Среднесрочный проект «Формирование элементарной системы знаний о реке Волге у детей старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Александра Викторовна Репьева

Среднесрочный проект «Формирование элементарной системы знаний о реке Волге у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Формирование элементарной системы знаний

о реке Волге

у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта

Человек и природа неотделимы друг от друга, и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и её резервы - основы жизни и развития человеческого общества. Однако в эпоху научно - технического прогресса непомерно усилилось давление на природу хозяйственной деятельностью человека. Чрезмерные антропогенные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводящих к истощению и загрязнению природной среды, резко ухудшили качество всех природных систем во всех странах мира, в том числе и у нас. Истощаются и качественно ухудшаются водные ресурсы, загрязняется Мировой океан и сокращается в нем жизнь. Но что особенно печально, к плохой среде обитания, загрязненной воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дошкольники. Дети России находятся в особо неблагоприятных экологических условиях.

Один из объектов пристального внимания ученых всего мира - это великая русская река Волга, которая находится на грани исчезновения. Кроме всего прочего Волга - это пока еще живой и уникальный исторический памятник природы, несущий в себе прошлое и настоящее нашего народа. Зная, какое богатое прошлое было у этой реки, какую историю хранит она в памяти, и что для нас значат её воды, досадно, что не все слышат её зов о помощи. Река просит у человека пощады.

Велики проблемы Волги и Поволжья. Сегодня необходимо оздоровление экологической обстановки на Волге и её притоках.

Кто сможет все это сохранить, кто сможет помочь Волге? Возможно, этим спасательным кругом и будет экологическое образование детей дошкольного возраста. Ведь маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к миру, к своему городу, к реке, будет ли он любить их и понимать, что это его история и его будущее, будет ли он рачительным хозяином, во многом зависит от образования, воспитания ребенка и, конечно, от взрослых, дающих ему это воспитание. Дети, живущие на такой великой реке обязательно должны знать её историю, осознавать её значение для жизни города и горожан, иметь представление об экологических проблемах Волги, обладать чувством экологической эмпатии, иметь стремление участвовать в преодолении этих проблем. Только такое осознание позволит нашим детям строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Однако многое в формировании экологического сознаниясистемы знаний экологического характера у дошколят будет зависеть от того, какие методы и средства мы будем использовать при ознакомлении их с окружающим миром.

Цель проекта: разработка и апробация комплекса мероприятий по формированию экологических знаний о реке Волге у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Изучение и анализ состояния проблемы охраны природных ресурсов, в частности реки Волги, в современной научно - методической литературе;

• анализ программных требований к уровню знаний детей о водоёмах;

• конкретизация содержания экологических знаний детей старшего

дошкольного возраста о реке Волге;

• подбор дидактического материала, способствующего формированию

системы знаний о реке Волги у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednesrochnyy_proekt.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Среднесрочный проект «Формирование элементарной системы знаний о реке Волге у детей старшего дошкольного возраста»

Среднесрочный проект «Формирование элементарной системы знаний о реке Волге у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Формирование элементарной системы знаний

о реке Волге

у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта

Человек и природа неотделимы друг от друга, и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и её резервы - основы жизни и развития человеческого общества. Однако в эпоху научно - технического прогресса непомерно усилилось давление на природу хозяйственной деятельностью человека. Чрезмерные антропогенные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводящих к истощению и загрязнению природной среды, резко ухудшили качество всех природных систем во всех странах мира, в том числе и у нас. Истощаются и качественно ухудшаются водные ресурсы, загрязняется Мировой океан и сокращается в нем жизнь. Но что особенно печально, к плохой среде обитания, загрязненной воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дошкольники. Дети России находятся в особо неблагоприятных экологических условиях.

Один из объектов пристального внимания ученых всего мира - это великая русская река Волга, которая находится на грани исчезновения. Кроме всего прочего Волга - это пока еще живой и уникальный исторический памятник природы, несущий в себе прошлое и настоящее нашего народа. Зная, какое богатое прошлое было у этой реки, какую историю хранит она в памяти, и что для нас значат её воды, досадно, что не все слышат её зов о помощи. Река просит у человека пощады.

Велики проблемы Волги и Поволжья. Сегодня необходимо оздоровление экологической обстановки на Волге и её притоках.

Кто сможет все это сохранить, кто сможет помочь Волге? Возможно, этим спасательным кругом и будет экологическое образование детей дошкольного возраста. Ведь маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к миру, к своему городу, к реке, будет ли он любить их и понимать, что это его история и его будущее, будет ли он рачительным хозяином, во многом зависит от образования, воспитания ребенка и, конечно, от взрослых, дающих ему это воспитание. Дети, живущие на такой великой реке обязательно должны знать её историю, осознавать её значение для жизни города и горожан, иметь представление об экологических проблемах Волги, обладать чувством экологической эмпатии, иметь стремление участвовать в преодолении этих проблем. Только такое осознание позволит нашим детям строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Однако многое в формировании экологического сознаниясистемы знаний экологического характера у дошколят будет зависеть от того, какие методы и средства мы будем использовать при ознакомлении их с окружающим миром.

Цель проекта: разработка и апробация комплекса мероприятий по формированию экологических знаний о реке Волге у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Изучение и анализ состояния проблемы охраны природных ресурсов, в частности реки Волги, в современной научно - методической литературе;

• анализ программных требований к уровню знаний детей о водоёмах;

• конкретизация содержания экологических знаний детей старшего

дошкольного возраста о реке Волге;

• подбор дидактического материала, способствующего формированию

системы знаний о реке Волги у старших дошкольников.

Приложение № 1

Методика диагностики знаний о реке Волге у детей старшего дошкольного возраста (критерии, содержание, оценка)

Цель диагностики: Выяснить степень сформированности у детей старшей группы знаний об истории реки Волги, её обитателях (растениях, животных, птиц, об экологических особенностях и проблемах реки в настоящее время.

Методика обследования: Изучение знаний детей осуществляется в виде устного анкетирования каждого ребенка группы, с использованием наглядного материала.

Интеллектуальные критерии

Вопросы:

1. Какие бывают водоёмы? (ручей, пруд, озеро, река, море, океан).

2. Волга-это река, озеро, море? (Волга-это река).

3. Как называлась Волга раньше(Ра, Итиль).

4. Почему Волга так называлась(Ра - щедрая, Итиль-река рек).

5. Какие города стоят на Волге? (Нижний Новгород, Чебоксары, Казань,

Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань).

6. Где берёт своё начало река Волга(Валдайская возвышенность).

7. В какое море впадает река Волга(в Каспийское море).

8. Какие реки впадают в Волгу(Ока, Кама).

9. Каких обитателей реки Волга ты знаешь(Утки, лягушки, рыбы).

10. Каких насекомых реки Волга ты знаешь(водомерки, стрекозы).

11. Каких водоплавающих птиц ты знаешь? (утки, чайки, крачки).

12. Каких речных рыб ты знаешь? (щука, сом, ёрш, плотва, лещ).

13. Чем питаются рыбы? (моллюсками, рачками, червяками).

14. Какие растения растут в воде? (кувшинки, рогоз, камыши).

15. Как растения и обитатели реки связаны между собой?

16. Что происходит с обитателями Волги зимой? (рыбы уходят на глубину,

лягушки впадают в спячку).

17. Как Волга помогает человеку? (использование воды для

сельскохозяйственных нужд, волжский песок и гальку используют в

строительстве, очищенную воду употребляют в пищу).

18. Как человек заботится о реке(очищает дно реки, разводит рыбу).

19. Как мы загрязняем реку? (сбрасываем отходы производства, бросаем

мусор).

20. Что будет с людьми, если не будет реки? (все люди погибнут без воды).

Каждый ответ детейоценивается по 3 - балльной шкале:

0 баллов – ребёнок не отвечает на вопрос;

1 балл – отвечает с помощью наводящих вопросов педагога, неполный, необоснованный ответ, требующий значительного уточнения и дополнения;

2 балла – самостоятельный ответ без наводящих вопросов, неполный ответ, требующий незначительного дополнения и уточнения;

3 балла – полный, самостоятельный ответ, не требующий дополнения

По окончании диагностического обследования подсчитывается общее количество баллов. По сумме баллов определяется общий уровень сформированности знаний детей:

Низкий уровень – от 0 до 25 баллов. Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания о реке Волге, её обитателях, отвечает неуверенно, подолгу задумывается, с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, не умеет выделить существенное; не способен к установлению связей и зависимостей.

Средний уровень – от 26 до 46 баллов. Имеется определенный объем фактических знаний об обитателях Волги, её экологических особенностях и проблемах, делаются попытки объяснить некоторые связи и зависимости реки и человека, однако не всегда может объяснить их; при ответе довольно часто использует подсказку воспитателя.

Высокий уровень – от 47 до 60 баллов. Имеется определенный объем фактических знаний об истории реки Волги, её обитателях, экологических особенностях и современных проблемах. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, может объяснить их, владеет информацией об особенностях взаимодействия реки и человека. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Приложение

Экологическая сказка «Матушка – Волга и Нефть»

Жила — была река Волга. Она была широкая, красивая; течение быстрое, берега ее украшали деревни и города, леса и поля. Жили в Волге рыбы, раки; около реки - птицы, деревья, трава и, конечно, люди, которые назывались Волжане.

Но однажды Толстопуз — Комбинатище решил навредить красавице Волгеи вызвал к себе злого дракона - чумазилу и сказал ему:

- Надоело мне, великому Комбинатищу, смотреть как все вокруг веселятся, как Волга играет с лучами Солнца. Давай - ка, Чумазило, поизрыгай на нее свою черную — пречерную краску.

На это предложение Дракон согласился с большим удовольствием. Полетел он к Волге, стал плевать в нее грязью, полилась грязюка прямо из - под крана в реку.

Стала Волга зеленого цвета. Рыба повыпрыгивала на берег, птицы не могут улететь - прилипли к грязюке; стала Волга пахнуть неприятно, а люди в городах и деревнях заболели.

Но узнали про это ребята из отряда спасателей «Водяной» и решили помочь реке.

- Нельзя умирать Волге - умрет вместе с ней Россия.

Думали они думали,и придумали: взять большие ковши и вычерпать всю грязюку из Волги. Отправились в путь на большой надувной лодке. Но не все так просто. Знал злой Комбинатище, что много друзей у реки и напускал воду Зубастиков, которые хватали все, что в воду упадет. Но ребята и их не испугались. Ковшы сделали из толстой резины, которую даже крокодил не прокусит, не то, что Зубастики.

Вышли из города и деревень люди, звери и птицы из леса и стали все, кто чем может, вычерпывать Грязюку из Волги. Солнышко ярко светит, птички весело поют и были все вместе и люди, и звери и Волга.

От такой дружбы ожила река, засверкала волной своей, ожили берега, вернулась рыба и птицы.

И стали люди песни петь, каждый на своем языке, да стихи и Волге слагать. А злого Комбинатища заперли ребята из отряда спасателей в сырую темницу, чтоб охладился немного. Тут история к финалу — люди, Волгу любить надо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Энциклопедия "Обитатели речных глубин Волги" для детей старшего дошкольного возраста

       Мы живем на одной из крупнейших рек земного шара, реке Волга. В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и ст...

Обобщение опыта работы по теме - Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Идея опыта: создание условий по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях....

Проект «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста.

Одной из составляющих образовательной области является формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.    В современном мире математике отводится от...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...

Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности, у детей старшего дошкольного возраста «Отряд юного пожарного». (Девиз, речевка и гимн)

Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности, у детей старшего дошкольного возраста «Отряд юного пожарного». (Девиз, речевка и гимн)...