Что такое профориентация дошкольников
методическая разработка по окружающему миру

Людмила Ивановна Кузнецова

Теоретическое обоснование проблемы ранней профриентации дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_proforientatsiya_doshkolnikov.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое профориентация дошкольников?

Труд строителя всем Нужен всем и вкусный ужин, Доктор, чтобы всех лечил, И учитель, чтоб учил.Летчик нужен, чтоб летать...Ну а ты, кем хочешь стать? Профориентация в  настоящее  время  является  важным  направлением  работы образовательных  учреждений. Педагоги  сходятся  во  мнении,  что  закладывать  мотивацию необходимо еще в детском саду. В дошкольных учреждениях должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников. Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получать пятерки» и практически невозможно услышать ответ «Для себя». К сожалению, в образовательных учреждениях уделяется недостаточно должного внимания этой  проблеме. Причина  этому -отсутствующая  программа  профориентации  детей. Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Профориентация дошкольников –это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что  такое профессиональная  ориентация? Это  система  мероприятий,  направленных  на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему  помощи  в  разумном  выборе  профессии,  наиболее  соответствующих  его  индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно  прогнозировать  его  личностный  рост  в  том  или  ином  виде  деятельности.  Мы  можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в  единой  непрерывной  системе  образования.  Дошкольное  учреждение –первая  ступень  в формировании  базовых  знаний  о  профессиях.  Именно  в  детском  саду  дети  знакомятся  с многообразием и широким выбором профессий. Профессиональная ориентация дошкольников –это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети  через  сказки,  общение  со  взрослыми  и  средства  массовой  информации  узнают  о  разных профессиях.  В  зависимости  от  способностей,  психологических  особенностей  темперамента  и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем  работают  его  родители  или  работали  бабушки  и  дедушки,  познакомить  со  спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем  он  хочет  стать,  когда  вырастет.  Чем  больше  ребенок  впитает  информации  и  чем  более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который  определит  его  жизнь.  У  человека  все  закладывается  с  детства  и  профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, техникеи т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.Мы готовим детей к тому, чтобыони в свое время –каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:-понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд –это, по сути, основа жизни;-уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

-познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;-были готовы трудиться сами —по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;-учились  бы  труду,  овладевая  необходимыми  навыками,  трудились  бы,  принося  пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:Потенциальные  возможности  дошкольников  в  освоенииопыта  трудовой  деятельности  не реализуются в полной мере:не отработана система ознакомлениядошкольников с миром профессий,работа педагогов в МАДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых,не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.Работа  по  ранней  профориентации  дошкольников    может  быть  осуществлена  через совместную  деятельность  педагога  с  детьми  и самостоятельную  деятельность  детей,  которая проходит  через  познавательную,  продуктивную  и  игровую  деятельность.  Данный  подход способствует  активизации  интереса  детей  к  миру  профессий,  систематизации  представлений  и успешной социализации каждого ребёнка.Мир профессий в обществе –сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.Отношение  к  профессии  вырабатывается  в  процессе  социализации  личности,  который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых -это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях,активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает  развитие  детского  мышления,  способность  устанавливать  простейшие  связи  и отношения,  вызывает  интерес  к  трудовой  деятельности  взрослых.  Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.Дошкольный  возраст  наиболее  благоприятен  для  педагогического  воздействия.  Участие    в общественном  труде,  в  решении  повседневных  дел,  желание  трудиться,  приобретение  личного трудового опыта –всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Труд способствует развитию  способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников  новыми  впечатлениями,  новыми  поводами  для  игр,  новыми  мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.Раннее  знакомство  с  различными  видами  человеческой  деятельности -детская профориентация –есть  неотъемлемая  часть  общекультурной  среды,  формирующая  целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач  общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.Ранняя  профориентация  позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.В  ходе  целенаправленной  и  систематической  профориентационной  работы  происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.Целью ранней (детской) профориентации в МАДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.В  практике  с  дошкольниками  по  ранней  профориентации  педагоги    используют разнообразные  методы,которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:Наглядные (живые образы), к которым относятся: экскурсии,наблюдения,дидактические пособия,рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков,просмотр видеозаписей.Словесные, которые  включают:художественное слово,рассказ,беседывоспитателя,малые фольклорные формы,проблемные ситуации,высказывания и сообщений

Практические –это:трудовые поручения,обучение отдельным способам выполнения трудовых операций,игровые обучающие ситуации,сюжетно-ролевые игрыИгровые, к  которым  относятся:дидактические  игры,игровые  упражнения,игры  с  правилами,словесные игры,игры-воображения,игры-шутки,сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моментыНужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской  деятельности.  Это:показ,объяснение,обучение  отдельным  способам  выполнения  трудовых операций,обсуждение труда и его результатов,оценка.Педагоги  считают,  что  знакомство  дошкольников  с  профессиями  не  только  расширяет  общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный  опыт  профессиональных  действий,  способствует  профессиональной  ранней ориентации. Мы надеемся, что наши дети научатся бытьинициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мирепрофессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых,  будут  проявлять  самостоятельность,  активность  и  творчество,  что  поможет  их дальнейшему успешному обучению вшколе, а в будущем стать профессионалами своего дела.Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!

Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
  2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005г.;
  3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
  4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
  5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
  6. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Консультация для родителей. Что такое профориентация.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первичный этап подготовки дошкольника к выбору будущей профессии, заключающийся в знакомстве ребёнка с различными видами труда для самостоя...

Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»

Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...