Познавательно-исследовательский проект в средней группе "Трудолюбивый муравей"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Кусярбаева Нургуль Фатиховна

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Трудолюбивый муравей»

Актуальность проекта:

     Дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и  встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.

      Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком.  В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять.

      Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых (муравьях, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность)

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель:

Создание условий для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе знакомства с многообразием мира насекомых.

Ожидаемые результаты:

- бережное, осознанное отношение детей к муравьям

- детям интересно узнать о других насекомых (познавательный интерес)

- дети могут объяснить другим, какую пользу и вред приносят муравьи

- дети имеют опыт практического использования способов получения информации ( спроси у знающего человека, посмотри в книге, посмотри в интернете, вспомни, понаблюдай)

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

- Создание предметно-развивающей среды.

- Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.

- Подбор дидактических и настольно-печатных игр.

- Для родителей : рекомендации для родителей по просмотру мультфильмов, научных программ про насекомых , беседы; консультирование родителей по вопросам мини-проекта.

2 этап: Основной

Познавательное развитие:

- Беседа «Муравьи». Цель: развивать мышление, воспитывать любознательность, интерес к насекомым.

-Беседа «Муравейник». Цель: Познакомить детей с образом жизни муравья и  устройством муравейника.

- Просмотр детских  презентации : «Удивительные муравьишки», «Не обижайте муравья

-Просмотр мультфильмов: «Путешествие муравья», «Муравьишка-хвастунишка».

Игровая деятельность:

Дидактическая игра "Собери картинку из частей”

Дидактическая игра: « Кого не стало»

Дидактическая игра: «Похож – не похож»

Дидактическая игра: «Найдите, что опишу».

Дидактическая игра: «Кто живет в домике»

Настольная игра: лото «Насекомые»

Дидактическая игра: «Угадай по описанию».

Речевое развитие.

Сказки, рассказы: Владимир Сутеев «Под грибом», «Владимир Сутеев  «Кораблик», Виталий Бианки  «Как муравьишка домой спешил», Мария Шкурина  «Сказка про хвастливого муравья»

Приметы.

Много муравьев возле муравейника – к хорошей погоде.

Муравьи завелись в доме - к добру.

Загадки.

1. Без пилы, без топора,
    Дом строит.

2. Букашка маленькая, да удаленькая. 

3. День и ночь напролет груз тяжелый волочет. 

4. И грузчик, и плотник, и артельный работник, а без пилы и топора строит города.  

5. Кто больше себя (тяжелее себя) ношу носит?

Пословицы и поговорки:

Если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.

Если муравьи прячутся в кучи - жди сильного ветра, дождя, грозы.

Муравьи в августе увеличивают муравейники - жди ранней и холодной зимы.

Трудолюбив как муравей.

Мал муравей телом, да велик делом.

Тащит в дом, как муравей.

Муравьи сообща и льва одолевают.

Муравей невелик, а горы копает.

Художественно-эстетическое развитие.

 - Аппликация (коллективная работа) «Муравейник». Цель: обучить детей созданию аппликации с использованием нетрадиционных материалов

 - Лепка «Муравьи». Цель: учить детей создавать композицию «Муравьи в муравейнике», лепить фигурки муравьев, продуманно располагая их на основе («муравейник»).

 - Раскраски «Муравьи» -самостоятельная деятельность детей

 -Рисование «Путешествие муравья». Цель: Научить рисовать муравья из трех частей; воспитывать доброту

Физическое развитие.

 - Подвижные игры: 

Игра: "Кто как передвигается?"

Цель: Составление сложных предложений со значением

противопоставления.

-Физминутки:

1)Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт.

2) Муравей нашел былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно взвалил на спинку.

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей.

Он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший муравей возводит дом

3 этап: Заключительный

  • Изготовление макета «Муравейник»
  • Выставка творческих работ