Статья "Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"
статья по окружающему миру (средняя группа)

Молодцова Екатерина Анатольевна

Положительное отношение к природе формируется, когда мы умеем видеть и почувствовать её красоту. Природа эмоционально очень сильно воздействует на человека. Взрослые должны формировать "чувство природы" у детей. А формировать и закреплять это чувство у дошкольников лучше всего через изобразительную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_nachal_ekologii.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование начал экологической культуры

у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

  1. Экологическое воспитание дошкольников

        

        Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения.

        Самые маленькие жители Земли – дети. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей и т. д., экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей – нового направления дошкольной педагогики.

И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

        Дошкольное детство – начальный этап становления личности человека. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

        Дети моей группы (средняя) сензитивны (чувствительны к определённого рода воздействиям)  к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. У детей 4-5 лет еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, мы помогаем детям обрести реалистические представления об окружающем мире.

        

  1. Формирование начал экологической культуры

        

        Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний экологической культуры ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива, условиями воспитания.

        Наиболее характерные для дошкольников элементы экологического сознания:

1. Потребность в общении с природой.

2. Эстетические и этические чувства.

        Еще одно условие воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

        Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

        Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.

        Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей. Исходя из своего опыта работы по экологическому воспитанию, я выработала несколько правил для себя:

  • это медленная и выразительная речь, многократное повторение одного и того же, подкрепление слова образом предмета, действием;
  • частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • использование приемов, вызывающих положительные эмоции детей;
  • частые похвалы в адрес ребенка.

  1. Роль изобразительной деятельности в экологическом воспитании          дошкольников

        

        Ребенок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы – одухотворение природных явлений.

        На каждом занятии по изобразительной деятельности решают следующие задачи:

1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).

3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

        Осуществляя эту воспитательную задачу, я стараюсь развивать и формировать в детях:

  • умение одухотворять «живую» и «неживую» природу;
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения (вставать на место другого, быть в чьей-то роли);
  • готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т. п, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам растений и животных;
  • стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним;
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.

        

        Мы знаем, что для осуществления творческого процесса ребенок использует различные виды художественной деятельности, которые я тоже использую в своей работе:

• Изобразительной (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, палочкой, фломастерами и др.);

• Конструктивной (работа с пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.);

• Декоративной ( украшение предметов декоративно-прикладного значения).

  1. Заключение

        

        Итак, из вышесказанного становится понятным, что лейтмотивом экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование отношений к окружающей среде. Ведь природа – это самое удивительное из того, что нас окружает. Шаг за шагом нам с детьми предстоит открывать это удивительное.

        Продолжая работу по экологическому воспитанию в средней группе, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Закреплять полученные навыки по формированию у ребенка позиции созидателя, исследователя, помощника, друга представителя животного и растительного мира.

2. Создать в группе, в детском саду условия для жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира позволило стать Человеком.

3. Усилить работу с родителями по экологическому воспитанию.

        За время работы в детском саде я убедилась, что через разные виды деятельности можно закладывать основы экологического воспитания. И я надеюсь, что развивая детское творчество средствами отражения детьми объектов и явлений природы в изобразительной деятельности, дети получают не только знания о мире природе, живых существах, населяющих мир и растениях, но и начинают смотреть на этот мир другими глазами и это вызывает у них любовь к природе и желание беречь ту красоту, которую они видят и могут создавать своими силами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

1.Вводное слово по теме педсовета «Формирование начал экологической культуры у дошкольников».2.Анализ результатов тематической проверки по экологическому воспитанию....

Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Определяя  тему по самообразованию, я  остановилась на проблеме экологического воспитания....

Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей на тему: "Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"

Конспект мастер-класса по художественно-эстетическому развитию /рисованию/ в средней группе на тему "Жираф" Цель: формирование представлений детей об экзотических жи...

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....

Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....