Перспективный план по ознакомлению с природой
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Хлебунова Адиля Фаритовна

Перспективный план поможет педагогам при планировании работы по ознакомлению дошкольников с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 8 "Росинка"

Перспективный план

по ознакомлению детей

старшего дошкольного возраста

с природой

                                                                                                          Подготовил:

                                                                                Хлебунова А.Ф.

    воспитатель

г. Нягань 2017 г.

Сентябрь   

Задачи:

1.    Обобщить представления о лете: продолжительность дня и ночи, температура воздуха, явления природы (гроза, радуга, молния, солнцепёк); состояние растений (рост, цветение, созревание ягод и плодов); особенности жизнедеятельности животных в лесу.

2.    Формировать понятия об осени как времени года (похолодание).

  1. Освоить представления о воде, её

свойствах; почве - состав, влажность почвы.

  1. Конкретизировать представления

об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособления к среде, к сезонным
изменениям среды, признаки хорошего состояния, способы удовлетворения
потребностей).

     Опытническая работа:

 1. Песок  

- Форма песчинок. Цель: показать, что песчинки имеют определённую форму.

- Песчаный конус Цель: показать, что песок может двигаться.

- Песочные часы.

     

          2. Вода

- Свойства воды (текучесть, запах, вкус, прозрачность, бесцветность). Цель: познакомить со свойствами воды.

- Способность воды отражать окружающие предметы. Цель: доказать, что вода обладает отражающими свойствами.

       

          3. Воздух

-Воздух нам необходим. Цель показать, что воздух необходим всем живым организмам 

Игры с МЧ

  1.Теремок Цель: развитие ассоциативности  мышления, обучение детей сравнениям систем (вода – песок), закрепление алгоритма системного мышления.

  2. Аукцион. Цель: учить выделять дополнительные ресурсы объектов неживой природы (вода, песок, воздух).

3. Мои друзья. Цель: учить выделять функцию объектов неживой системы природного мира.                                                                            

4. Твёрдое – жидкое   Цель: закрепить знания о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое.

5. Город маленьких человечков. Цель: закрепить знания детей о твёрдых, жидких, газообразных состояниях, учить давать им характеристику

Игры на классификацию объектов

(согласно теме недели; см. приложение)

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых  людям  определенных профессий.

"Что в круге"

Цель: Учить  детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

"Все в мире перепуталось"

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира  

по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

«Волшебная дорожка»

Цель:  учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.

Тренинги: «В гости к королеве Природы», «В гости к королеве Изобретений»

              Беседы:

  • "Что помогает цветам расти".
  • "Для чего человеку воздух?"
  • «Для чего человеку чистая вода?»
  • "Почему идет дождь?"
  • "Куда и почему улетают птицы"                                                                                                              
  • "Как отличить живой организм от неживого?"

              Труд в природе:

  • Сбор семян дикорастущих трав (для подкормки птиц)
  • Заготовка и сушка листьев растений (для аппликаций)
  • Уборка листьев
  • Рыхление земли у деревьев.
  • Обрезка кустарника.

Посадка овса для кормления животных уголка природы.

Чтение художественной литературы:

Е. Трутнева "Грибы"   В. Бианки "Опять лето"

Н. Павлова "Осенью"  И. Бунин "Листопад"                                

В. Бианки "Готовятся к зиме "

Н. Павлова "Поехали!"

В. Сухомлинский "Старый пес"

Л. Толстой "Белка и волк"

К. Ушинский "Гусь и журавль"              

Т.А. Шорыгина "Сказка о кривой уточке"

Т.А. Шорыгина "Муха"                              

 Т.А. Шорыгина "Божья коровка"

              Наблюдения в природе:

-        осмотр участка детского сада;

- наблюдение за образующимися лужами, отражениями в них;

-        изменения освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи,
высота стояния солнца, изменения температуры, первые заморозки, туман,
роса, небо (луна, звезды, солнце, облака);

  • прозрачность воздуха, скорость его передвижения;
  • прекращение роста и отмирание верхних частей растений;
  • различие деревьев, кустарников, трав по стволам, веткам, остаткам плодов,
    листьев. Растения однолетние и многолетние;

- исчезновение   насекомых   (нахождение   мест   их   скопления).   Отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлету, сбор в стаи), водоплавающие птицы;

-труд дворника, садовника.

Речевые логические задачи

  • "Разноцветные кораблики"
  • "У речки"

Самостоятельная деятельность детей

 ИЗО: предложить детям бумагу разных цветов для изображения осенних изменений в природе. В уголок самостоятельной художественной деятельности поместить трафареты овощей, фруктов, грибов.

Книжный уголок: подобрать художественную литературу с осенней тематикой. Поместить иллюстрации с изображением насекомых.

              Уголок природы: 

- Поместить альбом, иллюстрации с изображением осени. Природный материал для изготовления поделок.

- Оформление альбома «Времена года» (сентябрь)

Октябрь

Задачи:

  1. Продолжать формировать понятия об осени, как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные осадки).
  2. Продолжить освоение представлений о свойствах воздуха; о воде - испарении, силе воды, процессе конденсации.

3.        Конкретизировать представление о деревьях, растущих на участке и
домашних животных.

4.        Сформировать представление о внешнем строении человека, его основных
жизненных функциях (питание, дыхание, движение, труд).

  •              Опытническая работа:
  1. Вода

- Куда делась вода? Цель: подвести детей к выводу о том, что вода испаряется, скорость испарения зависит от температуры.

- Водяная мельница  Цель: показать, что вода обладает силой.

   

       2. Воздух

-  Свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха) Цель: познакомить со свойствами воздуха.

-

                Игры с МЧ

  1. Лужица и солнышко. Цель: показать переход воды из жидкого состояния в газообразное.
  2. Где живёт?  Цель: учить выявлять надсистемные связи.
  3. Чем был – чем стал. Цель: учить определять линию развития объекта.
  4. Что умеет делать. Цель: формировать умение выявлять функции объектов.
  5. Облачко. Цель: закрепить знания о переходе воды из жидкого состояния в газообразное, помочь понять, как образуется облако.

Игры на классификацию

Тренинг «В гости к королеве Живой природы»

«Ты мой кусочек»

Цель:  уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.

«Разведчики»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

«Я знаю»

Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов  классификационных групп.

 "Что в круге"

Цель: Учить  детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

«Поможем Золушке»

Цель: учить классифицировать объекты по различным признакам.

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

 «Волшебная дорожка»

Цель:  учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Выбери нужное»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.

                 Беседы:

  • "Что было сначала, что потом" (развитие растений).
  • "Откуда взялся ветер".
  • "Как образуются облака?"
  • "Зачем человеку глаза и уши?"
  • "Как человек заботится о домашних животных?"
  • "Чем полезны овощи, фрукты, ягоды".

              Труд в природе:

  • Заготовка веток, листьев, плодов для игр.
  • Окапывание деревьев и кустарников.
  • Уборка сухих веток, листьев деревьев и кустарников.
  • Уборка участка.
  • Сбор семян дикорастущих трав.
  • Уход за комнатными растениями.

     Чтение художественной литературы:

  • С. Воронин "Моя береза" (осенью).
  • В. Бианки "Прощальная песенка"
  • В. Бианки "Белкина сушильня "
  • Л. Чудинова"Сенокосец"
  • Т.А. Шорыгина "Муравей"
  • Т.А. Шорыгина "Свиристель"
  • М. Пришвин "Лисичкин хлеб"
  • И. Бунин "Листопад"
  • Е. Чарушин "Курочка"
  • В. Бианки "Музыкант"
  • Л. Толстой "Волк и собака"
  • Фольклор: загадки, пословицы, поговорки, песенки - потешки об осени.
  • Энциклопедические рассказы о неживых объектах природы.

                Наблюдения в природе:

  • осмотр участка детского сада;
  • изменения освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи;
  • облачность; осадки; небесные светила;
  • наблюдение за влажными вещами, развешанными для сушки;
  • сравнение одежды взрослых и детей осенью и летом;
  • приближение птиц к жилью человека;
  • наблюдение за животными, прибегающими на участок (собаки разных пород,
    кошки).

  Речевые логические задачи:

  • "О чем рассказал ёжик"
  • "По грибы".

   

                 

Работа с родителями:

  • Озеленение группы.
  • Оформление выставки " Палитры осени".

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: выложить природный материал для свободного творчества. Поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе. Поместить трафареты одежды людей, грибов, листьев деревьев.

   Книжный уголок: Подобрать художественную литературу о природных явлениях, деревьях, кустарниках, травах. Выложить иллюстрации с изображением домашних животных.

Уголок природы

Альбом «Времена года» (октябрь, ноябрь)

Ноябрь

Задачи:

1.        Продолжать формировать понятия осени как времени года (сильное
похолодание, дальнейшее сокращение светового дня, осадки в форме снега).

2.        Дать представление о температуре воздуха и её изменчивости.

3.        Дать представление об основных группах растений (дерево, куст, трава).
Сравнить состояние лиственных и хвойных деревьев и кустарников. Отличить
особенность жизни диких зверей и птиц осенью.

  1. Уточнить представление о функциях растений (питание, дыхание, движение,
    рост и развитие).
  2. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.

        Опытническая работа:

  1. Вода

Свойства пара. Цель: показать, что пар тёплый, лёгкий, его трудно удержать, он не имеет формы.

- Игра цвета. Цель: подвести детей к выводу, что вода меняет свой цвет в зависимости от краски, добавленной в воду.

      2. Воздух

- Как его обнаружить?  Цель: показать один из способов обнаружения воздуха.

- Почему надулся шар?  Цель: показать, что воздух занимает всё свободное пространство

- Определи температуру. Цель: показать детям, что воздух имеет определённую температуру, и она  может меняться. Это зависит от времени, места измерения.

           Игры с МЧ

  1. Где живёт. Цель: учить выявлять надсистемные связи.
  2. Что умеет делать? Цель: формировать умение выявлять функции объектов.
  3. Город смешанных человечков. Цель: закрепить умение моделировать вещества, процессы, происходящие в них.
  4. Весёлый мяч Цель: закрепить умение детей ориентироваться в твёрдых, жидких, газообразных веществах, точно знать, из каких человечков они состоят.

                                                                               

Игры на классификацию

Тренинг: «В гости к королеве Природы», «В гости к королеве неживой природы»

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

"Все в мире перепуталось"

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира  по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

"Колпачок"

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Разведчики»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

«Кто делает так же?»

Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям

"Отвечай быстро"

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

"Я  еду на Север"                        

Цель: Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения.

«Купец»

Цель: учить описывать свойства и признаки объектов, узнавать объект по описанию.

     Беседы

  • "Что ты заметил по дороге в д/сад?" (солнце встает поздно).
  • "Нужно ли человеку готовиться к зиме?"
  • "Почему птицы улетают в теплые края?"
  • "Как мы помогаем комнатным растениям?"
  • "Почему происходит листопад?"

          Труд в природе:

  • Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
  • Расчистка дорожек от снега.
  • Утепление молодых деревьев.
  • Помощь малышам в уборке территории.
  • Подкормка птиц на участке.
  • Уход за комнатными растениями.
  • Помощь няне в утеплении окон.

Чтение художественной литературы:

  • В. Бианки "Запасы овощей"
  • В. Бианки "Готовятся к зиме"
  • Т.А. Шорыгина "Белка"
  • Т.А. Шорыгина "Ёж"
  • Т.А. Шорыгина "Осина", "Сосна"
  • Н. Павлова "Опенки"
  • К. Ушинский "Умой обождать"
  • В. Сухомлинский "Птичья кладовая"

- Викторина на тему: "Деревья".

       Наблюдения в природе:

  • осмотр участка детского сада;
  • наблюдение за испарениями, происходящими в природе (после дождя);
  • освещенность в течение дня;
  • продолжительность дня и ночи;
  • измерение температуры воздуха;
  • наблюдение за птицами, обитающими вблизи жилья человека;
  • наблюдение за лиственными и хвойными деревьями, кустарниками.
  • наблюдение за животными;
  • наблюдение за небом (хмурое, темные тучи);
  • Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.

.Речевые логические задачи:

  • "Кто обедал в птичьей столовой?"
  • "Кто где зимует?"

Работа с родителями

Консультация «Как познакомить дошкольника с предметным миром»

Анкетирование родителей на тему: «Знакомство дошкольников с окружающим миром в семье»

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: выложить природный материал для рисования нетрадиционным способом; приготовить краски для игры «Поиграй с цветом».

Книжный уголок: подобрать иллюстрации с изображением растений, растущих в разных природных зонах; книги о деревьях, кустарниках, птицах

Декабрь

Задачи:

  1. Расширить представления о зиме: состояние погоды, длительность дня.
  2. Закрепить знания о свойствах снега, воздуха, воды.
  3. Расширить  представления  о  зимовке  животных  (зверей,  птиц,  рыб,
    насекомых).

4.        Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением
животных  и  условиями  зимнего  сезона  (среда  обитания,  потребности,
приспособления к среде, признаки хорошего состояния) (дикие звери)

5.        Сформировать представление о наземной, воздушной и водной среде
обитания.

          Опытническая работа:

          1.  Снег

- Зависимость свойств снега от температуры воздуха. Цель: подвести к пониманию зависимости свойств снега от температуры.

       2. Вода

-  Переход из одного состояния в другое.   Цель: показать, что при определённых условиях вода переходит из одного состояния в другое и обратно.

       3. Воздух

- Где теплее? Цель: подвести детей к выводу, что холодный воздух тяжелее тёплого.

-Расширение и сжатие воздуха. Цель: показать, что воздух сжимается и расширяется в зависимости от температуры.

       4. Лёд

- Испарение льда. Цель: показать переход твёрдого вещества в газообразное.

       5. Растения

- Посадка лука. Цель: подвести детей к выводу, что для нормального роста и развития растений необходимы свет, вода, тепло, питание.

             Игры с МЧ

  1. Город маленьких человечков  Цель: закрепить знания детей о твёрдых, жидких, газообразных состояниях, учить давать им характеристику.
  2. Где живёт. Цель: учить выявлять надсистемные связи.
  3. Теремок (2). Цель: научить детей свободно ориентироваться в модели человечков твёрдого, жидкого и газообразных веществ.
  4. Облачко. Цель: закрепить знания о переходе воды из жидкого состояния в газообразное, помочь понять, как образуется облако.
  5. Лужица и мороз. Цель: показать

     переход воды из жидкого состояния в

    твёрдое и твёрдого в газообразное.

Игры на классификацию

«Кто где живёт»  Цель:

«Что это такое?»

Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам.

«Кто больше назовёт»

Цель: упражнять в перечислении объектов различных классификационных групп.

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых  людям  определенных профессий.

«Был. Есть. Будет»

Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.  

«Я еду в деревню»

Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение.

«Разведчики»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

«Кто делает так же?»

Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям

«Рыбы – птицы – звери»

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

Беседы:                                                                                                                                           

- "Что я видел по дороге в д/сад?" (изменения в природе).

  • "Мои органы зрения".
  • "Что мы знаем о рыбе?"
  • "Что нужно растениям?"
  • "Где найти медведя зимой?"                
  •  "У воды, на воде, в воде"

        Труд в природе:

  • Уборка участка после снегопада.
  • Изготовление и вывешивание замороженных и цветных льдинок.
  • Устройство горок для кукол.
  • Сооружение построек из снега.
  • Поливка водой построек и дорожек.
  • Подкормка птиц.

Чтение художественной литературы:

  • В. Бианки "Приспособился" 
  •  В. Бианки "Прячутся..." 
  • Т.А. Шорыгина "Ель"
  • Т.А. Шорыгина "Прогулка в лес" –
  •  Е. Чарушин "Заяц"
  • Е. Чарушин "Что за зверь"  
  • А. Клыков "Зимой под водой"  
  • Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Воробей"  

- Т.А. Шорыгина "Лиса - мышкует"  

- Т.А. Шорыгина "Волк зимой"  

-  Викторина "Дикие животные"

-Энциклопедия «Всё обо всём» «Привычные вещи»

Речевые логические задачи:

  • "Что бабушка рассказала Саше?"
  • "Кто обедал в птичьей столовой?" (2)

Наблюдения в природе:

- наблюдение за небом (темные тучи, солнце пробивается редко, солнце
рано прячется, день короткий);

- наблюдение за солнцем (отметить восход и заход солнца);

- наблюдение «Куда делась вода из аквариума?»

- наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок через лупу;

- определение погоды по приметам;

- наблюдение за водоемами (лужей, рекой). Отметить постепенное замерзание;

- различение деревьев, кустарников по коре стволов, расположению ветвей, оставшимся на ветках плодам;

- наблюдение за повадками птиц;

- продолжить наблюдение за домашними животными.

Работа с родителями:

Оформление стенгазеты «Хочу всё знать»

   Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО:  предложить  бумагу  и  ножницы  для  вырезания  снежинок; трафареты диких животных, рыб; тонированную бумагу, пластилин.

Книжный уголок: подобрать литературу о диких животных и обитателях воды, открытки с их изображением.

Настольные игры на классификацию объектов окружающего мира.

Уголок природы

Альбом «Времена года» (декабрь, январь)

Январь

      Задачи:

    1.        Установить взаимосвязь между изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Дать представление о том, как осуществляется переход воды из одного агрегатного состояния в другое.

    2.        Формировать умение самостоятельно выделять и называть явления в живой и неживой природе (например, осадки: снег, хлопья, крупа; холодно, морозно).

    3.        Раскрыть роль человека в нарушении и сохранении окружающей нас природы, познакомить с правилами поведения в ней.

    4.        Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

             Опытническая работа:

  1. . Снег

- Защитные свойства снега. Цель: показать, что снег обладает защитными свойствами.

         2. Вода

-Замерзание пара на металлических предметах  Цель: показать, что при замерзании пара образуется иней, который оседает на ветках деревьев, стёклах автобусов, металлических предметах.

         3. Воздух

-Опыт с открытой дверью и свечой. Цель: показать, как образуется ветер в природе.

- Тема: «Как человек использует воздух для защиты от холода»

Цель: объяснить детям,  почему мы выбираем просторную обувь для зимы; почему зимой одевают несколько слоёв одежды и почему мех «греет» лучше.

          4. Лёд

- Свойства льда (бесцветность, прозрачность, гладкость, температура льда, прочность). Цель: познакомить со свойствами льда.

         5. Магнит

-Знакомство с магнитом. Цель: познакомить со свойствами магнита.

- Сила магнита. Цель: доказать, что магнит обладает силой.

          Игры с МЧ

  1. Цветные льдинки. Цель: знакомство с явлением диффузии.
  2. Теремок (2) Цель: научить детей свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразных веществ
  3.   Снеговая тучка. Цель: помочь детям понять образование снеговой тучи, появление снега.
  4. Твердое – жидкое. Цель: закрепить знания о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое.
  5. Родня. Цель: научить детей определять родственников по какому-либо признаку вещества и предмета.

Игры на классификацию

"Что в круге"

Цель: Учить  детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

«Волшебная дорожка»

Цель:  учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Я знаю»

Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов  классификационных групп.

«Выбери нужное»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку.

«Цепочка»

Цель: учить подбирать и называть признаки объектов.

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых  людям  определенных профессий.

«Поможем Золушке»

Цель: учить классифицировать объекты по различным признакам.

"Я  еду на Север"                        

Цель: Учить детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения

         Беседы:

           - «Как образуется ветер»

  • "Гололед".
  • "Как зимуют дикие звери?"
  • "Труд людей зимой".
  • "Зимующие и перелётные птицы".
  • "Почему не тает снег?"
  • "Чем иней отличается от снега?"
  • "Правила поведения в лесу».

          Труд в природе:

  • Помощь дворнику в уборке участка от снега.
  • Укрывание снегом корней деревьев.
  • Украшение елки цветными льдинками.
  • Сооружение построек из снега.
  • Уборка снега на участке малышей.
  • Изготовление кормушек для птиц.

         Чтение художественной литературы:

  • Н. Калинина "Про снежный колобок";          
  •  В. Архангельский "Летят снежинки"
  • Н. Павлова "Деревья зимой";  
  • Л.Толстой "Зайцы"
  • К. Ушинский "Проказы старухи зимы";      
  •  Т.А. Шорыгина "Рябина, зимний лес".
  • В. Бианки "Синичкин календарь" Январь.
  • Н. Павлова "Зимняя пирушка" (сказка);        
  • Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Синица"

       

    Речевые логические задачи:

  • "Зимние братья";        
  • «Логические задачи»

Наблюдения в природе:

- продолжать наблюдение за небом (отмечать расположение на небе туч, солнца, звезд и т.д.). Солнце только светит, но не греет;

- наблюдение за инеем. Попросить детей рассказать, что они знают об инее, чем он отличается от снега;

- наблюдение за образованием сугробов на участке, за работой снегоуборочной машины;

- наблюдение за птицами (отметить разное поведение птиц в разную погоду);

- наблюдение за гололедом, трудом дворника в гололед;

- наблюдение за снегопадом (отметить разнообразие снежинок в зависимости от погоды (снежинки, хлопья, крупка));

  - наблюдение за следами, которые оставили птицы, звери на снегу.

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО:  предложить бумагу и ножницы для силуэтного  вырезания животных; трафареты животных, человека. Книжка раскраска.

Книжный уголок:   разложить   книги  Е.   Чарушина,   К.Ушинского, литературу о временах года.

Февраль

Задачи:

1.        Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (снегопад,
сугробы, метель, вьюга, позёмка).

2.        Установить связь между особенностями внешнего вида, поведением птиц и условиями зимнего сезона.

3.        Воспитывать  исследовательский  интерес  в  природе  путем  создания проблемных ситуаций.

4.        Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Игры на классификацию

"Все в мире перепуталось"

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира  по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

"Отвечай быстро"

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.

 «Цепочка»

Цель: учить подбирать и называть признаки объектов.

«Был. Есть. Будет»

Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.  

«Ты мой кусочек»

Цель:  уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.

Игры с МЧ

1.Теремок (1). Цель: развитие ассоциативности  мышления, обучение детей сравнениям систем (лёд - снег), закрепление алгоритма системного мышления.

2. Хорошо – плохо. Цель: учить выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

3. Чем был – чем стал. Цель: учить определять линию развития объекта.

4.  Твёрдое – жидкое. Цель: учить определять линию развития объекта.

Опытническая работа

  1. Магнит

- «Намагниченная скрепка»

- «Действие магнита через воду и стекло»

      2. Воздух

- Загрязнение воздуха. Цель: показать детям, что городской воздух загрязнён.

- Перемещение воздуха. Цель: показать, что воздух легко перемещается.

       3. Лёд

- Твёрдое тело. Цель: подвести детей к выводу, что лёд обладает свойствами твёрдого тела.

        4. Снег

- Что тяжелее, снег или песок? Цель: показать детям, что песок (почва) тяжелее снега.

Беседы:

  • "Почему зимой грустят птицы?".
  • "Почему человек ухаживает за птицами?"                                                                                      

- "Для чего человек убирает снег зимой?".

  • "Живые ли растения зимой?".
  • "Чистый воздух. Для чего он нужен?"

       

 Труд в природе:

  • Подкормка птиц.
  • Разбрасывание песка на скользкие дорожки

  (помощь дворнику).

  • Сооружение построек из снега.
  • Украшение их цветными льдинками.
  • Встряхивание снега с кустов и деревьев.

Наблюдения в природе:

-        наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку, участок (различение их по передвижению по земле);

-        наблюдение за силой ветра, образованием метели, вьюги, поземки;

-        определение погоды по приметам;

-        увеличение продолжительности дня (отметить путь солнца утром, днем,
вечером);

  • наблюдение за чистотой воздуха на площадке у проезжей части;
  • наблюдение за травой, зимующей под снегом;
  • наблюдение за повадками птиц, обитающих в живом уголке;
  • наблюдение за следами птиц, оставленных на снегу.

Чтение художественной литературы:

  • И. Акимушкин "Жил был медведь"
  • Г. Скребицкий "На лесной полянке" (зима)
  • Г. Скребицкий "Маленький лесовод"
  • Н. Павлова "Белые шубки"
  • В. Бианки "Синичкин календарь" (февраль)
  • Т.А. Шорыгина "Зимующие птицы. Ворона"
  • С. Воронин "Моя береза" (зимой).
  • фольклор: стихотворения загадки, песенки - потешки о птицах.
  • Энциклопедия «Привычные вещи»

       Речевые логические задачи:

  • "Где снежинки?"
  • "Птичья столовая".

Самостоятельная деятельность детей:

  ИЗО: предложить трафареты птиц, силуэты птиц для вырезания и дальнейшего наклеивания на рисунки. Разнообразить материал для нетрадиционного рисования.

Книжный уголок: Подобрать литературу о птицах, изображения птиц. Книжки - раскраски.

              Уголок природы: 

Поместить иллюстрации с изображением зимних явлений: метели, вьюги; поземки; зимующих птиц.

- Оформить альбом «Времена года» (февраль, март).

      Работа с родителями: 

 Папку - передвижка на тему: "Неизведанное - рядом!".

 - Домашнее задание "Я - волшебник" (изобразить опыт, проведенный дома с ребенком).                                                                                 

Март

Задачи

  1. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега (на открытых местах, возле деревьев), образование сосулек, мокрый снег, сильные ветры и т.д.
  2. Продолжить знакомство со свойствами воды, воздуха; закрепить умение моделировать вещества и процессы, происходящие в них.
  3. Систематизировать представление о местах обитания домашних животных,
    диких зверей, насекомых.
  4. Расширить представление о живородящих рыбах, условиях их размножения.

Воспитывать интерес и бережное отношение к просыпающейся природе.

Опытническая работа:

  1. Вода

- Животворное свойство воды. Цель: показать важное свойство воды давать жизнь живым организмам.

          2. Воздух

- Живая змейка (Ветер в комнате) Цель: подвести детей к выводу, что воздух, нагреваясь, поднимается вверх.

- Тема: «Холодный и горячий воздух имеют разные свойства».

Цель: познакомить детей с умением воздуха сжиматься и расширяться. 

           3. Растения:

  • Необходимость тепла для распускания срезанных веток.
  • Посадка семян.
  • Влияние прополки на рост и развитие растений.

4. «Что такое тень?»

             

            Игры с МЧ

  1. Город смешанных человечков. Цель: закрепить умение моделировать вещества, процессы, происходящие в них.
  2. Перевёртыши. Цель: закрепить умение выделять в объектах и явлениях положительные и отрицательные стороны.
  3. Что умеет делать?  Цель: формировать умение выявлять функции объектов

Игры на классификацию

«Мир вокруг нас»

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира  по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку.

«Скажи всё об объекте»

Цель: упражнять детей в выделении признаков и свойств объектов.

"Колпачок"

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Волшебная дорожка»

Цель:  учить классифицировать объекты окружающего мира, находить общие для них признаки.

«Кто больше назовёт»

Цель: упражнять в перечислении объектов различных классификационных групп.

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

«Что это такое?»

Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам.

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых  людям  определенных профессий.

«Ты мой кусочек»

Цель:  уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.

              Беседы:

  • "Что я видел по дороге в д/сад» (изменения, произошедшие за последнее время).
  • "Для чего человеку уши?"

- "Откуда взялись ручейки?".

  • "Как дышит растение?".
  • "Что такое почки, развивающиеся на дереве?"
  • "Как образуется наст?"

            Труд в природе:

  • Уборка снега и льда.                           
  •  Перевозка снега в указанное место.
  • Уборка участка малышей.                    
  •  Разметание метлой луж.
  • Разбрасывание снега для быстрого таяния.          
  • Уборка веток деревьев.

         Чтение художественной литературы:                                                          

  • Т.А. Шорыгина "Береза"
  • Н. Сладков "Медведь и солнце"
  • Ю.Дмитриев "Цыплята и воробьята"
  • О. Иваненко "Сосулька", (сказка)
  • Т.А. Шорыгина "Подснежник"
  • Т.А. Шорыгина "Вкусный урок"
  • В. Бианки "Три весны"
  • фольклор: песенки - потешки, загадки, пословицы о весне.

Наблюдения в природе:

  • экскурсия  в  живой  уголок:   наблюдение  за  рыбами,  условиями  их  существования;
  • увеличение светового дня;
  • солнце: греет сильнее, изменился его путь в течение дня;

-  последние зимние бураны и вьюги, поземка;

  • таяние снега, образование сосулек, капель;
  • наблюдение за трудом дворника;
  • наблюдение за деревьями (с какой стороны от дерева быстрее тает снег);
  • образование ручейков;
  • наблюдение за птицами (изменилось их поведение);
  • оживление комнатных растений;
  • длительное наблюдение за ростом овса.

         Речевые логические задачи

  • "Волшебные льдинки"

- "Первые цветы".

Работа с родителями:

- Консультация «Как сделать интересной детскую прогулку»

- Выпуск минигазеты «Окружающий нас мир»

      Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить книжки - раскраски весенней тематики.

Книжный уголок: Подобрать литературу с весенней тематикой.

Уголок природы: Поместить иллюстрации с изображением весенних явлений, насекомых.

Уголок экспериментальной деятельности: Создать условия для дальнейшей опытнической работы с растениями, водой, светом, воздухом.

Апрель

Задачи:

  1. Уточнить представление детей о признаках весны: (растет трава, набухают
    почки, появляются насекомые, снег с дождем, появляются проталины).
  2. Формировать представление о способности человека и других живых
    существ чувствовать состояние среды (температуры, освещенность, влажность,
    наличие пищи).
  3. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой
    природе и жизнью животных.
  4. Продолжать учить детей выявлять функции объектов неживой системы природного мира.

5. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в природе.

Опытническая работа:

              1. Свет:

-Световой луч.

             2. Человек:

-        Наши помощники – глаза

   3.  Вода

-Заваривание воды травами, чаем. Цель: показать детям, что вкус можно изменить, заварив в воде лечебную траву, листья растений.

- Взаимодействие воды с другими веществами. Цель: показать, что вода является хорошим растворителем.

             4. Воздух.

- Вес воздуха. Цель: подвести детей к выводу, что воздух имеет вес.

- Тема: «Есть ли в воздухе вода?»

Цель: показать детям, что в воздухе есть водяные пары.

Игры МЧ:

  1. Мои друзья. Цель: учить детей выделять функцию объектов неживой системы природного мира.
  2. Что умеет делать вода? Цель: формировать умение выявлять функцию конкретного объекта – воды.
  3. Город маленьких человечков. Цель: закрепить знания детей о твёрдых, жидких, газообразных состояниях, учить давать им характеристику
  4. Весёлый мяч. Цель: закрепить

     умение детей ориентироваться в

      твёрдых, газообразных, жидких

      веществах, точно знать, из каких

            человечков они состоят.

Игры на классификацию

«Был. Есть. Будет» Цель: учить различать и называть свойства объектов в прошлом, настоящем и будущем.  

«Кто делает так же?»

Цель: учить детей сравнивать объекты по их действиям

«Рыбы – птицы – звери»

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

"Что в круге"

Цель: Учить  детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

«Я еду в деревню»

Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение.

«Цепочка»

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

«Выбери нужное»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку.

«Скажи всё об объекте»

Цель: упражнять детей в выделении признаков и свойств объектов.

«Аукцион слов»

Цель: упражнять детей в перечислении объектов различных классификационных групп.    

         Беседы:

  • Что нужно человеку?
  • Для чего человеку глаза.
  • «Завари лечебный чай»
  • «Правила друзей леса»
  • «У меня появился щенок»
  • «Что я чувствую, когда идет дождь»

      (холодно, жарко, темно и т.д.)

-  «Чем похожи – отличаются туман, роса,

    облака»

Труд в природе:

-        Уборка участка от сухих веток.

-        Помощь воробьям в постройке гнёзд (положить на кормушку лоскутки
теплового материала, шерстяные нитки, вату).

-        Уборка участка просохшей земли.

Чтение художественной литературы:

  • Ю.Дмитриев "Утята и Цыплята"
  • С.Чарушин "Барсук"
  • Т.А. Шорыгина "Ромашка"
  • Т.А. Шорыгина "Лиса весной"
  • И.М. Пришвин "Светлая капель"
  • В. Бианки "Игры и пляски"
  • В. Бианки "Лесной хор"
  • С. Воронин "Моя береза" (весной)

Наблюдения в природе:

  • увеличение светового дня;
  • солнце (греет сильнее, путь его изменился);

-   таяние снега, образование сосулек, капель;

  • небо голубое;
  • образование луж и ручьев на участке;
  • наблюдение за распусканием почек на ветках, стоящих в вазе;
  • гнездование птиц;
  • наблюдение за детенышами домашних животных;

-        наблюдение за кучевыми облаками (зависимость их количества от таяния
снега).

      Речевые логические задачи

  • "Когда это бывает?"
  • "Что здесь случилось?"

 Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО:    поместить   тонированную    бумагу   для    изображения    весенних иллюстраций.

Книжный уголок: Расположить литературу с весенней тематикой.

Уголок экспериментальной деятельности: Выложить материал для проведения опытов с растениями; предложить принести травы для заваривания.

  • Прослушивание грамзаписи с шумом воды.

Уголок природы

- Продолжить оформление альбома «Времена года» (апрель, май).

Май

                 Задачи:

1.        Обобщить  представления  о  том,  что  все  живые  существа  растут, развиваются, размножаются.

2.        Уточнить представления о жизни растений весной (быстрый рост, появление новых побегов и т.д.)

3.        Обобщить знания детей о необходимости воды, тепла, питания, света для нормального развития растений.

4.  Уточнить и расширить представление детей о воде, воздухе, их распространении в природе; раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, мерах по охране её чистоты и экономному использованию.

4.        Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Опытническая работа:

Свет:

- Солнечные зайчики.

Человек:

-        Большой - маленький (зрение).

                Вода

- Просачивание воды в почву. Цель: подвести детей к выводу, что вода имеет свойство просачиваться в почву. Время просачивания зависит от свойств почвы.

- Очистка воды. Цель: подвести детей к выводу, что загрязнённую воду можно очистить.

             . Воздух

-  Снижение парашюта Цель: познакомить с таким свойством воздуха, как сопротивляемость; показать детям использование воздуха в жизни человека.

- От чего зависит скорость падения листа. Цель: показать детям, что скорость падения листа зависит от площади поверхности листа.

         Игры с МЧ

  1. Жидкое – газообразное. Цель: закрепить знания о переходе веществ из жидкого состояния в газообразное.

2. Догони мяч. Цель: закреплять умение детей легко ориентироваться в твёрдых, жидких, газообразных веществах.

 3. Дразнилка Цель: формировать умение выявлять функции объекта, изменять её, используя суффиксы.  

Игры на классификацию

«Кто где живет»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания объектов живой природы.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: систематизировать знания о способах передвижения объектов.

"Колпачок"

Цель: учить различать и называть родовые и видовые понятия

"Кому что нужно?"

Цель: Упражнять в поиске объектов, необходимых  людям  определенных профессий.

"Отвечай быстро"

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

«Купец»

Цель: учить описывать свойства и признаки объектов, узнавать объект по описанию.

«Разведчики»

Цель: упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

«Репка»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы.

«Я знаю»

Цель: упражнять в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации, закрепить названия объектов  классификационных групп.

"Четвертый лишний"

Цель: Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку.

«Хвастуны»

Цель: учить детей самостоятельно сравнивать два и более объектов. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

«Я еду в деревню»

Цель: учить объяснять назначение объектов в различных ситуациях, нетипичных для объекта, развивать творческое воображение.

«Что это такое?»

Цель: учить детей классифицировать объекты по основным и дополнительным признакам.

"Все в мире перепуталось"

Цель: Учить объединять объекты окружающего мира  по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

          Беседы:                                                                                    

  • "Как животные ухаживают за своими животными?"
  • "Что происходит с растением весной?".
  • "Чем трава отличается от дерева?".
  • "Размножение растений".
  • «Почему нужно экономить воду при  использовании?»

Труд в природе:

  • Планирование детьми своей деятельности в зависимости от природы.
  • Уход за животными в уголке природы.
  • Уборка участка.
  • Посадка комнатных растений "детками".
  • Пересадка, перевалка комнатных растений.
  • Направление движения ручья в сторону растущих деревьев.

Чтение художественной литературы

  • Е. Чарушин "Ёж"
  • Ю.Дмитриев "Жеребята и щенята"
  • В. Левин "Первая прогулка", "Грачи".
  • Л.Стекольников "О чем поют жаворонки?"
  • Ю.Дмитриев "Лягушонок и головастик"
  • Ю.Дмитриев "Старик годовик"
  • Т.А. Шорыгина "Мать-и-мачеха"
  • Т.А. Шорыгина "Одуванчик"
  • Т.А. Шорыгина "Незабудка"
  • Т.А. Шорыгина "Белка"
  • Т.А. Шорыгина "Ёж"
  • Н. Павлова "Весной"
  • Викторина на тему "Цветы".
  • «Дом»

        Речевые логические задачи:

  • "Что случилось на прогулке".
  • "Удивительные капельки".

Наблюдения в природе:

  • увеличение светового дня;
  • отражение в зеркале солнечных лучей;
  • наблюдение за небом, образование облаков;
  • наблюдение за разливанием после дождя лужи, течением воды из крана.
  • изменение в природе после грозы (светит солнце, лужи, капли дождя на
    деревьях и траве);
  • нахождение теневых и солнечных мест на участке;
  • изменение на участке в связи с потеплением и удлинением дня;
  • сравнение цветов мать-и-мачехи и одуванчика;
  • цветущие деревья;
  • наблюдение за насекомыми;
  • наблюдение за трудом садовника;
  • наблюдение за птицами, прилетающими на участок их различение.

Работа с родителями:

Посадка деревьев на участке; субботник

Самостоятельная деятельность детей:

ИЗО: предложить тонированную бумагу, материал для нетрадиционной изодеятельности, книжки - раскраски.

Книжный уголок: Разложить книги с весенней тематикой.

Литература:

 

  1. Программа «Истоки» М., 2003 г.
  2. «Золотой ключик» творческого мышления

     (Сборник методических материалов ДОУ№ 277 г. Самары)    

     Под ред. Т.А.Сидорчук  Челябинск, 2000 г

      3. Сидорчук Т.А., Корзун   А.В. «Воображаем, размышляем,  творим…»

         Мозырь  2006

  1. Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун « Формирование навыков мышления,

     воображения и речи дошкольников средствами «ОТСМ – ТРИЗ»

     (методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений и

      студентов педагогических колледжей)   2005г

    5. Корзун А.В., Кишко С.В.  «Экологическое воспитание детей среднего

        и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики».

6. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим и развитие

     речи» М., 2005 г.

7. Крулехт М.В. «Предметный мир» «Дошкольник и рукотворный мир»

     8. Кирьянова Р.А. «Год до школы» Система игр и упражнений

         для подготовки детей к школе   СПт 2003 г

     9. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. «Ознакомление с окружающим миром»

         М., 2006 г.

   10. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и  

        экспериментов в детском саду» М., 2003 г

   11. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» М 1985

   12. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий

    с дошкольниками для психолога и воспитателя/

    авт.-сост. Е.Д.Шваб. – Волгоград 2007 г.

  1.  «Четыре времени года» Сост. С.А.Веретенникова, А.А.Клыков   М., Просвещение 1971 г
  2.  «От осени до лета» составитель Л.А. Владимирская  Волгоград
  3.  Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно!» СПт 2004 г
  4.  Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам.

       Книги 1, 2 М., 2006 г

17. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам»

      Книга 3, М.,2007г.

18. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4 2006 г.

     19.Журнал «Дошкольное воспитание» № 1,3, 1997 г,  № 3 1998 г.

20. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» М., 2005 г

21..Бондаренко Т.М «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»  Воронеж, 2005 г

22. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе М., 2005 г

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с природой

Перспективный план по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста является опорой для проведения непосредственной образовательной деятельности, предусмотренной программой нашего об...

Перспективный план по ознакомлению с природой

В плане использованы дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций....

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и природой

Углублять знания детей о четырех временах года по существенным признакам сезона. Устанавливать связь между живой и неживой природой. Знать основные признаки живого, приспособления растений и животных ...

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и природой. Старшая группа.

Углублять знания детей о четырех временах года по существенным признакам сезона. Устанавливать связь между живой и неживой природой....

Перспективное планирование по ознакомлению с природой в детском саду

Данное планирование соответствует ФГОС и программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы...

Перспективное планирование по ознакомлению с природой, предметным и социальным окружением в младшей группе

Умение любить природу не придет само собой. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые в яркой и эмоциональной форме преподносит детям воспитатель. Работ...

Перспективный план по ознакомлению с природой

Перспективный план в средней группе...