«Птицы весеннего леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект СОД по познавательному развитию «Птицы весеннего леса» средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_vesennego_lesa.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 Г. РОССОШИ
Конспект СОД по познавательному развитию
«Птицы весеннего леса»
средняя группа
Воспитатель: О.Н. Свет
г. Россошь
2020 год
Цели:
Образовательные
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.
Развивающие
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).
Воспитательные
- Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.
- Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.
Оборудование: игрушка Карлуша, стакан с водой, камешки, изображения ласточки, скворца, цапли, грача и места их прилёта, фонограмма голосов птиц.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
- отгадывание загадок о птицах и весне;
- чтение художественной литературы о весне и птицах;
- разучивание стихов данной тематики;
- прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
- рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
- проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.
Ход занятия:
Дети входят и останавливаются полукругом .
I. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? Я приготовила для вас очень интересную загадку, хотите её услышать?
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… весна.
Воспитатель: Ребята, о чем эта загадка? Какое сейчас время года? А что у нас происходит в природе?
Дети: солнце светит ярче, прилетают перелётные птицы, дует теплый ветер, появляются почки, первые весенние цветы.
Слайд 2 (картина весна)
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца,
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы.)
Слайд 3 (птицы)
II. Беседа.
Воспитатель: С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют.
(Дети рассматривают птицу на экране и объясняют название «Пернатые друзья».)
Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они очень хорошо поют песни и радуют нас.
Воспитатель: Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады.
Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось? (Из- за ширмы появляется птичка Карлуша).
Встревоженный звук птицы (на слайде 3)
Воспитатель: (обращается к Карлуше)
Карлуша, что случилось, почему ты такая встревоженная?
(Карлуша на ухо воспитателю рассказывает проблему).
Слайд 4 (сидят птицы)
Ребята, Карлуша рассказала мне, что в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес не оживёт, и весна не наступит. Что же делать? Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны? Карлуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем нашим пернатым друзьям.
(Карлуша прощается и улетает).
Ну что же, ребята, нам пора отправляться в путь. Вы готовы?
Физкультминутка
Слайд 5 с музыкой
Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.
С вами мы пойдем гулять – в лес птичек спасать.
Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти – вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Покажите – ка мне, дети, как дует в лесу ветер?
Как деревья он качает, к земле ветки пригибает. (Наклоны туловища влево, вправо).
Мы шагаем, мы шагаем, по полянке мы гуляем. (Ходьба друг за другом по кругу).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы и добрались до лесной полянки.
Слайд 6 (лесная поляна).
Релаксация
Давайте закроем глазки, сделаем глубокий вдох и почувствуем свежесть и аромат воздуха, наполненного запахом весенних цветов, и послушаем, как тихо в лесу. Почему так тихо в лесу?
Дети: Не поют птицы, их заколдовала злая колдунья.
Воспитатель: Ребята присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики.)
Слайд 7 (тетушка Сова)
Воспитатель: Посмотрите, нас встречает Мудрая тетушка Сова, которая знает обо всем на свете, и очень любит ребят. Она подскажет как нам помочь птицам.
«Если выполните все задания Колдуньи, колдовство исчезнет и птицы запоют.. Предупреждаю, будет нелегко, задания очень сложные»
Воспитатель: Ну что же, ребята, начнём наш нелёгкий путь. А вот и первое задания, которые мы должны выполнить.
III. Практическая часть.
Дидактическое упражнение : «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель:- Дети, мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелётные. Птицы, которые улетают в теплые края. Эти птицы называются- перелетные.
Эти птицы прилетают к нам из далёкого края весной, когда тает снег, становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.
А птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются? Зимующие.
Воспитатель:- У нас здесь много картинок с птицами. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.
Воспитатель: расположите перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
Воспитатель:- Выберите картинку с той птицей, которая улетает от нас осенью, и прилетает весной первой.
(Ребёнок выбирает картинку)
Дети:- Это грач.
Воспитатель:- Правильно. Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей.
Воспитатель:- А вслед за грачами кто прилетает в родные края. Выберите картинку со скворцом.
Воспитатель:- Ребята, отгадайте, у какой птицы такой хвостик?
(Воспитатель показывает картинку с хвостом ласточки)
Дети:- Это хвост ласточки.
Воспитатель:- Молодцы. Покажите картинку с ласточкой.
Воспитатель:- Дети, а какой птички этот силуэт? (силуэт цапли)
Воспитатель:- Ребята, какие здесь остались птицы? (зимующие), давайте их назовем и отправим в круг со снежинкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием.
Прежде чем мы приступим к выполнению задания, вспомним строение птиц.
Слайд 8 (строение птицы)
Рассматривают на экране птицу, называют части тела.
Дидактическое упражнение «Дорисуй птицу»
Дорисовать чего не хватает у птицы . (клюв, ноги и др.)
Слайд 9 (цапля)
Упражнение на координацию и ориентировку «Цапля»
Дети: (встали на одну ногу, изображая цаплю, и говорят)
Очень трудно мне стоять, ногу вниз не опускать;
Раз, два, три, четыре, пять — начинаю я скакать.
Чередовать прыжки на правой-левой ноге с продвижением врассыпную, остановиться
Цапля клюнула лягушку,
Наклониться вперед, хлопнуть в ладоши
Цапля цапнула лягушку.
Выпрямиться, хлопнуть в ладоши
Проглотила целиком.
Это цапле нипочем! Вытянув руки вперед и перевернув ладошки, хлопать.
Слайд 10 (птички пьют воду)
«Хотели птички пить»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на пути стоит банка, а в ней немного воды, а рядом записка, в которой птички просят, чтобы мы помогли им напиться, они не достают клювом до дна.
Опыт «Послушная водичка»
Аккуратно набросать камешек в банку, вода постепенно поднимется. Что происходит? Вода поднимается вверх, увеличиваясь в объёме, так как мы добавляем туда камешки. И птички теперь могут напиться.
Слайд 11 (жилища)
Дидактическая игра «Каждой птичке своё место»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы.
Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Ласточка строит свое гнездо под крышей дома, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди, у цапли гнездо высоко на дереве. Но не всем птицам хватает домиков, и у них часто возникают споры.
Вот и у нас с вами произошла такая история – птицы вернулись из теплых краев и перепутали свои жилища. Давайте им поможем разобраться где чье гнездо.
(На экране изображения птиц и под ними неправильное место прилёта. Дети, прослушав стихотворение, перемещают изображение птицы на своё место прилёта)
1. Ветка – раз, пушинка – два –
Просто кругом голова!
Отчего грачи кричат?
Строят гнёзда для грачат. (грач – гнедо на дереве)
2. Кто прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка – гнездо под крышей дома)
3. Есть на дереве дворец. Во дворце живёт певец. Он не лает, не кусает, Сад фруктовый охраняет. (скворец - скворечник)
4. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (цапля – гнездо в густых зарослях)
Слайд 12 (птицы в лесу со звуками)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли нашим пернатым друзьям, лес ожил и значит, весна всё-таки наступила.
Давайте поиграем с птичками в интересную игру
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Ход игры:
Дети – «воробушки» садятся в обручи – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся в обручи). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Вам понравилось наше приключение в весеннем лесу? Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад.
В детский сад сейчас пойдём
На носочках по тропинке,
Друг за другом мы идём!
В детский сад сейчас зайдём.
IV. Итог занятия: Сегодня ребята вы все молодцы, работали очень активно. Мы повторили с вами то, что знали о перелетных птицах, а также узнали много нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весеннее развлечение для детей первой младшей группы «Прогулка по весеннему лесу».
Весеннее развлечение для детей первой младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу».Программное содержание: Доставить радость от совместной прогулки, закрепить основные признаки весны.Пособия: Игрушки:...
"В весеннем лесу с Куклой Катей" сценарий весеннего развлечения в младших группах
К детям приходит в гости Кукла Катя со своими друзьями - зверями. Дети с ними поют, танцуют, играют на ложках и бубнах, весело отмечают приход Весны....
Модель образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по весеннему лесу: животные и птицы весной"
Цель: обогащать и систематизировать представление детей об изменениях, происходящих в жизни диких животных и птиц в весенний период. Задачи:- закреплять умение...
Прогулка по весеннему лесу (весенний сценарий для 2-й младшей группы)
Ведущая: Ребятки, мы с вами сегодня отправимся в весенний лес. А поедем мы туда на нашем веселом паровозике. (дети «едут» под музыку в зал). Ведущая:...
«Прогулка по весеннему лесу» - сценарий весеннего праздника на ясельной группе
Сценарий весеннего праздника на ясельной группе...
ООД «Перелетные птицы» в средней группе « Встреча в весеннем лесу»
тема « Встреча в весеннем лесу»Задачи: Обобщить представление о перелетных птицах: внешнем виде, поведении в весенний период, повадках. Развивать логическое мышление, внима...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Птицы весеннего леса"
Материал рассчитан на закрепление представлений детей старшего дошкольного возраста о некоторых перелетных птицах, их способах питания и гнездования. Рассматриваются и закрепляются приметы весны и отл...