называют - шатун. Давайте поместим нашего медведя около его берлоги и немного поиграем (дети ставят медведя около берлоги)

В: Кто ещё спит в лесу всю зиму?

Д: ответы детей.

В: Верно, молодцы! Давайте отойдём на ковёр и поиграем немного (педагог с детьми отходят на ковёр и встают в круг)

Физкультминутка «Зарядка для зверей» - Приложение №1

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Семейная цепочка». Я буду называть животное, а вы должны назвать его детёнышей.

Словесная игра «Семейная цепочка» - Приложение №1

Совместная деятельность детей (аппликация)

В: А сейчас я предлагаю приклеить животных к нашей картине, чтобы с ними больше ничего не случилось. Вы согласны?

Д: ответы детей

(Под руководством педагога дети приклеивают животных и их детёнышей на картину)

В: Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась, и все жители лесные оказались на своих местах. А нам пора возвращаться домой.

      Наши ножки по дорожке - топ-топ-топ.

      Наши ноги по дороге - топ, топ, топ.

      Через сугробы переступаем,

      Друг другу помогаем (дети выполняют действия за педагогом)

Физическое развитие (двигательная)

Физическое развитие (двигательная). Речевое развитие (коммуникативная)

Речевое развитие (коммуникативная)

Речевое развитие (коммуникативная)

Речевое развитие (коммуникативная) 

Познавательное развитие. Речевое развитие (коммуникативная)

Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие. Речевое развитие (коммуникативная)

Физическое развитие (двигательная)

Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие. Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Познавательное развитие. Речевое развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Познавательное развитие. Речевое развитие (коммуникативная)

Физическое развитие (двигательная)

Речевое развитие (коммуникативная)

Художественно-эстетическое развитие (продуктивная)

Физическое развитие (двигательная)

Двигательная пауза

Физкульт-минутка.

Рассказывание

Беседа

Ситуативный разговор

Отгадывание загадок

Беседа

Отгадывание загадок

Беседа

Подвижные игры

Отгадывание загадок

Беседа

Проблемная ситуация

Беседа

Проблемная ситуация

Беседа

Физкульт-минутка

Словесные игры

Создание картины

Игровые упражнения

3. ЗАКЛЮЧИ-

ТЕЛЬНАЯ

  ЧАСТЬ

Беседа

В: Ребята, куда мы с вами сегодня ходили?

Д: ответы детей

В: Кому мы помогали в лесу?

Д: ответы детей

В: Как называют этих животных общим словом?

Д: ответы детей

В: Почему мы называем их «дикие животные»?

Д: ответы детей

В: Ребята, вы сегодня все были большие молодцы! Замечательно занимались и помогли жителям леса помириться. Спасибо вам большое!

Трудовая деятельность

В: Сейчас я предлагаю привести рабочее место в порядок (дети занимаются трудовой деятельностью)

Познавательное развитие. Речевое развитие (коммуникативная)

Социально-коммуникативное развитие (трудовая)

Беседа

Самообслужи-вание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказы о зиме и о животных зимой

Рассказы о зиме для детейЗимойАвтор: И. Соколов-МикитовПротянулся через дорогу и скрылся в густом ельничке разгонистый заячий след. Лисий, строченый. лапка за лапкой, вьется вдоль зимней дороги. Белка...

Зима. Животные зимой.

Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям и  в природе, первоначальных  представлений о диких животных и взаимосвязях в природе. Задачи:- Зн...

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...