Конспект занятия "Ходит капелька по кругу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лобачева Марина Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников старшего возраста с круговоротом воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_vodyanogo_tekst_1.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  занятия   для детей старшей  группы с элементами сказкотерапии «Ходит капелька по кругу»

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе

Программные задачи:

обучающие

Уточнить значение воды для всего живого.

Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.

Формирование словаря (испаряется, просачивается, круговорот).

развивающие

Развивать у детей познавательное отношение к природе.

Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.

воспитательные

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережливое отношение к воде.

Методы и приёмы:

Наглядный (схемы, символы) мультимедийная презентация.

Практический (опыты);  составление сказки по моделям « Ходит капелька по кругу».

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты: «Свойства  воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры» (снег быстро тает, если лить на него горячую воду).

Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: 

Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой  (по количеству детей).

Картинки - модели « Как капелька путешествует»

Эмблемы по количеству детей с изображением дождинок и снежинок.

Счетный материал (карточки с изображением полных и пустых банок).

Демонстрационный материал:

Термос с горячей водой, стекло, промокательная бумага (салфетка).
ИКТ средства.

                                       

(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд)  

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в зал.

       Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.

Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».                                                                

       Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…

Сказка

      Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.

      Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего  не останется одна пустыня).

      Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает,  а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

      Воспитатель:  Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

(гипотезы детей)

      Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело -  Вода пропала! Нужно Водяному помочь  найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?

(предложения детей)

        1 этап. Проблема практики:  

      Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны? Тогда вперед!

Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.  (НА ПРОЕКТОРЕ-  1 слайд Включить звук)  

         2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

В сказке:

На проекторе анимированное изображение подводного царства.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 2 слайд)  

       Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые  чудеса.

      Смотрите, а  Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым  делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

       3 этап. Решение проблемы:

Опыт №1 испарение воды

       Воспитатель: Ребята смотрите что там, на  камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.

       Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.

Вы позволите мне его открыть?

 (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

       Воспитатель:  А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

Откуда пар в термосе? (дети отвечают)

(Вода при нагревании превратилась в пар)

 Опыт №2 капли на зеркале.

       Воспитатель:  А вдруг это не вода? У меня есть  один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).

(Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

       Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.

Горячая вода испаряется, в пар превращается.

Выходит, может вода испаряться?

       Воспитатель:  Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?

 (гипотезы детей)

      Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)

(НА ПРОЕКТОРЕ- 3 слайд  включить звук)  

Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.

Воспитатель сопровождает текстом:

       Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.

Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.

Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 4 слайд)  

    Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.  

Опыт №3 (с землей)

      Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.

 (одновременно дети с воспитателем поливают землю)

    Воспитатель:  Ну и как?  может вода сквозь землю просочиться?

(дети отвечают)

    Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?

(гипотезы детей)

    Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна

 (нажать на раковину и раковина увеличивается)

     Смотрите, какая большая жемчужина, да это же настоящая  сказочная скрытая подводная  фотокамера.

(нажать на жемчужину она увеличивается)

    Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.

Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.

 (Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)

(НА ПРОЕКТОРЕ- 6 слайд  включить звук, затем кликнуть мышкой)  

 Воспитатель:

  • Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
  • В облака собирается.
  • Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
  • Ветерок их подгоняет.
  • Облака в тучку собираются.
  • Тучка дождик несет.
  • А как станет тяжело нести, на землю прольет.
  • Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
  • В реки подземные попадут и потекут не спеша.
  • А как к земле пробьются, родником обернутся.
  • Ручейками по земле потекут.
  • А ручейки в озёра, реки впадают.
  • Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
  • А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

(НА ПРОЕКТОРЕ- 20 слайд)  

     Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

(дети отвечают)

Осталось только отчет для Водяного составить, куда вода девается.  

     Воспитатель:

Будем работать в командах:

Рассчитайтесь на снежинки-дождинки. (дети делятся на команды)

     Воспитатель: Смотрите, какие красивые конверты в раковине волшебной были.

Проходите каждая команда за свой стол.

(Воспитатель дает конверты с заданием)

     Воспитатель:  Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что нам Жемчужина подарила.

Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.

Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.

(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).

     Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Водяному подарить.

(дети наклеивают) 

     Воспитатель: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?

(ответы детей)

Давайте и Водяного успокоим. Расскажем ему, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.

(дети говорят теплые слова Водяному)

     Воспитатель: Не грусти больше Водяной и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.

     Воспитатель: Ребята! Водяной очень рад вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.

     Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!

(НА ПРОЕКТОРЕ-  1 слайд Включить звук)  

            4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец»                                                  (дети перешагивают через обруч).

           5 этап. Рефлексия:

Воспитатель:

     Ребята у нас с вами  получилось помочь Водяному?

Мы готовы всегда прийти на помощь другим?

У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...

Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе « Ходит капелька по кругу».

Конспект поможет в игровой форме познакомить детей со сложным явлением в природе "Круговорот воды в природе" Использование мультимедийных презентаций способствует лучшему усвоению данного понятия....

План -конспект Тема: «Ходят капельки по кругу».

план- конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. тема: "Ходят капельки по кругу"...

Конспект занятия «Ходит капелька по кругу»

Цели: дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.Задачи: показать детям, что капельки воды в природе «ходят, дви...

Утренний круг "Ходят капельки по кругу"

Закрепить знания о весне и весенних месяцах....