«Птицы весеннего леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Свет Ольга Николаевна

Конспект СОД  по познавательному развитию  «Птицы весеннего леса»  средняя группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_vesennego_lesa.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 Г. РОССОШИ

Конспект СОД                                                                                       по познавательному развитию

«Птицы весеннего леса»

средняя группа

                                                                                   

Воспитатель:   О.Н. Свет

г. Россошь
2020 год

Цели:

Образовательные

  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.

Развивающие

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.
  • Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.

Оборудование:  игрушка Карлуша, стакан с водой, камешки, изображения ласточки, скворца, цапли, грача и места их прилёта, фонограмма голосов птиц.

Предварительная работа:  

  • наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
  • отгадывание загадок о птицах и весне;
  • чтение художественной литературы о весне и птицах;
  • разучивание стихов данной тематики;
  • прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
  • рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
  • проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.

 

Ход занятия:

Дети входят и останавливаются полукругом  .

I. Организационный момент.

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? Я приготовила для вас очень интересную загадку, хотите её услышать?

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… весна.

Воспитатель: Ребята, о чем эта загадка? Какое сейчас время года? А что у нас происходит в природе?

Дети:  солнце светит ярче, прилетают перелётные птицы, дует теплый ветер, появляются почки, первые весенние цветы.

Слайд 2 (картина весна)

Воспитатель:  Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца,

Слышны их песенки с деревьев.      (Птицы.)                                                                  

Слайд 3 (птицы)

II. Беседа.

Воспитатель:  С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют.

(Дети рассматривают птицу на экране и объясняют название «Пернатые друзья».)                                                                                                                          

Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они очень хорошо поют песни и радуют нас.

Воспитатель:  Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады.

Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось?                (Из- за ширмы  появляется птичка Карлуша).

Встревоженный звук птицы  (на слайде 3)

Воспитатель:  (обращается к Карлуше)

 Карлуша, что случилось, почему ты такая встревоженная?

(Карлуша на ухо воспитателю рассказывает проблему).

Слайд 4  (сидят птицы)

Ребята, Карлуша рассказала мне, что в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес не оживёт, и весна не наступит. Что же делать?                                                                        Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны? Карлуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем нашим пернатым друзьям.

 (Карлуша прощается и улетает).

Ну что же, ребята, нам пора отправляться в путь. Вы готовы?

 

Физкультминутка

Слайд  5  с музыкой

Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.

С вами мы пойдем гулять – в лес птичек спасать.

Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба).

Впереди – ручеёк, перейти – вот мосток. (Ходьба на носочках).

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).

Покажите – ка мне, дети, как дует в лесу ветер?

Как деревья он качает, к земле ветки пригибает. (Наклоны туловища влево, вправо).

Мы шагаем, мы шагаем, по полянке мы гуляем. (Ходьба друг за другом по кругу).

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).

Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы и добрались до лесной полянки.                    

Слайд  6   (лесная поляна). 

Релаксация 

Давайте закроем глазки, сделаем глубокий вдох и почувствуем свежесть и аромат воздуха, наполненного запахом весенних цветов,  и послушаем, как тихо в лесу. Почему так тихо в лесу?

Дети: Не поют птицы, их заколдовала злая колдунья.

Воспитатель: Ребята присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики.)

Слайд 7 (тетушка Сова)

Воспитатель:   Посмотрите, нас встречает Мудрая тетушка Сова, которая  знает обо всем на свете, и очень любит ребят. Она подскажет как нам помочь птицам.

«Если выполните все задания Колдуньи, колдовство исчезнет и птицы запоют.. Предупреждаю, будет нелегко, задания очень сложные»

Воспитатель:   Ну что же, ребята, начнём наш нелёгкий путь. А вот и первое задания, которые мы должны выполнить.

III. Практическая часть.

 Дидактическое упражнение «Перелетные и  зимующие  птицы»

Воспитатель:- Дети, мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелётные. Птицы, которые  улетают в теплые края. Эти птицы называются- перелетные.

Эти птицы прилетают к нам из далёкого  края   весной, когда  тает снег, становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.                                                            

А  птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются? Зимующие.

Воспитатель:- У нас здесь много картинок с птицами. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся,  какие из них перелетные, а какие зимующие.

Воспитатель: расположите перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель:- Выберите картинку с той птицей, которая улетает от нас осенью, и прилетает весной первой.

(Ребёнок выбирает картинку)

Дети:- Это грач.

Воспитатель:- Правильно. Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей.

Воспитатель:- А вслед за грачами кто  прилетает  в  родные  края.                        Выберите картинку со скворцом.

Воспитатель:- Ребята, отгадайте, у какой птицы такой  хвостик?

(Воспитатель показывает картинку с хвостом ласточки)

Дети:- Это хвост ласточки.

Воспитатель:- Молодцы.  Покажите  картинку с  ласточкой.

Воспитатель:- Дети,  а какой птички этот  силуэт? (силуэт цапли)

Воспитатель:- Ребята, какие здесь остались птицы? (зимующие), давайте их назовем и отправим в круг со снежинкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием.

Прежде чем мы приступим к выполнению задания, вспомним строение птиц.

 

  Слайд 8 (строение птицы)                                                                                                                          

Рассматривают на экране птицу, называют части тела.

Дидактическое упражнение  «Дорисуй птицу»                                                                               

Дорисовать чего не хватает у птицы . (клюв, ноги и др.)

Слайд 9 (цапля)

Упражнение на координацию и ориентировку «Цапля»

Дети: (встали на одну ногу, изображая цаплю, и говорят) 
Очень трудно мне стоять, ногу вниз не опускать;
Раз, два, три, четыре, пять — начинаю я скакать.
Чередовать прыжки на правой-левой ноге с продвижением врассыпную, остановиться 
Цапля клюнула лягушку,
Наклониться вперед, хлопнуть в ладоши
Цапля цапнула лягушку.
Выпрямиться, хлопнуть в ладоши 
Проглотила целиком.
Это цапле нипочем!                                                                                                                      
Вытянув руки вперед и перевернув ладошки, хлопать.

Слайд 10 (птички пьют воду)

 «Хотели птички пить»

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, у нас на пути стоит банка, а в ней немного воды, а рядом записка, в которой птички  просят, чтобы мы помогли им напиться, они  не достают клювом до дна.

 Опыт «Послушная водичка»

Аккуратно набросать камешек в банку, вода постепенно поднимется.                            Что происходит?                                                                                                                       Вода поднимается вверх, увеличиваясь в объёме, так как мы добавляем туда камешки. И птички теперь могут напиться.

Слайд 11 (жилища)

Дидактическая игра «Каждой птичке своё место»

Воспитатель:   Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы.

Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье. Ласточка строит свое гнездо под крышей дома, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди, у цапли гнездо высоко на дереве. Но не всем птицам хватает домиков, и у них часто возникают споры.

Вот и у нас с вами произошла такая история – птицы вернулись из теплых краев и перепутали свои жилища. Давайте им поможем разобраться где чье гнездо.

(На экране изображения птиц и под ними неправильное место прилёта. Дети, прослушав стихотворение, перемещают изображение птицы на своё место прилёта)

1. Ветка – раз, пушинка – два –
Просто кругом голова!
Отчего грачи кричат?
Строят гнёзда для грачат. (грач – гнедо на дереве)

2. Кто прилетает к нам с теплом,                                                                                            Путь проделав длинный,                                                                                                    Лепит домик под окном                                                                                                               Из травы и глины.         (ласточка – гнездо под крышей дома)

3. Есть на дереве дворец.                                                                                                            Во дворце живёт певец.                                                                                                              Он не лает, не кусает,                                                                                                                         Сад фруктовый охраняет.      (скворец - скворечник)

4. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (цапля – гнездо в густых зарослях)

 

Слайд 12 (птицы в лесу со звуками)

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли нашим пернатым друзьям, лес ожил и значит, весна всё-таки наступила.

Давайте поиграем с птичками в интересную игру

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход игры:

Дети – «воробушки» садятся в обручи – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся в обручи). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

 

Вам понравилось наше приключение в весеннем лесу?                                                   Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад.

                                                                                                                                                    В детский сад сейчас пойдём
На носочках по тропинке,
Друг за другом мы идём!
В детский сад сейчас зайдём.

IV. Итог занятия: Сегодня ребята вы все молодцы, работали очень активно.                                                       Мы повторили с вами то, что знали о перелетных птицах, а также узнали много нового.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы «Прогулка по весеннему лесу».

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу».Программное содержание: Доставить радость от совместной прогулки, закрепить основные признаки весны.Пособия: Игрушки:...

"В весеннем лесу с Куклой Катей" сценарий весеннего развлечения в младших группах

К детям приходит в гости Кукла Катя со своими друзьями - зверями. Дети с ними  поют, танцуют, играют на ложках и бубнах, весело отмечают приход Весны....

Модель образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по весеннему лесу: животные и птицы весной"

Цель: обогащать и систематизировать представление детей об изменениях, происходящих в жизни диких животных и птиц в весенний период. Задачи:-       закреплять умение...

Прогулка по весеннему лесу (весенний сценарий для 2-й младшей группы)

Ведущая:      Ребятки, мы с вами сегодня отправимся в весенний лес. А поедем мы туда на нашем веселом паровозике. (дети «едут» под музыку в зал). Ведущая:...

ООД «Перелетные птицы» в средней группе « Встреча в весеннем лесу»

тема « Встреча в весеннем лесу»Задачи: Обобщить представление о перелетных птицах: внешнем виде, поведении в весенний период, повадках.  Развивать логическое мышление, внима...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Птицы весеннего леса"

Материал рассчитан на закрепление представлений детей старшего дошкольного возраста о некоторых перелетных птицах, их способах питания и гнездования. Рассматриваются и закрепляются приметы весны и отл...