Муниципальный проект «Счастливая семья» тема: «Я и моя семья»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Чупилина Елена Павловна

Актуальность:

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы: у молодого поколения утрачена ценность семьи, наблюдаются процессы кризисных явлений в семьях,   родители не хотят заниматься с детьми, развивать их, заменяя воспитание  покупками дорогих игрушек..

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада и группы в частности. Только объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для всестороннего развития личности ребенка.

Совместная творческая деятельность родителей и детей способствует развитию у детей таких качеств, как забота, внимание, умение трудиться, доводить начатое до конца, а так же положительные эмоции совместного творческого процесса,  и это очень важно для ребёнка!

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_i_moya_semya.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Муравейник»

Муниципальный проект «Счастливая семья»

Тема: «Я и моя семья»

(знакомство детей старшей группы  с семьей, ее традициями)

Воспитатель: Чупилина Е.П.

Музыкальный руководитель:

Недбайло И.А.

г. Коломна

2016г

Вступление:

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. В семье дети получают первые трудовые навыки: занимаются самообслуживанием, оказывают первую помощь по дому, приобретают опыт заботы о родителях, братьях, сестрах, учатся разумному потреблению духовных и материальных благ. Здесь ребенок учится ходить, говорить, думать, чувствовать, получает привычку к любви или ненависти – к тому, чем дышит родительский дом. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются   душевные, нравственные, психологические, эмоциональные основы личности, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растет, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания. В настоящее время в стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, развивает лучшие качества людей. Родители должны дать понятие ребенку, что он часть семьи, что очень важно. Мы, взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать  детям чувство привязанности к семье и дому.  Поэтому задача ДОУ – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье, семейные ценности, традиции, обычаи.

Продолжительность проекта:

 5 месяцев  (средней продолжительности)

Тип проекта: - Информационно – практико-ориентированный;

- по содержанию - «Ребенок и социальное окружение»;

- по составу участников – групповой  (дети, родители, педагоги.);

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема, на решение которой направлен проект:

К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», «традиции семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи, несформированные представления о семье, как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена необходимостью приобщения дошкольников к семейным традициям и обычаям, повышению интереса  к ценностям семьи.

Проблема (для детей): заглянули дети в старинный альбом и увидели старые  семейные фотографии. Заинтересовались ребята:  кто изображен, кем кому приходится, какие интересные события изображены на снимках (день рождения,  праздники, досуг). Дети поделились: в их семьях есть альбомы с фотографиями, но они с ним не знакомы.

Совместное решение детей и педагогов: расширить представления о  семьях воспитанников, родственных отношениях, традициях, увлечениях. Привлечь  для решения задачи мам и пап.

Цель проекта: Формировать у детей интерес к своей семье.

Задачи:

1.Воспитать уважение к членам семьи;

2.Воспитание любви к родителям, любви, заботе, сопереживанию о младших братьях и сестрах…

3.Развитие:

•интереса к семейным праздникам, традициям, реликвиям;

•речи детей (обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи);

4.развитие творческих способностей детей и родителей;

5.возрождение традиций семейного воспитания;

6.повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;

Гипотеза: Создание психолого-педагогических условий в работе по проекту поможет детям узнать о своей семье, о ее традициях, объединит  детей и родителей в творческом  процессе.

Прогнозируемый результат:

•Повышение уровня знаний детьми понятий «семья», «члены семьи», «традиции».

•Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

•Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

•Развитие творческих способностей детей и родителей.

•Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества.

•Улучшение детско-родительских отношений, микроклимата семьи.

•Повышение  уровня вовлеченности родителей в деятельности ДОУ;

Актуальность:

1.Проект разработан в силу особой актуальности проблемы: у молодого поколения утрачена ценность семьи, наблюдаются процессы кризисных явлений в семьях,   родители не хотят заниматься с детьми, развивать их, заменяя воспитание  покупками дорогих игрушек.

2.Проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада и группы в частности. Только объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для всестороннего развития личности ребенка.

3.Совместная творческая деятельность родителей и детей способствует развитию у детей таких качеств, как забота, внимание, умение трудиться, доводить начатое до конца, а так же положительные эмоции совместного творческого процесса,  и это очень важно для ребёнка!

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Участники проекта: педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель

Место проведения – групповое помещение, музыкальный зал детского сад.

Ресурсы:

1.Информационные – фотоматериалы;

2.Научно-методические: - методическая разработка деятельности с детьми; консультативная работа с родителями

3.Дидактическое обеспечение: подбор тематических дидактических игр;

подбор произведений по данной теме;

4.Кадровые: воспитатели, музыкальный работник

 5.ТСО:  ноутбук; фотоаппарат,  музыкальный центр.

Материал и оборудование –

•Костюмы для взрослых: русский сарафан, шапочка лисы, шаль.

•Костюмы для детей (сказка «Дело было в лесу»)

•Электронная презентация: «Я и моя семья»

•Видеофильм «Счастливая семья»

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный:

Цель: Сбор и изучение материалов о семье. Адаптировать материал к работе с детьми.

Содержание.

Поиск способов решения проблемы.

Дети садятся в круг вместе с воспитателем. Воспитатель предлагает детям подумать:

-Как узнать - кто изображен на семейных фотографиях?

-Какие семейные события изображены?

-Какие традиции существуют в вашей семье?

-Кто нам может в этом помочь? Кого привлечь к поиску информации?

—Что нам делать с полученной информацией?

Дети предлагают свои способы решения проблемы, воспитатель и педагог их корректируют.

Составление плана действий (совместно с детьми):

•сбор фотоматериала (семейные альбомы, фотоматериалы путешествий, досугов)  для рассматривания в группе;

•выпуск групповых и семейных  тематически газет;

•родителям сделать презентации «Моя семья - мое богатство»;

•родителям сделать видеоролики «Счастливая семья»;

•подбор музыкального репертуара по теме «Моя семья»;

•создать условия для формирования интереса  к  семье.

•подобрать материал, пособия и литературу по теме (литературные произведения, стихи, загадки, репродукции).

•привлечь родителей к участию в проекте:

-выпуск семейных газет: «Счастливая семья», «Спортивная семья», «Зимние забавы в ДОУ и семье», «Досуг в нашей семье»

- домашнее задание: совместное творчество детей и родителей «Профессии моих родителей», «Герб семьи», презентации «Моя семья»

-оформление тематического уголка в группе «Защитники Отечества»

-оформление родительской газеты к празднику «8 Марта»

-участие мам и бабушек в конкурсе «Мамы и бабушка – лучшие друзья».

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование, составленное на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

2.Основной:

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого

1.работа по трем направлениям:

•работа педагогов с детьми;

•работа детей и родителей

•работа педагогов и родителей.

 С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

2.организаци предметно – развивающей среды: оформление группы в соответствии с темой проекта.

Создать галерею семейных газет: «Счастливая семья», «Спортивная семья», «Семейные традиции», «Семейный досуг».

3.Обобщающий.

Выход:

•организация выставки «Семейные газеты»;

•проведение родительской гостиной  - Конкурс «Мамы и бабушки – лучшие друзья»; (стихи, песни, танцы,  фокусы, гимнастические номера; создать праздничную атмосферу, укрепить традиции; совместное чаепитие детей и родителей; обсуждение работы над проектом; благодарность самым активным семьям  за участие в организации и реализации проекта);

•презентация проекта для родителей группы на родительском собрании;

•обмен опытом с педагогами на сайте ДОУ;

•участие во всероссийском конкурсе «8 марта - Международный женский день!»  

Продукт проектной деятельности:

-Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Моя мама», « Мамины помощники»;

- Фотогазеты « Моя семья», «Наши увлечения», «Традиции моей семьи»;

-Презентация «Я и моя семья»;

-Презентация «Моя семья - мое богатство»;

-Видеоролик «Счастливая семья».

Теоретическое сопровождение проекта.

У детей дошкольного возраста начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего к близким, желание им сделать что-то хорошее.  В ознакомлении дошкольников с социальным окружением разделы «Семья», «Труд взрослых».

В  основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому человеку – маме. Необходимо беседовать с детьми и  о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках. Можно принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно детей подводят  к пониманию, что такое семья. Беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки, организация трудовой деятельности.

В беседах воспитатель подводит детей к пониманию того, что семья – это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помочь старшим детям.

Детям даются знания о родственных отношениях в семье – каждый из них одновременно и сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Мама и папа – тоже дочь и сын бабушки и дедушки.

Воспитатель обращает внимание на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, наводит порядок, стирает, гладит; папа – ремонтирует бытовую технику, выполняет тяжелую физическую работу. Необходимо вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои обязанности – накрывать на стол, убирать со стола посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате.

Большая работа проводится в этом плане с родителями во время индивидуальных бесед и консультаций. Дети проводят в детском саду больше времени, чем в семье, поэтому необходимо показать, что детский сад похож на семь: как и в семье в детском саду есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети и взрослые. Воспитатель знакомит детей с трудом сотрудников детского сад: поваром, работниками прачечной, напоминает, что с каждой группой работает воспитатель, помощники воспитателя, объясняет, что делает мед. сестра, дворник, прачка, музыкальный руководитель. Дети рассказывают о профессиях своих родителей. Так как родители работают - дети должны им помогать: вымыть посуду, постирать кое-какие свои мелкие вещи, подмести пол, полить комнатные растения. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание следует уделить заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.

Впервые детей знакомят с родословным деревом. Воспитатель проводит эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они принесли по просьбе воспитателей в группу. Предлагая детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал, воспитатель показывает детям, что история их семьи неразрывно связана с историей страны,  в которой они живут.

Методическое сопровождение проекта.

Работа проводится по 4 направлениям:

1.Занятия познавательного цикла.

2.Совместная творческая деятельность взрослого и ребенка;

•Воспитателя и ребенка;

•Родителей и ребенка;

3.Самостоятельная  деятельность детей.

4.Работа с родителями.

1 направление:

 Занятия познавательного цикла разделены по блокам, содержание которых интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение – «Любимая мама», «Семья», «Досуг и традиции», «Профессии в семье».   При составлении проекта использован интегративный подход.  Интеграция взаимопроникновение разного содержания воспитания и образования детей. В одну тему – блок подобраны занятия по всем направлениям развития ребенка в ДОУ.  Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с социальным окружением),  «Художественно- эстетическое развитие » (рисование, лепка аппликация, музыкальная деятельность, театральная деятельность).  Речевое развитие,  физическое развитие,  социально-коммутативное развитие. Более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей обеспечивает более глубокое познание своей семьи, ее традиций, изучение своей родословной, что  поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Кроме этого активизируется познавательная активность дошкольников, развивается речь детей.

Задачи проекта по образовательным областям:

•Познавательное развитие: продолжаем формировать у детей интерес к своей семье, воспитать уважение к членам семьи; чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; знакомство с семейными  традициями и обычаями.

Занятия - «Моя семья», «Моя мамочка», «Вместе весело шагать», «Защитники Отечества», «Мой род», «Наша семья», «Почитание родителей».

•Речевое развитие: развитие речи, обогащение словаря, учить описывать картины

 -заучивание стихотворений  Е.Благининой, Я. Аким и др. авторов, пословиц,      загадок о семье.

•Знакомство с художественной литературой:

 Формирование целостной картины о семье средством чтения детской художественной литературы, заучивания стихотворений.

•Художественно – эстетическое развитие:

Рисование: «Моя мама»,  «Мои добрые поступки»,  «Моя семья».

Аппликация: «Подарок для мамы», «Подарок для папы».

Музыкальная деятельность: Слушание – П. И. Чайковский, «Детский альбом» - «Мама», «Нянина сказка».  «Мамин праздник», муз. Е Тиличеевой.

Пение - «Мамин праздник» - муз. Ю. Гурьева,  «Песенка о маме» - муз. А. Филиппенко, «Песенка о бабушке» - муз. Е. Асеевой, «Папа может» - муз. Шаинского.

Музыкально-дидактические игры – «Мама и детки», Музыкальное лото», Где мои детки?», «Музыкальный магазин».

Инсценировки и музыкальные спектакли – «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Моя любимая мама», автор М. Коренева.

•Физическое развитие (физическая культура):                                    Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Развивать координацию движений и ловкость.

•Сюжетно-ролевая игра: «Военные учения»,  «Служба спасения», «Строительство», «Дом», «Семья», « Дочки-матери», «Все делаем правильно», «День рождения» «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».

•Дидактические игры: «Моя квартира», «Кому-  что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?».

•Игры – драматизации по произведениям:  «Волк и 7 козлят», «Гуси лебеди», «Красная шапочка».

Формы работы: Занятия, беседы, свободная самостоятельная деятельность детей, прогулки, индивидуальная работа.  К каждому ребенку ищем индивидуальный подход.

2 направление.

 Совместная деятельность взрослых и детей

Воспитателя и ребенка:

•беседы о семье;

•рассматривание альбомов;

• составление и рассматривание альбома «Это –я»;

•заучивание стихотворений;

•чтение рассказов.

Родителя и ребенка:

•совместный выпуск семейной газеты:

« Моя семья», «Наши увлечения», «Традиции моей семьи»;

•совместная подготовка творческого номера к конкурсу «Мамы и бабушки – лучшие друзья»;

•беседы о семье;

•рассматривание семейных альбомов;

•составление и рассматривание альбома «Это – я и моя семья»;

•заучивание стихотворений;

•чтение рассказов.

3 направление: 

Самостоятельная деятельность детей.

В свободной деятельности детей в группе воспитателем создаются условия, где ребята могут применить знания, полученные на занятиях  по НОД. Дети  играют в сюжетные, дидактические  и развивающие игры, рассматривают иллюстрации, книги. На прогулке дети играют в  игры, водят хороводы, поют песни, рассказывают стихи. Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

4 направление. 

Работа с родителями включает в себя:

•Консультация для родителей: «История новогодней игрушки». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.

•Консультация для родителей «Новогодние костюмы своими руками». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.

•Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».

•Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.

•Конкурс для пап и дедушек  «Изготовление кормушек для птиц».

•Папки - передвижки: «Семейное воспитание».

•Творческое задание для детей и родителей к досугу «Мамы и бабушки – лучшие друзья».

•Домашнее творческое задание для детей и родителей: «Герб семьи», презентация « Моя семья».

•Выпуск семейных газет: «Счастливая семья», «Спортивная семья», «Зимние забавы в ДОУ и семье», «Досуг в нашей семье».

•Фотовыставка « Мой папа – защитник Родины»

•Оформление тематического уголка в группе «Защитники Отечества»

•Оформление родительской газеты к празднику «8 Марта».

•Конкурс «Мамы и бабушки- лучшие друзья»

•Презентация проекта «Я и моя семья» (на родительском собрании)

Выход из проекта:

1. Выставка газет «Счастливая семья»

2.Родительская гостиная  - Конкурс «Мамы и бабушки – лучшие друзья»»

 Мероприятие прошло в виде конкурса – соревновались команды мам и бабушек. Стихи, песни, танцы,  фокусы, гимнастические номера – увлекли не только  участников конкурса, но и детей, гостей праздника.  Зрители получили заряд положительных эмоций и веселья.

3.Презентация проекта для родителей группы на родительском собрании.

4.Обмен опытом с педагогами на сайте ДОУ:

•«В гости к нам пришел стоматолог»

•«Конкурс мам и бабушек»

5.Участие во всероссийском конкурсе «8 марта - Международный женский день!»   -  диплом 2 степени

Итог:

Работа над проектом «Я и моя семья» способствовала формированию интереса  дошкольника к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникало желание реализовать знания о своей  семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление  газет о семье).

Объединение усилий ДОУ и семьи обеспечило:

•повышение уровня знаний детьми понятий «семья», «члены семьи», «традиции»;

•воспитание любви к родителям, членам семьи, к окружающим людям…;

•понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

Родители стали больше уделять времени совместному творчеству с ребенком, смогли лучше узнать своих детей, их способности. Кроме этого улучшился микроклимат семьи. Объединение усилий ДОУ и семьи обеспечило прекрасные условия для всестороннего развития личности ребенка.

Литература:

1«Ознакомления детей с предметным миром и социальным окружением»  О.В.Дыбина

2. «Окружение с окружающим миром и социальной действительностью»

Алешина

 4. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова

5.Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 1996г.

5.        Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический проект "Счастливая семья"

Основная цель  проекта: оптимизация детско-родительских отношений....

Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»

Программное содержание:•    формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. •    воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...

Муниципальный проект "Счастливая семья" 2015-2016 гг.

Материал содержит методические разработки по теме "В труде, на отдыхе, в игре - мы вместе всегда и везде"....

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...

Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»

Знакомство детей  подготовительной группы с народными  промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...

Проект «Счастливая семья»

Проект «Счастливая семья»...

Проект "Счастливая семья"

проектная деятельность в ДОО...