Конспект НОД по познавательному развитию «Морские обитатели» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кудрявцева Олеся Владимировна

Расширять, углублять, и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskie_obitateli.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию «Морские обитатели» в подготовительной группе.

Цель: Расширять, углублять, и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Задачи:

Образовательная: Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (рыба - еж, рыба- молот, кит,  дельфин, краб, морской конек, осьминог). Обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающая:  Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое  и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Воспитательная: Воспитывать желание больше узнать об морских обитателях, развивать любознательность детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:  Мультимедийная презентация, загадки на морскую тематику, воздушные шарики, детали для аппликации.

Ход занятия.

Сегодня мы с вами будем говорить об обитателях морей и океанов.

Каких морских обитателей вы знаете? (ответы детей)

Правильно, в морях живет множество самых разнообразных, морских обитателей, давайте познакомимся с ними поближе. Что бы поближе познакомиться с морскими обитателями, предлагаю вам отправиться в морское путешествие на подводном аппарате -  батискафе.

Кто знает, что это такое?

Батискаф – это маленькая подводная лодка, он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна.

Прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам вспомнить пословицы о море.

Дети называют пословицы и поговорки о море.

Море слабых не любит.

Акул бояться-в море не ходить.

Море вплавь не переплывешь.

В море много дорог.

В море раз побудешь, век не забудешь.

Не обязательно выпить все море, чтобы узнать, что вода соленая.

Приготовились, начинаем погружение на морское дно.

Пока мы опускаемся на морское дно, я предлагаю вам ответить на вопросы.

На чем можно путешествовать по морю?

(корабль, яхта, лодка)

Что находится на морском дне?

(песок, водоросли, камешки, ракушки, и т.д.)

Чем дышат рыбы?

(жабрами)

Что помогает человеку дышать под водой?

(акваланг)

Какая на вкус морская вода?

(соленая)

Морское дно завораживает. Куда ни бросишь взгляд, чудеса и тайны на каждом шагу!

Ребята, посмотрите, кого вы видите?

Чем рыба отличается от животных? (ответы детей)

А вы знаете этих рыб?

1.Ребенок: Рыба - еж, эта рыба покрыта колючками как ежик. В случае опасности рыба еж увеличивается в размерах, принимая форму шара. Что бы принять еще больше угрожающий вид, рыба выпускает  наружу свои шипы. В  таком состоянии она может находиться до тех пор, пока не исчезнет опасность.

2.Ребенок: Рыба - молот, ее глаза и ноздри располагаются по бокам широкой, как молот головы, это помогает рыбе видеть и чуять добычу даже на расстоянии.

3.Ребенок: Морской конек небольшая рыбка, одна из самых необычных существ на свете. А назвали их так за то, что их форма тела похожа на шахматного коня. Многочисленные длинные шипы и лентообразные кожистые выросты,  расположенные на теле конька, делают его  незаметным среди водорослей и неприступным для хищников.

Пальчиковая игра  «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать  (медленно сжимают ладони)

Рыбка спинку изогнула (изображают, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла (делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (снова «плывут»)

Ребята, посмотрите, кто это плывет? (ответы детей)

Правильно, это кит.

Что вы можете сказать об этом замечательном обитателе? (высказывания детей)

Кит самое крупное животное в мире.

-Скажите, а кит это рыба или нет? (ответы детей)

Кит – не рыба. Киты,  как и рыбы, живут в воде, но дышат воздухам, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей он кормит молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше.  У китов, вместо зубов - усы. Киты питаются мелкими рачками, моллюсками, водорослями, поедая их в большом количестве. Так как киты  крупные, им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остаётся во рту.

Давайте посмотрим вдаль,  кого вы видите? Тогда отгадайте, какого обитателя обнаружила я.

Для себя на дне морском

он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап

Догадались – это …

Дети: Краб.

Что вы можете сказать об этом животном?

4.Ребенок: По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У краба маленькая голова, короткое брюшко. Тело краба покрыто панцирем. Есть у краба и конечности – клешни: 4 клешни по бокам и 2, самые большие, спереди. Плавать краб не умеет,  но быстро бегает боком. Крабы хищники, поедающие мидий, устриц, и мелких рачков. У них есть постоянная норка, куда они возвращаются после ночных вылазов за пищей.

А сейчас мы познакомимся со следующим обитателем, а каким, вы узнаете, отгадав загадку.

Пронеслась о нем молва: восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было, выпускает он чернила.

Дети: Осьминог.

Живет осьминог на морском дне и может менять окраску, становясь незаметным. У него восемь щупальцев. Во время опасности он выбрасывает чернила, и таким образом уходит от преследователя.

А сейчас ребята, мы с вами немножко отдохнём

Физкультминутка.

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то всплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

Ребята посмотрите, кто это плывет? (ответы детей)

 Дельфины – морские обитатели. Их изящное тело идеально приспособлено для плавания. Дружелюбие и любопытство часто делают дельфинов друзьями людей. Дельфины не могут все время плавать под водой. Им нужно всплывать на поверхность, чтобы глотнуть воздуха. Дельфины живут стаями. Самки дельфинов сообща присматривают за детенышами. Дельфины  питаются ракообразными, моллюсками, рыбой.

Наше путешествие подходит к концу, нам пара возвращается. Наш батискаф поднимается с морских глубин.

Ребята, в память о нашем морском путешествии я предлагаю вам сделать «золотую рыбку».

Дети получают шарики и детальки для рыбок (глазки, плавники, губки, хвост) остается только приклеить их к шарику.

 С какими морскими обитателями вы познакомились?

Что нужно сделать, чтобы морским обитателям жилось хорошо?

Вам понравилось путешествие? Хотели бы вы еще знакомиться с обитателями моря? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «В мире электричества». Подготовительная группа.

Занятие "В мире электричества" по познавательному развитию детей подготовительной группы познакомить с историей электричесой лампы и ее устройством. Значимости электричества в нашей жизни....

Конспект занятия по познавательному развитию (ЦКМ) для детей подготовительной группы «Я по Сусанину пройдусь…»

Формирование патриотических чувств, совершенствование знаний воспитанников о родном поселке, о Сусанинском районе....

Конспект ООД по познавательному развитию тема "Дикие животные" подготовительная группа

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе тема "Дикие животные"....

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели»в подготовительной группе.Автор: Воспитатель высшей категории Никишина А.А.Цель взрослая: Формирование представлений о морском дне...

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе Тема: «Путешествие на морское дно»

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)в подготовительной группеТема: «Путешествие на морское дно»Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания дет...

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели»в подготовительной группе.Павлова Е.ЛЦель:  Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить ...