Психолого-педагогический проект "Счастливая семья"
проект (средняя группа) на тему

Емельяненко Татьяна Владимировна

Основная цель  проекта: оптимизация детско-родительских отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.emelyanenkotvplanproekta.docx44.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 67

г. Уссурийска УГО

ПРОЕКТ

« СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

Автор – составитель:

педагог-психолог Емельяненко

Татьяна Владимировна

ПРОЕКТ «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

или необходимость включения тренингов в проектную деятельность педагога-психолога при работе с детско-родительскими взаимоотношениями.

Психолог в детском саду — это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития, но и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Знания специалиста не должны ограничиваться только детской психологией, ориентируясь в психологии взрослых, психолог должен понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность. Основные функции психолога в детском саду — это охрана физического и психического здоровья детей, создание условий обеспечивающих развитие способностей и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Для эффективной реализации своих функций работу психологу необходимо вести не только с детьми, но и с родителями, а так же с персоналом дошкольного учреждения. Одной из задач психолога является психологическое просвещение родителей. Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции, беседы и консультации как групповые, так и индивидуальные, подбор литературы и т.п. Поиск новых форм работы – задача, как педагогов, так и психологов работающих в системе современного образования. На сегодняшний день существует множество исследований и методических пособий на тему сотрудничества с семьей. По своему содержанию большинство из них носят организационный или информативный характер. Основной задачей выступает просвещение родителей: передаче им знаний о психологии детей. Особое место среди форм и методов взаимодействия с родителями можно отвести практическим мероприятиям: мастер-классам и тренингам, последние в свою работу включают не многие психологи, чаще тренинги используют в сфере бизнеса и на производстве. На сегодняшний день насчитывается большое количество тренингов самого разнообразного направления. Тем не менее, один из видов тренинга — социально-психологический — может стать незаменимым помощником в работе психолога.

Тренинг – это ускоренная форма обучения, которая включает в себя изучение теории и практические умения, достигаемые с помощью различных упражнений или ролевых игр. Полученная теория даст понимание и знания процессов, а вот практика позволит приобрести навыки. То, что человек услышал, он забывает, а то, что сделал – запомнит. Если перейти к цифрам, то человек запоминает 20 % услышанного, 30 % прочитанного, 40% того, что сказал, 50% того, что записал и 80% того, что проделал. Специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстродействующих форм психологической работы с группами. И так как помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник в тренинг включены приемы, которые нацелены на формирование необходимых навыков, то в процессе проведения развивается самосознание и реализуется возможность изменения поведения. В процессе специально организованного тренинга возможна реализация сразу нескольких задач:

1. Диагностическая – исследование взаимоотношений с ребенком и понимания своей роли в семье самим родителем.

2. Информационная – получение родителями знаний о возрастных особенностях развития детей и способах конструктивной коммуникации с ними.

3. Практическая – создание условий для приобретения практических знаний и навыков.

4. Релаксационная – улучшение психоэмоционального состояния.

При решении каждой отдельной задачи, необходим и качественно подобранный метод, помогающий педагогу-психологу доступнее и ярче продемонстрировать родителям их скрытые ресурсы (возможности).

Например, для решения первой, диагностической, задачи перспективны проективные методики, в качестве которых можно использовать метафорические карты. Одним из достоинств данного метода является широта и глубина переживаемых человеком эмоций, которая поможет родителю глубже открыть себя, а психологу сразу на месте раскрыть некоторые из имеющихся проблем.

Информационные коммуникативные технологии уже своим названием говорят нам о возможности их использования при решении второй задачи. Правильно подобранные видеоматериалы помогут родителям легко усвоить полученный материал благодаря принципу наглядности.

В практической части тренинга число методов шире, но за основу лучше взять игру (игра и для взрослых интересна): деловая игра, ролевая или игра-драматизация и т.д. сможет показать родителям, чем и как они могут пользоваться в реальной жизни.

От проделанной работы у участников тренинга должно остаться чувство удовлетворения и положительный эмоциональный настрой. На этом этапе педагогу-психологу помогут методы музыкотерапии или арттерапии. На этом же этапе и организуется обратная связь с группой.

Заключительным этапом, как закрепление полученных знаний и навыков целесообразным будет изготовление памяток по теме тренинга, например: «Влияние семьи» и со словами благодарности за участие в мероприятие, что также скажется положительно на дальнейшем взаимодействии семьи с дошкольным учреждением.

В результате  мониторинга «Эмоционального благополучия воспитанников ДОУ» в начале учебного года (сентябрь)  среди детей, посещающих дошкольное учреждение,  а так же анализ процесса взаимодействия с детьми среди родителей,  выявил ряд недостатков:

  • наличие повышенной тревожности  (у 11% воспитанников индекс тревожности от 59 до 78%);
  • эмоциональное неблагополучие, связанное с детско-родительскими отношениями;
  • авторитаризм в общении с детьми.

По итогам мониторинга  был разработан  проект «Счастливая семья» включающий в себя: консультация «Особенности личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста», тренинг «Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка», совместный детско-родительский тренинг «Будем ближе».

Цель проекта: оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи проекта:

  •  выявление особенностей стилей семейного воспитания среди воспитанников и родителей ДОУ;
  • формирование способности родителей к адекватной оценки себя в отношении с детьми;
  •  формирование позитивной установки на отношение и понимание родителями собственного ребенка;
  •  знакомство родителей с теоретическими основами стилей семейного воспитания;
  •  обучение практическим знаниям и навыкам эффективного взаимодействия с детьми;
  • формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

Участники: родители, воспитанники, педагог-психолог.

Принципы работы по проекту:

  • добровольности;
  • сотрудничества;
  • конфиденциальности;
  • доверительности;
  • диалога.

Формы работы по проекту:

  • диагностика;
  • консультация;
  • мини-лекция;
  • практические задания;
  • ролевые игры;
  • креативные задания;
  • разбор конкретных ситуаций;
  • презентация.

Ожидаемые результаты:

  • понимание важности детско-родительских отношений;
  • выявление индивидуальных стилей воспитания в семьях воспитанников;
  • приобретение родителями  знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия с детьми;
  • улучшение внутрисемейного психологического климата.

Работа по проекту рассчитана на 1 год.

План реализации проекта:

Этапы

Задачи

Содержание

Предполагаемый результат

1

2

3

4

Подготовка

Анализ проблемного поля

Подбор методик и приемов диагностики

Появление у участников проекта четкой позиции: необходимо оптимизировать детско-родительские взаимоотношения

Практическая исследовательская деятельность

  • Изучение индивидуальных особенностей эмоционального благополучия воспитанников ДОУ;
  • Выявление доминирующего стиля семейного воспитания среди родителей:
  • Оценка уровня тревожности среди воспитанников;
  • Анализ родительских установок во взаимоотношении с детьми

  • Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», модифицированный О.А. Ореховой
  •  Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
  • анкета для родителей «Родительское кредо»

(Приложение 1)

  • Определение направлений работы по оптимизации детско-родительских отношений.
  • Составление учебно-тематического плана.

Обучение родителей на тренингах, консультациях

  • Повышение компетентности родителей в оптимизации детско-родительских отношений.
  • Улучшение внутрисемейного психологического климата
  •  Медиа-консультация «Особенности личностного и эмоционального развития детей дошкольного возраста».
  •  Тренинг «Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка».

(Приложение 2)

  • Совместный детско-родительский тренинг «Будем ближе»

(Приложение 3)

  • Овладение знаниями, умениями и навыками эффективного взаимодействия с детьми.
  • Приобретение у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

Подведение итогов реализации проекта

Анализ эффективности работы по проекту с последующей её коррекцией

  • Оценка эмоционального состояния воспитанников (методика «Незаконченные предложения»)
  • Анкетирование родителей «Кто для меня мой ребенок»

(Приложение 4)

  • Повышение продуктивности и эффективности взаимодействия родителей с детьми.
  • Обобщение опыта работы.

Анализ эффективности работы по проекту выявил существенное улучшение психологической атмосферы детско-родительских отношений. Приобретенный опыт позволяет родителям активнее и продуктивнее, чем раньше, организовывать  совместную деятельность с детьми. Тревожность среди детей снизилась, что,  безусловно, влияет на эмоциональное благополучие детей. Итоговый мониторинг показал улучшение эмоционального состояния на 80% в общем числе воспитанников ДОУ и удовлетворенность детско-родительскими взаимоотношениями в 97% от общего числа родителей, участвующих в проекте.

В результате реализации проекта «Счастливая семья»  было установлено, что проведение тренингов среди родителей положительно влияет на улучшение внутрисемейных отношений и повышение уровня эмоционального благополучия, что позволяет сделать вывод о необходимости включения проведения тренинговых занятий в проектную деятельность  с родителями.

Приложение 1.

Анкета для родителей «Родительское кредо»

Уважаемые родители отметьте более близкое Вам выражение, характеризующее Ваши отношения с ребенком:

1. «Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший»

2. «У меня прекрасный ребенок, но я очень занят»

3. «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ребенок и я люблю его»

4. «Нельзя винить моего ребенка в том, что он такой, - есть объективные причины»

5. «Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела»

6. «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так плох»

7. «Мой ребенок плохой и я могу это объяснить и доказать»

8. Своя фраза:______________________________________________

                       _______________________________________________

Благодарим за участие!

Приложение 2

Конспект тренинга на тему:

«Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка»

Цели:

1. Диагностика внутрисемейных отношений.

2. Ознакомление родителей со стилями семейного воспитания.

3.Способствовать приобретению родителями практических навыков и знаний эффективного взаимодействия с детьми.

4. Улучшение психоэмоционального состояния.

Методы:

  1. Проективная методика.
  2. Лекция.
  3. Беседа.
  4. Видеопрезентация.
  5. Игра.
  6. Арттерапия.
  7. Музыкотерапия.

Структура тренинга:

1. Знакомство с участниками.

2. Диагностика.

3. Основная часть:

  • Презентация. «Стили семейного воспитания»;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Игра «Пантомима» («Через стекло»);
  • Игра «Я умею»;
  • Игра «Гармоничный танец»

4. Рефлексия.

Материалы к тренингу: метафорические ассоциативные карты «Она»; листы А4 с шаблоном герба, краски по числу участников, повязки на глаза, брошюры «Помогу своему ребенку», музыкальное сопровождение

Ход тренинга:

1. Знакомство с участниками:

В начале тренинга педагог-психолог знакомится с родителями, рассказывает о своих функциях и задачах, дает представление о том, какую помощь он может оказать. Разъясняет, что детская психология не является отраслью медицины, а занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка и основной задачей психолога является создание необходимых условий для такого развития. Это позволит снять негативную и неадекватную установку по отношению к психологу и установить партнерские отношения с участниками тренинга.

2. Диагностика:

Слово ведущего: Любовь к ребенку — эмоциональная близость и взаимопонимание — не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением ребенка. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях взаимоотношения во многом предопределены такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания. Стили семейного воспитания, выбранные родителями сегодня и их влияние на эмоциональное благополучие ребенка и есть тема нашего сегодняшней встречи.

1. В качестве методики для диагностики внутрисемейных отношений были выбраны ассоциативные метафорические карты «Она». Первый закон метафорических карт звучит следующим образом: «На карте изображено то, что видит клиент». Благодаря неоднозначности трактовки изображения каждой карты можно помочь открыться родителям. Предлагая родителям по очереди вытянуть карту,  задается вопрос: «Опишите Ваше текущее состояние как родителя». Ответы кратко фиксируются психологом. Затем во втором круге предлагается ответить на вопрос: «Как Вы хотите видеть себя в будущем?» И третья карта помогает ответить на вопрос: «Что Вам необходимо сделать от перехода от настоящего Я к будущему?» Метафорические ассоциативные карты являются проективной методикой, в которой благодаря образу можно увидеть внутреннее состояние.

После высказываний родителей  – дискуссия. (Обсуждение услышанного друг от друга).

 3. Основная часть:

Психолог предлагает ознакомиться с научной базой стилей воспитания, положительных и отрицательных сторон каждого из этих стилей.

Слово ведущего: Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка. Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.

Родителям показывается подготовленная презентация в формате Office PowerPoint. Содержание презентации: чередующиеся слайды с фотографиями эмоций детей, информационных блоков об основных стилях воспитания (демократический, контролирующий), положительных и отрицательных сторон каждого из этих стилей под сопровождение специально подобранной музыки.

А.Болдуин выделил два стиля родительского воспитания — демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

На основе своих наблюдений другого исследователя Баурминд выделяет три типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности родителей.

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетные родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они обычно энергичны и уверенны в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле и авторитету. Не случайно эти родители в своей практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновать свои требования. Жесткий контроль над поведением своего ребенка- основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с ребенком, они скупы на похвалы, поэтому между ними и ребенком редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склоны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто не управляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применить физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

Слово ведущего: Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим напряжением взрослых и детей, эмоционально неуравновешенная, формирует детей неуживчивых, истериков или запуганных, мрачных людей.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношение между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, обиды влекут за собой значительные последствия.

К детско-родительским отношениям можно отнести следующие понятия:

  • доверие;
  • сопереживание;
  • принятие;
  • умение выслушать;
  • эмоциональные потребности.

Далее родителям предлагается сформулировать свой способ реагирования в следующих проблемных ситуациях:

1. Уже поздно, ребенку пора идти спать, но ему не хочется, а муж все-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ещё немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж настаивает на своем. Вы…

2. Муж наказал ребенка, но Вам кажется, что проступок не столь серьёзен, и Вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим, Вы…

3. Вам обоим нужно задержаться на работе, а с ребенком некому побыть. Вы считаете, что Ваши дела важнее и это должен сделать муж, но он не соглашается. Вы…

С родителями обсуждаются стили семейного воспитания его влияние на развитие ребенка.

Слова ведущего: А теперь предлагаю вам перейти от теории к практике. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является ига. С помощью игры ребенка можно научить новому, а так же выстроить и общение. Все мы знаем, что с ребенком НАДО играть, но не всегда знаем ВО ЧТО. Сегодня мы будем учиться играть с детьми, при этом играя друг с другом.

Игра: «Пантомима» («Через стекло»)

А сейчас встаньте в пары и представьте, что вы разделены толстым стеклом и не слышите, что хочет сообщить ваш партнер. Вы можете общаться только с помощью рук.

Варианты диалогов:

  • У меня болит горло.
  • Выпей горячего чая с вареньем.
  • Купи мне мороженое.
  • Нельзя, заболеешь.
  • Дай мне поиграть твою машинку.
  • Нет, я сам хочу поиграть.
  • Выходи гулять, будем играть в футбол.
  • Я еще не ел.

Игра: «Я умею»

А теперь я приглашаю вас выступить на сцене. По одному выходите к микрофону и продолжит фразу: «Я умею....», а затем покажите свое умение. Остальные в это время должны слушать внимательно, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить, что он еще умеет делать из неназванного, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто выступит последним.

Игра: «Гармоничный танец»

В игре участвуют парно. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг напротив друга, легко прикасаются ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться

Замечание. Не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

И не забывайте, что игре не обязательно выделять время, играйте с ребенком между делом. Например, по пути в детский сад пусть он жестами опишет, что ему снилось, а вы угадываете или по пути из детского сада вы опишете ему свой день, а угадывать будет он. Во вторую игру можно поиграть, когда у вас гости. А в третью всей семьей. Это непременно сблизит вас и даст почувствовать вашему ребенку эмоциональную близость с вами.

4. Рефлексия:

Слова ведущего: А сейчас я предлагаю Вам нарисовать герб вашей семьи. Расскажите в рисунке какая она ваша семья, думаете ли вы внести в ваше общение с ребенком какие изменения. Что-либо было важного для вас на этом тренинге, и что именно.

Музыкальное сопровождение в процессе рисования обязательно (релаксационное)

Подведя итог нашей сегодняшней встречи, хочется сказать, что психологическое благополучие в семье, его климат, в основном зависит только от вас, от ваших эмоций, душевного равновесия, эмоциональной стабильности. Климат семьи – индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь с вами, унижен ли или парит ли в небесах. Чем более ориентированы родители на представление возможности выбора ребенку, понимают и чувствуют, чего хочет ребенок, чем больше уделяют ему внимания и ребенок занимает важное место в их жизни, а так же чем более четко описывают они свои требования, сдерживают обещания, те более благополучен ребенок.

На этом наша встреча подходит к завершению, спасибо за сотрудничество.

В заключительной части тренинга родителям раздаются памятки «Влияние семьи».

Приложение 3.

Детско-родительский тренинг « Будем ближе»

Цели:

1. формирование позитивной установки к совместной деятельности;
2. приобретение родителями практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с детьми;

3. создание благополучного эмоционального комфорта родителей и детей.

4. развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.

Методы:

1. Беседа.

2.Сюжетно-ролевые игры.

3.Мимические этюды.

4. Арттерапия.

Структура тренинга:

1. Разминка – знакомство.

2. Основная часть.

3. Рефлексия.

Участники: дети, родители, воспитатель, педагог-психолог.

Материалы к тренингу: карточки с «ингредиентами», ручка, лист бумаги, карточки с рисунками и словами к игре «Печатная машинка», ватман, краски, влажные салфетки.

Ход тренинга:

1. Разминка – знакомство:

Слово ведущего: Здравствуйте ребята, мамы и папы. Дома дети видят родителей утором, вечером и по выходным, в детском саду встречаются с воспитателями в будни. Воспитатель видится с родителями некоторое время с утра встречая вас дети и вечером, провожая. Вместе мы можем увидеться только на праздниках, утренниках. Предлагаю вам сегодня устроить совместный праздник, так мы сможем ближе познакомиться и узнать друг друга. А для этого знакомства предлагаю устроить небольшое интервью.

Игра: «Интервью».

Родители с детьми разбиваются на пары и договариваются, в какой форме и как они будут представлять друг друга. Первая пара выходит в центр. Представляются. Сначала родитель рассказывает о ребенке, затем ребенок рассказывает о маме (папе). Остальные участники задают им вопросы.

2. Основная часть:

Слово ведущего: Вот мы и познакомились. Мне очень приятно, что вы все так много интересного рассказали друг о друге. Каждый из нас как отдельная крупица в огромном мире, и каждая такая крупинка часть чего-то одного целого. Например, Маша и её мама Вика, две крупинки, а вместе они семья Ивановы. Сейчас я вам раздам карточки с обычными словами, и мы поиграем в новую игу, которая сделает нас всех здесь одним общим. Мы  будем готовит пирог, но необычный, а сказочный.

Упражнение:  «Пирог «Счастье моё».

Участникам раздаются карточки – «ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, доброта, щебет птиц. Необходимо написать рецепт приготовления пирога из полученных «ингредиентов». Родители зачитывают полученный рецепт, а дети с их помощью, как только называют «ингредиент» с их карточки мимически изображают его и берут за руку предыдущего участника.

Пример: « Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте по кусочку и раздавайте каждому. Будьте здоровы!!!»

Слово ведущего: как же замечательно у вас получается у вас делать все вместе.

Игра: «Печатная машинка».

Участникам раздаются карточки с картинками (детям) и словами (родителям). Ведущий читает фразы, а участники должны стать в том порядке в котором называются слова как можно быстрее.

3. Рефлексия.

Слова ведущего: мне очень интересно было познакомиться со всеми вами. Вы здорово играли. У вас родители замечательные детки, а у вас детки потрясающие мамы и папы. Мне очень интересно, а вам было интересно играть всем месте? Как вы себя чувствовали, играя такой большой и дружной компанией? Попрошу вас не просто рассказать, а нарисовать общую картину.

Игра: «Рисуем вместе».

Приготовьте большой лист ватмана и краски.   Пусть все участники игры сядут вместе, рядом друг с другом, и по очереди выберут себе тот цвет, который им нравится больше всего. Один цвет может использовать только один человек. Начните с ребенка, пусть он нанесет на лист какие-нибудь каракули и сделает это как можно энергичнее. Не нужно ничего планировать или задумывать, пусть эти каракули будут максимально спонтанными. Если ребенок отказывается, пусть начнет кто-нибудь другой. Следующий участник должен попытаться углядеть в каракулях намек на какую-то фигуру, какой-то образ и дополнить рисунок, но не закончить его. Ватман при этом можно поворачивать любой стороной, как будет удобно. Все участники должны внести свой вклад в создание рисунка, передавая лист друг другу по очереди, пока каждый не решит, что ему больше нечего сюда добавить. Когда рисунок закончен, педагог-психолог устраивает  обсуждение как результата совместной деятельности, так и процесса создания рисунка. Что получилось? Чья была идея?  Что хотел нарисовать каждый участник? Хотел ли кто-нибудь попытаться нарисовать что-то другое? Что чувствовали участники в процессе игры?

Благодарю вас за рисунок и сотрудничество!

Приложение 4.

Анкета для детей «Незаконченное предложение»

Продолжи предложение:

  1. Я очень рад, когда мои родители….__________________________
  2. Я злюсь, когда мои родители…______________________________
  3. Я счастлив, когда__________________________________________
  4. Я переживаю, когда________________________________________

Анкета для родителей «Кто для меня мой ребенок»

Уважаемые родители ответьте на вопросы:

1. Кто такой ребенок?

  • источник проблем?
  • родник радости?

2. Для чего он пришел в эту жизнь?

  • для тепла и радости?
  • для обид и раздражений?
  • для воплощения родительских надежд?
  • для продолжения жизни на земле?

3. Где он, ребенок?

  • в тепле и уюте?
  • в коридоре общаги?
  • в любящей семье?

4. С кем ваш ребенок?

  • есть ли ему место в Вашей душе, в Вашей жизни, в каждом Вашем дне и часе?
  • кто рядом с ним целый день, целое детство? Родные или случайные люди?

Благодарим за участие!

Список используемой литературы:

1. Вачков И. Психология тренинговой работы. Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – Москва.: Эксмо, 2007. -827с.

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – Москва.: Гардарики, 2005. – 287с.

3. Метафорические ассоциативные карты «Она» / к.Крюгер; худож. В Кирдий. – СПб.: Речь, 2013. – 32с.

4. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб.: «Речь», 2002. – 112с. – (Практикум по психодиагностике).

5. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / Истратова О.Н. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 349с. – (Психологический практикум)

6. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. -652с.:ил.

7. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога. Авторы: Л.А.Венгер, Е.Л. Агаева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, А.И. Булычева, И.А. Бурлакова, Н.Б. Венгер и др. // dob.1september.ru2003/05/11.htm

8. Родительские собрания / авт. – сост. Л.Е. Кыласова [ и др.]. – Волгоград: Учитель,2012. – 146с.

9. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 928с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение неполных семей в дошкольном учреждении

В данной статье раскрывается опыт организации клубной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотой ключик» города Новочебоксарск Чувашской  Республики  с целью поддержки одиноких матерей ...

Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ.

Педагогика, дошкольники, работа с семьей....

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Психолого- педагогические основы взаимодействия семьи и педагога

Психолого- педагогические основы взаимодействия семьи и педагога...

Школа малоопытного педагога-психолога «Организация психолого – педагогического взаимодействия с семьями воспитанников»

Ребёнок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.В. А. Сухомлинский...