"Экологическое воспитание старших дошкольников в дошкольной образовательной организации"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Ширковская Елена Анатольевна

 

                                                      Природа – это богатейшая кладовая,

                                              неоценимое богатство для интеллектуального,

                                       нравственного и речевого развития ребёнка.

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

Статья

Экологическое воспитание старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

                                                         Природа – это богатейшая кладовая,

                                              неоценимое богатство для интеллектуального,

                                       нравственного и речевого развития ребёнка.

В. А. Сухомлинский

Аннотация: Статья посвящена проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.  Рассматривается актуальная проблема по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Формы и методы экологического воспитания.

Ключевые слова: экологическое воспитание, старший дошкольник, формы и методы экологического воспитания.

На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания.  Единственный биологический вид на Земле - человек, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительного развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.

Особое место в процессе развития личности принадлежит этапу дошкольного образования. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить на доступном ему уровне существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность. Достигнутый в дошкольном детстве уровень воспитанности - это тот фундамент, на котором осуществляется дальнейшее развитие сущностных сил ребенка, формирование его отношения к социоприродному окружению. Проблема экологического воспитания старших дошкольников разрабатывалась в трудах многих ученых. Т.А. Бобылевой, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, Л.П. Молодовой, А.А. Плешакова и др. Отдельные проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой.

В старшем дошкольном возрасте вопросы, мотивом которых является стремление к познанию окружающего мира, сферы морали и ценностей увеличиваются и становятся главенствующими. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Все это актуализирует проблему экологического воспитания детей на социально-педагогическом уровне[2].

 В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, в результате которого осуществляется социокультурное развитие ребенка[6;4].

Формирование основ экологического сознания, как уже отмечалось, происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в нерегламентированной деятельности экологической направленности[5].

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного[4].

Основные формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

  1. Самой основной, и самой распространенной формой работы по экологическому воспитанию детей является урок. Он же занятия (ООД) в детских садах.
  2. Экскурсии.

 Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой.

  1. Экологические праздники и досуги.

 Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание.

4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

 Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д[1].

5. Труд

Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.).

6. Организация выставок и конкурсов творческих работ

7. Участие в детских экологических конкурсах.

Методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В педагогическом процессе используются различные методы: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

Таким образом, можно сделать вывод, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

Формы, методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Таким образом, экологическое  воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.

Список использованной литературы

  1. Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. и др. Как знакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей детсада. М.: Просвещение, 2002. 76 с.
  2.  Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт-М4-е издание, переработано и
  3. дополнено, 2008. 607с.
  4. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Николаева С.Н. М.: Издательский центр Академия, 2001. 2-е издание. Исправленное, 184 с.
  5. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями учреждений. М.: Центр Академия, 2003. 18 с.
  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013г.
  7. Шиленок Т.А. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание.2002. №7-8. С. 32-39.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»

Цель:  определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  в рамках национально-регионального компонента....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации

Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества....

Развитие основ критического мышления старших дошкольников в дошкольных образовательных организациях

В статье актуализируется проблема развития основ критического мышления  старших дошкольников, рассмотрено понятие основы критического мышления,  выделены элементы критического мышления старш...

Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...

Статья: Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...