«Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: расширить и закрепить знания детей о многообразии мира насекомых, их среде обитания, познакомить со строением тела насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm.docx487.87 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ФЦКМ в старшей группе

Тема: «Насекомые»

Цель: расширить и закрепить знания детей о многообразии мира насекомых, их среде обитания, познакомить со строением тела насекомых.

Задачи: развивать и обогащать речь детей, активизировать словарь по данной теме;

воспитывать бережное отношение к природе.

Ход ООД.

Вступительная часть.

- Сегодня мы окунёмся в удивительный мир… Я хочу загадать загадки, ответив на которые, ты сможешь сам сказать, о ком пойдёт речь.

  Загадки. 

У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка) 

Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри, -
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей … . (Муравьи)

На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
«Да ведь это …» (Бабочка)

В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах. (Кузнечики)

Насекомое — в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он? (Комар)

В воде родится,
А воды боится.
(Стрекоза)

Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает.
(Гусеница)

Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает? (муха)

Как назвать их одним словом?

(Верно, насекомые. Сегодня мы будем говорить об этих удивительных существах. Это – наши соседи, которые живут везде).

На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых – усы. Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и со вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.

Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона.

Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.

Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летающего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.

МУРАВЬИ живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча – это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи – друзья: они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную, которая сильно обжигает.

ПЧЕЛЫ – труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения: особым танцем-кружением – пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты – воск, мед, прополис, пчелиный яд – это лекарства от болезней.

Ты же знаешь, что я люблю всё интересное и необычное. Вот я нашла картинки. (Приложение 1.) Презентация

Кто на них?

Давай рассмотрим их. Назови части тела насекомых. 

(Голова, грудь брюшко. На голове есть глаза, усики, хоботок. К груди относятся лапки и крылышки)

Зачем насекомому усики?

Почему насекомые часто имеют необычную или яркую окраску? (Она их защищает, отпугивает врагов)

Как ещё защищаются насекомые? 

(Бегством, притворяются мёртвыми, маскируются под части растений, выделяют неприятные запахи, атакуют, могут даже шипеть – некоторые тараканы)

Чем питаются насекомые?

(Насекомые питаются растениями древесиной, цветочным нектаром, грибами.

Остатками еды. Есть кровососы. И даже такие, которые поедают других насекомых)

А как называют таких насекомых? (Хищные.)

Кто к ним относится? (Богомолы, кузнечики, саранча, божьи коровки, жужелицы, осы, стрекозы.)

Игра «Кто, где живет?»

С одной стороны стола лежат картинки с изображением среды обитания насекомых, с другой – картинки с изображением насекомых. По сигналу «В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом». (Приложение 2)

Физминутка
Бабочка летала, 
(Медленный бег на носочках),

Над цветком порхала. (Руки делают взмахи вверх-вниз).

Села, посидела (Присесть, покачать головой)

И нектар поела. (Вниз – вверх).

Два своих больших крыла (Встать опустить)

Опустила, подняла. (Поднять выпрямленные руки).

Полетела дальше, (Медленный бег на

Чтобы мир был краше. носочках, руки делают взмахи вверх-вниз).

Польза и вред от насекомых.

- Какую пользу приносят насекомые?  А вред?

Польза:   - людям: пчёлы дают мёд;

- лесу:       муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчёлы, бабочки опыляют растения;

-  животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат кормом для них.

Вред:   -  людям: мухи, тараканы, комары больно кусают и разносят опасные болезни;

-  лесу :     жуки-короеды повреждают кору деревьев, а гусеницы объедают листья растений;

-  животным и птицам:  комары, слепни, блохи больно кусают.

Упражнение «Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - /расставить руки в стороны,

Я лечу издалека. /ритмично помахать руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - /Указательные пальцы выставить

Укусить скорей спешит вперед, /остальные поднять, делать ритмичные выбросы рук попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - /ритмично притопывать ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - /делать ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Работа с конструктором.

Давай составим из геометрических фигур стрекозу.

Итог.

Что понравилось?

Что нового узнал?

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...